Рефераты. Оценка факторов внутренней и внешней среды деятельности образовательного учреждения на примере филиала ВЗФЭИ г. Брянска

Внутренняя структура современного вуза всецело зависит от его внешней среды. Она органически встроена в рынок и вынуждена меняться постоянно. Важно поэтому обеспечивать постоянную адекватность внутренней структуры вуза требованиям динамичной внешней среды. Недопустимо вносить произвольные изменения в структуру вуза.

Рис. 1.3.. Система взаимодействия комплекса маркетинга и факторов внутренней среды

Многие специалисты считают, что создание внутренней структуры вуза сродни конструированию механизма, где "деталями" служат квадратики с названиями хозяйственных подразделений, отделов, кафедр, центров и т.п.. Практика показывает, что такое организационное "творчество" чаще ухудшает состояние образовательной организации, нежели повышает эффективность работы. У нас распространен взгляд на организацию, как на структуру, которую можно строить по произволу конструктора. На Западе уже давно отказались от представлений об образовательной организации как о механизме, созданном только для добывания прибыли. Осознано, что любое образовательная организация - это организм, живущий по своим объективным законам, произвольное нарушение которых ведет к гибели. Важнейшими закономерностями его существования являются:

- стремление к выживанию;

- постоянное преобразование, развитие, направленное на приспособление к внешней среде;

- создание и совершенствование своих "органов";

- поддержание благоприятной внутренней среды;

- наличие целостности, единого предназначения для всех его частей.

Но и данных представлений оказывается недостаточно, чтобы верно оценить все стороны современного, цивилизованного вуза, которое на самом деле является организацией в самом широком, социальном смысле этого слова, т. е. добровольным объединением работников, направленным на удовлетворение их основных интересов. Конечно, пока в российских условиях это определение не вполне точно отражает действительность, так как объединение работников не всегда добровольно, поскольку часто перед ними нет выбора и удовлетворяют они на предприятии лишь отдельные свои интересы, преимущественно материальные. Но такая оценка вуза заставляет руководителя, менеджера осознать реальность, давно понятую в развитых странах: организация должна служить не только своим хозяевам, но и работникам, удовлетворяя все важнейшие их потребности в защищенности, в стабильности, творческом труде, в чувстве собственной значимости, в развитии и, конечно, в материальных благах.

Можно заметить, как постепенно растет слой людей, которые, оправившись от шока стремительного перехода к рынку, предпочитают уходить от высокой зарплаты ради психологического комфорта и более творческой работы.

Микросреда представлена силами (конкретными организациями и лицами), имеющими непосредственное отношение к данному субъекту маркетинга и его возможностям. Микросреда подразделяется на:

1. факторы, не контролируемые образовательным учреждением (включая конкретных поставщиков, контрагентов, потребителей, конкурентов);

2. факторы, в определенной степени контролируемые руководством образовательного учреждения (выбор и коррекция сферы деятельности, определение целей учреждения, роль в нем маркетинга, общий уровень профессионализма и маркетинговой культуры персонала и др.) Степень контролируемости этих факторов коррелирует со степенью самостоятельности учреждения;

3. факторы, подконтрольные службе маркетинга: выбор целевых рынков (сегментов), в т.ч. по размерам, особенностям и глубине разработки; цели маркетинговой деятельности, в т.ч. в отношении имиджа учреждения, путей продвижения образовательных услуг, роли в конкуренции; тип организации маркетинговой службы; расстановка акцентов, выбор средств, внесение корректив в ходе выполнения маркетинговых действий, решения задач.

Кадровый фактор внутренней среды

К внутренним факторам относиться кадровая политика вуза. Уровень образования кадров и этические подходы весьма важны. Это основные составляющие конкурентных преимуществ.

Поведение людей, естественно, не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.

К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знают о том, что процесс контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля.

Проблем, возникающих вследствие воздействия системы избыточного контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.

Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если периодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят.

Влияние государственной финансовой политики

В России должна быть сильная современная высшая школа, об этом говорили в своих докладах ректор МГУ Виктор Садовничий. Она обязана готовить первоклассных специалистов и проводить научные исследования в ведущих областях, определяющих научно-технический прогресс, экономический рост в стране и благосостояние населения.

Владимир Путин считает, что в сферу образования нужно привлекать частные капиталы, бизнес, который будет использовать свои средства на подготовку специалистов и сам следить за их распределением. Он коснулся и проблем обучения в платных учебных заведениях, заметив, что некоторые из них не могут реально конкурировать с государственными. Они дают невысокий уровень знаний, нередко такие вузы возглавляют руководители, не имеющие ученых степеней. Они просто занимаются обманом населения.

Таблица 1.4.

Источники финансирования вузов, находящихся в подчинении Министерства образования Российской Федерации (в %)

Источник финансирования

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Госбюджетное финансирование

68,3

65,7

55,1

53,8

50,9

50,9

Средства от предпринимательской деятельности

22,9

25,4

33,0

35,2

37,0

39,2

Прочие средства

8,8

8,9

11,9

11,0

12,1

9,9

ИТОГО

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Как видим, в целом по России прослеживаемся тенденция снижения значения бюджетного финансирования высшей школы и переход на доходы от предпринимательской деятельности.

В 2003 году финансирование вузов будет увеличено, а выделение средств на закупку научного оборудования для вузов возрастет на 68 процентов. На обновление и комплектование библиотек расходы увеличат на 240 процентов. А это значит, что у студентов и преподавателей будет больше компьютеров и учебников. Вдвое возрастет объем финансирования капитального строительства. Оно составит 3 миллиарда рублей. А это значит, будет больше студенческих общежитий, квартир для преподавателей и современных спортивных комплексов. В три раза повысятся надбавки за ученую степень. И это тоже приятная новость для ученых. Одна из важнейших проблем, по мнению ректоров вузов, - защита интересов преподавателей и ученых. На съезде ректоров шла речь о введении новой системы оплаты труда с 1 октября 2003 года, бюджетном финансировании вузов, создании отраслевой пенсионной системы, которая дала бы социальную защиту педагогам, много лет проработавшим в сфере просвещения.

Расходы на обучение одного отечественного студента-бюджетника составляют около тысячи долларов в год. По этому показателю Россия значительно отстает от европейских стран и США. Даже бывшие социалистические страны тратят на подготовку специалистов с высшим образованием гораздо большие суммы.

Рис. 1.4. Расходы на обучение одного студента в разных странах

Востребованность отдельных профессий

В России у нас нужно рассчитывать рынок образовательных услуг не менее чем на 10-12 лет (а рынок высшего образования - на 4-6 лет).

Резервную армию труда пополняют в основном женщины, а следовательно, растет спрос на переподготовку женщин, которые предъявляют спрос на специфические "женские" профессии.

Одной из острых демографических проблем в приложении к образовательной сфере является студенческая и научная эмиграция. Исследования, проведенные Центром демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, свидетельствуют о чрезвычайно низком «потенциале возвращения» российских студентов, обучающихся за рубежом (18-25%). При этом максимальный уровень эмиграционного потенциала очень высок - около 70%.

Как показали опросы специалистов, пять процентов выпускников вузов изъявляют желание как можно скорее уехать за границу. За последние годы эмигрировали более ста тысяч молодых специалистов. В Америке и Канаде молодых российских ученых используют особенно активно, для них специально готовят рабочие места.

В то же время страна испытывает колоссальный дефицит профессионалов - ученых, инженеров, экономистов, менеджеров. В наши дни все большую роль в производстве играют высокие технологии. В том числе в столь важных для России отраслях, как транспортная и энергетическая. И для них необходима подготовка таких специалистов. Нет нужды уверять всех в том, что уровень образования и науки - это и вопрос национальной безопасности.

Структура выпуска высших учебных заведений по профессиям на сегодняшний день характеризуется следующими данными: 27% студентов государственных вузов изучают право, экономику, менеджмент, гуманитарные и социальные науки. Остальные студенты обучаются по техническим, естественнонаучным и медицинским специальностям. Между тем, в развитых странах соотношение специальностей обратное - около 35% инженеров, медиков и специалистов в области естественных наук в числе выпускников.

Интересные исследования в области прогнозов рынка труда и соответствия структуры выпуска образовательных организаций спросу, предъявляемому на рынке труда, проводят разнообразные кадровые агентства и независимые аналитические центры. Специалисты группы поиска персонала «Триза Exclusive» утверждают, что сегодня наиболее популярными остаются выпускники экономических вузов - на их долю приходится свыше 50% спроса, при этом, в течение ближайших пяти лет высокий спрос на выпускников-экономистов, скорее всего, сохранится.

Аналитики исследовательской компании RPI предполагают, что, несмотря на то, что на сегодняшний день рецессия в области информационных технологий повлекла за собой уменьшение спроса на специалистов этого профиля, в перспективе на ближайшие пять лет безработица тем, кто сегодня выбирает профессии IT-инженеров не грозит.

Кроме того, хорошие перспективы предрекают таким специальностям, как логистик, маркетолог, специалист по связям с общественностью. Также высокий спрос, согласно прогнозам, будет предъявляться на экологов, психологов, инженеров-строителей, химиков-пищевиков.

По данным Министерства образования в ближайшие годы возрастет спрос на медиков, учителей и специалистов со средним образованием - токарей, слесарей, поваров.

1.4. некоторые черты дистанционного образования

Одним из видов образовательных услуг является дистанционное образование. Оно позволяет пересечь границы регионов и даже стран. Поле маркетинговой деятельности вуза значительно расширяется.

Смысл дистанционного образования в том, что потребитель таких образовательных услуг может не занимать учебные площади, а учиться дома.

Интернет стал важнейшим образовательным инструментом, причем не только в процессе обучения студентов, но и при подготовке преподавателей - таковы результаты исследования, проведенного в Канаде по заказу компании MsGraw-Hill Reyrson, занимающейся изданием учебников.

В ходе международного исследования были опрошены 1177 преподавателей и студентов университетов и колледжей. На основании их ответов Msdtaw-Hill рассчитала степень важности информационных технологий в обучении. В 1999 году этот показатель был равен 22%, теперь достиг 57%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.