Внутренняя структура современного вуза всецело зависит от его внешней среды. Она органически встроена в рынок и вынуждена меняться постоянно. Важно поэтому обеспечивать постоянную адекватность внутренней структуры вуза требованиям динамичной внешней среды. Недопустимо вносить произвольные изменения в структуру вуза.
Рис. 1.3.. Система взаимодействия комплекса маркетинга и факторов внутренней среды
Многие специалисты считают, что создание внутренней структуры вуза сродни конструированию механизма, где "деталями" служат квадратики с названиями хозяйственных подразделений, отделов, кафедр, центров и т.п.. Практика показывает, что такое организационное "творчество" чаще ухудшает состояние образовательной организации, нежели повышает эффективность работы. У нас распространен взгляд на организацию, как на структуру, которую можно строить по произволу конструктора. На Западе уже давно отказались от представлений об образовательной организации как о механизме, созданном только для добывания прибыли. Осознано, что любое образовательная организация - это организм, живущий по своим объективным законам, произвольное нарушение которых ведет к гибели. Важнейшими закономерностями его существования являются:
- стремление к выживанию;
- постоянное преобразование, развитие, направленное на приспособление к внешней среде;
- создание и совершенствование своих "органов";
- поддержание благоприятной внутренней среды;
- наличие целостности, единого предназначения для всех его частей.
Но и данных представлений оказывается недостаточно, чтобы верно оценить все стороны современного, цивилизованного вуза, которое на самом деле является организацией в самом широком, социальном смысле этого слова, т. е. добровольным объединением работников, направленным на удовлетворение их основных интересов. Конечно, пока в российских условиях это определение не вполне точно отражает действительность, так как объединение работников не всегда добровольно, поскольку часто перед ними нет выбора и удовлетворяют они на предприятии лишь отдельные свои интересы, преимущественно материальные. Но такая оценка вуза заставляет руководителя, менеджера осознать реальность, давно понятую в развитых странах: организация должна служить не только своим хозяевам, но и работникам, удовлетворяя все важнейшие их потребности в защищенности, в стабильности, творческом труде, в чувстве собственной значимости, в развитии и, конечно, в материальных благах.
Можно заметить, как постепенно растет слой людей, которые, оправившись от шока стремительного перехода к рынку, предпочитают уходить от высокой зарплаты ради психологического комфорта и более творческой работы.
Микросреда представлена силами (конкретными организациями и лицами), имеющими непосредственное отношение к данному субъекту маркетинга и его возможностям. Микросреда подразделяется на:
1. факторы, не контролируемые образовательным учреждением (включая конкретных поставщиков, контрагентов, потребителей, конкурентов);
2. факторы, в определенной степени контролируемые руководством образовательного учреждения (выбор и коррекция сферы деятельности, определение целей учреждения, роль в нем маркетинга, общий уровень профессионализма и маркетинговой культуры персонала и др.) Степень контролируемости этих факторов коррелирует со степенью самостоятельности учреждения;
3. факторы, подконтрольные службе маркетинга: выбор целевых рынков (сегментов), в т.ч. по размерам, особенностям и глубине разработки; цели маркетинговой деятельности, в т.ч. в отношении имиджа учреждения, путей продвижения образовательных услуг, роли в конкуренции; тип организации маркетинговой службы; расстановка акцентов, выбор средств, внесение корректив в ходе выполнения маркетинговых действий, решения задач.
Источник финансирования
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Госбюджетное финансирование
68,3
65,7
55,1
53,8
50,9
Средства от предпринимательской деятельности
22,9
25,4
33,0
35,2
37,0
39,2
Прочие средства
8,8
8,9
11,9
11,0
12,1
9,9
ИТОГО
100,0
Как видим, в целом по России прослеживаемся тенденция снижения значения бюджетного финансирования высшей школы и переход на доходы от предпринимательской деятельности.
В 2003 году финансирование вузов будет увеличено, а выделение средств на закупку научного оборудования для вузов возрастет на 68 процентов. На обновление и комплектование библиотек расходы увеличат на 240 процентов. А это значит, что у студентов и преподавателей будет больше компьютеров и учебников. Вдвое возрастет объем финансирования капитального строительства. Оно составит 3 миллиарда рублей. А это значит, будет больше студенческих общежитий, квартир для преподавателей и современных спортивных комплексов. В три раза повысятся надбавки за ученую степень. И это тоже приятная новость для ученых. Одна из важнейших проблем, по мнению ректоров вузов, - защита интересов преподавателей и ученых. На съезде ректоров шла речь о введении новой системы оплаты труда с 1 октября 2003 года, бюджетном финансировании вузов, создании отраслевой пенсионной системы, которая дала бы социальную защиту педагогам, много лет проработавшим в сфере просвещения.
Расходы на обучение одного отечественного студента-бюджетника составляют около тысячи долларов в год. По этому показателю Россия значительно отстает от европейских стран и США. Даже бывшие социалистические страны тратят на подготовку специалистов с высшим образованием гораздо большие суммы.
Рис. 1.4. Расходы на обучение одного студента в разных странах
В ходе международного исследования были опрошены 1177 преподавателей и студентов университетов и колледжей. На основании их ответов Msdtaw-Hill рассчитала степень важности информационных технологий в обучении. В 1999 году этот показатель был равен 22%, теперь достиг 57%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13