Рефераты. Оценка факторов внутренней и внешней среды деятельности образовательного учреждения на примере филиала ВЗФЭИ г. Брянска

в рамках внешней среды - социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые образовательных учреждений. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим, физико-географическим обстоятельствам. Роль социальных факторов и в будущем будет усиливаться в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений, составляющих основу менеджмента. Внешнее окружение во все возрастающей степени диктует стратегию и тактику организаций.

Таблица 1.1.

Факторы маркетинговой среды, контролируемые в менеджменте

Маркетинговая среда

Исследуемые факторы

1 . Международная

Экономические кризисы в отдельных регионах и странах

Демографические взрывы

Социальные конфликты и войны в отдельных регионах мира

Экологические явления, стихийные бедствия

Нарушение международных соглашений

2. Макроэкономическая

Социально-экономическая политика

Научно-техническая и промышленная политика

Ресурсный потенциал страны

Ценовая и налоговая политика

Кредитно-денежная политика

Таможенная политика

Гражданское и коммерческое законодательство

3. Микроэкономическая

Характер конкурентной среды

Параметры спроса: стабильность и величина

Характеристики потребителей (сегментация по группам)

Конъюнктура рынка ресурсов: сырьевых, материальных, трудовых, финансовых

Конкурентные преимущества и слабые стороны конкурентов

4. Региональная (территориальная)

Динамика особых черт региона, привлекательных для бизнеса

Динамика инвестиций

Уровень и характер занятости населения и динамика ее структуры

Уровень и динамика благосостояния населения

Уровень развития инфраструктуры

Окружающая маркетинговая среда образовательного учреждения представляет собой совокупность факторов, активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга. Она имеет ярко выраженные особенности.

В последнее время произошло увеличение количество переходов студентов из ВУЗа в ВУЗ, с одной специальности на другую. Объясняется это тем, что с одной стороны, ухудшилось качество образования в целом, в некоторых ВУЗах оно находится на очень низком уровне. В сфере образования активно распространяется все больше рекламы, которая далеко не всегда объективно отражает реальную ситуацию. С другой стороны, стали более легкими условия перевода из одного ВУЗа в другой.

Среди факторов конкурентоспособности, лежащих в основе выбора ВУЗа и специальности были отмечены:

o новый ВУЗ;

o государственный ВУЗ;

o новая система обучения;

o универсальность образования (филиал Московского ВУЗа);

o специфика специальности;

o наличие рабочих мест по данной специальности и другие.

При вопросе о преимуществах и недостатках ВУЗа (качестве образования) были выделены в основном другие факторы:

o состояние учебных корпусов;

o техническая организация учебного процесса (компьютерные классы, спортзал, столовая, библиотека);

o квалификация преподавательского состава;

o неудобное месторасположение;

o учебные планы по специальностям и отдельные дисциплины и т. д.

Политическая среда характеризуется в последние годы нестабильностью, внутренней конфликтностью. Здесь можно выделить несколько основных групп факторов:

а) первая группа характеризуется центробежными тенденциями - развалом СССР, образованием новых суверенных государств, что в принципе разрушило старую систему образования;

б) вторая группа особенно сильно затрагивает высшее образование с точки зрения смены его содержания не только предметного, но и духовного;.

в) отход от образования на одном русском языке (уже все бывшие союзные республики преподают на национальных языках, а это проблема и для преподавателей, и для студентов);

г) децентрализация органов управления образованием, закрепленная в Законе РФ "Об образовании";

д) критический период формирования рыночных отношений - часть вузов финансируется из бюджета, часть полностью работает на коммерческой основе, часть имеет смешанное финансирование.

Геополитическое положение является интегрирующей категорией по отношению к понятиям: физико-географическое положение, политическое и социально-экономическое. Оно обладает историческими, временными характеристиками, так как включает в себя анализ влияния геополитического положения на формирование культуры региона, на формирование государственно-политической структуры, определяющей прошлое, настоящее и будущее регионального рынка труда.

Геополитический анализ является системообразующим подходом, объединяющим наиболее важные с аксиологической точки зрения характеристики региона, то есть те, которые дают оптимально полное представление о ценностном потенциале социокультурной среды региона и определяют региональные образовательные потребности. Для анализа выделяют следующие геополитические особенности региона: природно-географические, социально-географические, социально-экономические, социально-демографические, социально-политические, историко-культурологические [. Стрелова О.Ю. Ценностный анализ геополитического положения региона // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - №6. - С.37-47., c.39].

1. Природно-географические особенности региона включают:

- · континентальное, прибрежное или островное положение;

- · размеры территории;

- · климатические зоны;

- · ландшафт и природно-ресурсный потенциал региона.

2. Социально-географические особенности:

- · численность и плотность населения;

- · уровень урбанизированности;

- · пространственная удаленность региона от центра страны.

3. Социально-экономические особенности региона:

- · ведущие отрасли производства;

- · развитие транспорта и средств связи (уровень развития сети коммуникаций);

- · экономические показатели региона;

- · перспективы экономического развития региона.

4. Социально-демографические особенности региона:

- · половозрастная структура населения;

- · степень стабильности населения в регионе (миграционные процессы);

- · этнический состав населения.

5. Социально-политические особенности региона:

- · государственно-правовой статус региона в системе РФ;

- · внутриполитическая ситуация в регионе;

- · геополитическое положение региона по отношению к государству и другим субъектам РФ;

- · приграничное положение.

6. Историко-культурологические особенности региона:

- · зарождение региона, этапы и особенности развития (региональная история);

- · существование моно или поликультур;

- · субкультуры, сложившиеся на территории региона;

- · культурные традиции региона;

- · история развития и специфика образовательной среды региона.

Экономическая среда. В развитых странах уже не подвергается сомнению, что инвестиции в сферу образования являются одними из самых надежных и высокоокупаемых.

Из американских источников известно, что 1 доллар затрат на образование даст от 3 до 6 долларов прибыли. Однако в нашей стране такие цифры вызывают сомнения. Дело в том, что в нашей стране таких отдач быть не может, но то, что образование является прибыльным, не вызывает ни у кого сомнений.

Однако, согласно таблицам ЮНЕСКО, бывший СССР занимает 49-е место в мире по коэффициенту интеллектуальности молодежи и 45-е место - по коэффициенту интеллектуальности населения. Такое отставание - не временный факт, а долгосрочная тенденция. В 50-х гг. по этим же индексам СССР находился на 2-3 местах в мире. Если в США расходы на образование с 1960 по 1990 г. увеличились в целом в 14,7 раза (с 24 до 353 млрд долл.), а на высшее образование - в 20 раз, то в СССР за этот период расходы на образование в целом увеличились лишь в 4,7 раза (на столько же и на высшее образование - с 1,1 до 4,7 млрд руб.). Другими словами, в США на высшее образование расходуется 40 млрд долл., а в России - 800 млн долл., т.е. в 50 раз меньше.

В 1992 г. на одного российского студента приходилось всего 4600 руб. стоимости основных фондов, а в США - 70 тыс. долл. В целом расходы на подготовку 1 специалиста у нас находятся на 1-1,5 порядка ниже, чем в развитых странах. Существенно отстает материально-техническая база организаций высшего образования. Особенно это сказалось в последние годы, когда большинство заводов учетного оборудования оказались на грани банкротства. Экономическая политика в области оплаты труда профессорско-преподавательского состава направлена на дискредитацию престижности высшего образования. Если в США заработная плата преподавательского состава превышает заработную плату квалифицированного рабочего в 2-2,5 раза, то в России все наоборот.

Все это способствует оттоку грамотных людей из сферы образования в другие структуры и ведет к быстрому старению профессорско-преподавательского состава. Нарушается преемственность научных и педагогических школ.

Наблюдается падение общего уровня доходов вузов и покупательской способности населения. Для системы образования этот факт очень тревожен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.