Рефераты. Необходимость и сущность денег

Не менее важно воздействие качественных рычагов эмиссионного регулирования. Они включают действия и операции, вызывающие увеличение или уменьшение отдельных элементов денежной массы, как с изменением ее объема, так и балансирующие; эмиссионные операции, в ходе которых вводятся в денежный оборот новые денежные инструменты с различными качественными характеристиками, соответствующими базовым денежным функциям. К ним можно отнести действия аналитического характера в области риск-менеджмента, нацеленные на поддержание и повышение качества обеспечения денежной массы: обнаружение, идентификацию и исключение из объектов обеспечения нетоварных векселей, государственных ценных бумаг, не связанных напрямую с ростом производства, расширением товарного предложения. Качественные рычаги эмиссионного регулирования включают также часто востребованные и актуальные, особенно в потенциально критических ситуациях, оперативно-организационные действия по привлечению новых видов обеспечения. В принципе это может значительно расширить и соответственно увеличить высоколиквидные резервы эмиссионных центров для России -- драгоценные камни, антиквариат, ликвидные товарные запасы, документарные свидетельства доступа к богатству недр и т.д. Отечественный и зарубежный опыт позволяет отнести этот качественный рычаг к одному из наиболее эффективных методов эмиссионного регулирования, позволяющих расширить денежную массу с соблюдением стабильности денежного оборота и одновременно простимулировать наиболее эффективные отрасли реального сектора экономики, где эти потенциальные объекты денежного обеспечения производятся или концентрируются.

Наконец, к качественным рычагам эмиссионного регулирования следует отнести достаточно сложные и неоднозначные схемы разработки, организации и регламентации выпуска и оборота специальных денежных инструментов. Среди них можно отметить «якорные» валюты, жестко привязанные к иностранным, свободно конвертируемым валютам или к драгоценным металлам, а также специализированные денежные инструменты узконаправленного действия, например только для банковских расчетов или «расшивки» неплатежей в предпринимательской сфере. В краткосрочном плане их использо-вание может быть достаточно эффективным методом эмиссионного регулирования. Действуя ограниченно и избирательно, он, не изменяя практически стоимостный объем основных денежных агрегатов, при прочих равных- условиях способен стабилизировать денежное обращение и параллельно способствовать решению проблем бюджета, реального сектора экономики и населения.

Отдельная область эмиссионного регулирования -- это его временные аспекты, когда эмиссионные действия планируются, осуществляются, приурочиваются к определенным событиям и когда они наиболее эффективны. Определение и фиксация этих событий, временных циклов -- перспективное направление эмиссионного регулирования. Такими событиями могут быть: сезонные производственные потребности, закупка сельскохозяйственной продукции, путины, сезонные рубки леса и т.д.; периодические, праздничные, сезонные потребности торговли и сферы услуг на базе смены климатических сезонов, циклов производств с вахтовым методом организации работы, отпуска, гражданских и религиозных праздников и др.; «пиковые» потребности бюджета -- сезонные выплаты отпускных учителям, оплата медицинской помощи в условиях эпидемий, погашение бюджетных обязательств при угрозе социальных потрясений и др.

К временным рычагам эмиссионного регулирования следует отнести разработку и выпуск в денежный оборот расчетных и инвестиционных инструментов с четко определенными срочными характеристиками. Их активное функционирование целесообразно лишь в рамках определенного периода, сезона с последующей конверсией, обменом или отменой. Эмиссионное регулирование предполагает также использование таких временных рычагов, как установка эмиссионных временных циклов, связанных с временем выпуска в оборот, параллельного обращения или обмена денежных знаков. Оптимальные сроки способствуют стабилизации денежного оборота, чрезмерно сжатые -- увеличивают риски и потери.

Для определения реальной и потенциальной эффективности эмиссионного регулирования необходимо также исследовать организационные структуры, целенаправленно или вынужденно, официально или неофициально участвующие в реализации эмиссионного регулирования. Эти организационные структуры могут быть рассмотрены и классифицированы, по крайней мере, с двух позиций. Во-первых, по роли, которую они играют в эмиссионном регулировании, и, во-вторых, исходя из того значения, которое играет эмиссионное регулирование в их деятельности и специализации. В частности, реализовать и использовать методы и инструменты эмиссионного регулирования с большей или меньшей эффективностью могут организационные структуры, которые играют в этом процессе роль: управляющих, планирующих, контролирующих органов; структур, организующих и проводящих эмиссию и эмиссионное регулирование; посредников, концентрирующих эмитируемые денежные инструменты для дальнейшего их выпуска в оборот; потребителей, пользователей, для обеспечения различных видов деятельности которых используются эмитируемые инструменты и на состоянии которых сказываются результаты эмиссионного регулирования.

Кроме того, в эмиссионном регулировании участвуют структуры с разными уровнями специализации, распределение полномочий которых также можно отнести к методам эмиссионного регулирования. Ими могут быть узкоспециализированные организации. Для них эмиссия расчетных и инвестиционных инструментов, а также регулирующие и контролирующие их эмиссию воздействия являются основным видом деятельности, функциональным предназначением. Они могут быть представлены специализированными эмиссионными банками, федеральными комиссиями по ценным бумагам и др. Кроме них, функции денежной эмиссии и эмиссионного регулирования могут нести в комплексе, помимо прочих задач и функций, специализированные организации. Это, во-первых, центральные банки, которым, кроме задач и функций осуществления денежной эмиссии и проведения денежно-кредитной политики, делегированы полномочия органов банковского надзора и регулирования; казначейства; организации и комитеты с функциями «денежного контролера». К эмиссионному регулированию могут подключаться и неспециализированные в этой области предприятия и организации. Деятельность этих специально организованных «подключений» также можно отнести к проводникам, методам и инструментам эмиссионного регулирования. Коммерческие банки, реализуя функции внутреннего надзора и аудита как элементов банковской политики, также осуществляют, хотя и в узких масштабах, эмиссионное регулирование. В этом же плане работает и управление ими своим инвестиционным портфелем. Последнее справедливо и в цепом для всех предпринимательских структур, общественных организаций и населения. Кроме того, их роль как субъектов эмиссионного регулирования неизменно возрастает в условиях денежных кризисов, приводящих к естественной, вынужденной замене части официальных элементов денежной массы вторичными эквивалентами. Наконец, периодически, но достаточно агрессивно пытаются осуществлять эмиссионное регулирование законодательные и исполнительные органы государственной власти, оказывая давление на эмиссионные центры. Нормирование, организация и документальное фиксирование их взаимоотношений с эмиссионными центрами также могут рассматриваться в качестве одного из методов эмиссионного регулирования.

Недостатки теоретической и методической разработанности способов и рычагов эмиссионного регулирования, нечеткость организационной иерархии участвующих в этом процессе структур на фоне полной засекреченности и конфиденциальности, принимаемых в этой сфере решений свидетельствуют о том, что возможности этого элемента управления экономикой еще далеко не исчерпаны. Надеемся, что дальнейшая систематизация теории и практики эмиссионного регулирования позволит достичь серьезных позитивных результатов и повысить эффективность проводимой экономической политики в целом.

Схема 1. Классификационная схема денежной эмиссии.

Классификационный

признак

Виды денежной эмиссии

1. Целевые установки

(функциональное предназначение)

1.1. Формирующая

1.2. Пополняющая

1.3. Регулирующая

1.4. Обменно-регулирующая

1.5. Обменная

1.6. Конверсионная

2. Объекты эмиссии

(денежные инструменты)

2.1. Эмиссия официальных денежных знаков

2.2. Эмиссия специализированных неофициальных денежных инструментов

2.3. Эмиссия используемых в расчетах ценных бумаг

2.4. Эмиссия инвестиционных ценностей

3. Субъекты эмиссии, эмитенты

3.1. Эмиссионная деятельность центрального банка

3.2. Казначейская эмиссия

3.3. Банковская эмиссия

3.4. Коммерческая эмиссия

4. Организация эмиссии

4.1. Природно-стихийная

4.2. Природно-производственная

4.3. Открытая чеканка

4.4. Закрытая чеканка

4.5. Открытая эмиссия

4.6. Открытая регулируемая эмиссия

4.7. Открытая контролируемая эмиссия

4.8. Закрытая эмиссия

5. Сферы оборота денежных инструментов

5.1. Эмиссия в розничной сфере

5.2. Эмиссия в коммерческой сфере

5.3. Эмиссия в банковской сфере

5.4. Эмиссия в финансовой сфере

5.5. Эмиссия в международной сфере

6. Комплексность сценариев эмиссии

6.1. Полная эмиссия

6.2. Базовая эмиссия

6.3. Частичная эмиссия

6.4. Комплексная эмиссия

Схема 2. Классификационная схема инструментов эмиссионного регулирования.

Инструменты эмиссионного регулирования.

Количественные инструменты эмиссионного регулирования

Качественные инструменты эмиссионного регулирования

Временные инструменты эмиссионного регулирования

Экстремальные инструменты эмиссионного регулирования

Объемные

Балансирующие

Сезонные производственные

Эмиссионные

Структурные

Обеспечительные

Функциональные

Сезонные инфраструктуры

Позиционные

Элементные

Повышающие качество обеспечения

Экстремальные (пиковые)

Расширяющие состав обеспечения

Срочные инструментальные

Специализирую-щие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.