Рефераты. Необходимость и сущность денег

Аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных благ, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

В соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13.11.1992 государственные заимствования могут выступать в форме кредитов, полученных правительством; в форме ссудных займов путем выпуска от имени правительства государственных ценных бумаг и в форме других долговых обязательств, гарантированных правительством. В соответствии с Законом различают:

краткосрочные обязательства, выпущенные на срок до 1 года;

среднесрочные - от 1 года до 5 лет;

долгосрочные - от 5 до 30 лет.

Максимальный срок займов - 30 лет.

Местные органы власти могут также выпускать местный займ. Гарантом муниципальных займов выступают, как правило, сами эмитенты. Они гарантируют выполнение взятых на себя обязательств или своим имуществом, или бюджетными доходами в целом, или конкретной ставкой доходов бюджета, или доходом от реализации инвестиционного проекта.

Государство выступает не только как должник, но и как кредитор. Оно направляет свои кредиты на льготных условиях в определенные отрасли народного хозяйства, в отдельные регионы.

Международный кредит - это кредит, предоставляемый государствами, банками, юридическими и физическими лицами одних стран государствам, банкам и иным юридическим и физическим лицам других стран.

Движение ссудного капитала между странами может осуществляться как при помощи посредников, так и без их участия. В качестве посредника выступают крупные национальные и транснациональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Международный кредит классифицируется по нескольким базовым признакам:

По видам - товарные, предоставленные экспортерами при отсрочке платежа за товары и услуги, и валютные - в денежной форме.

По назначению - коммерческие, связанные с внешней торговлей, финансовые - прямые капвложения, погашение внешней задолженности.

По валюте займа - в валюте страны - должника; страны - кредитора; третьей страны и международной денежной единицы ЕВРО.

По обеспеченности - защищенные (товарными документами, недвижимостью, ценными бумагами) и бланковые (под обязательства должника) (соло-вексель с одной подписью).

Российская Федерация в международных кредитных отношениях выступает, как и внутри страны, главным образом - заемщиком. Совокупный внешний долг составляет более 150 млрд. долларов.

Роль и границы кредита.

Роль кредита проявляется в ходе практического использования его функциональных возможностей, воздействуя на экономические процессы в обществе.

С позиций оценки характера воздействия роль кредита может быть позитивной и негативной. С позиций степени (силы) влияния на экономику - может быть главной, определяющей и второстепенной. Роль кредита может снижаться и возрастать в зависимости от эффективности его использования в соответствии с его истинным назначением на основе правильного выбора форм и видов кредита, определения механизма кредитования.

Кредит способствует:

росту макроэкономических показателей (совместному общественному производству, внутреннему валовому продукту, национальному доходу, росту занятости);

росту объема производства и реализации продукции предприятий;

снижению издержек производства и обращения;

ускорению накопления капитала;

укреплению хозяйственных связей между предприятиями, отраслями, странами;

ускорению и обеспечению бесперебойности расчетов, преодолению кризиса неплатежей.

Воздействующая роль кредита на экономику проявляется посредством увеличения платежеспособного спроса и превращения потребителя из потенциального в реального. При этом денежный кредит может создавать мультипликационный эффект расширения платежеспособного спроса и образования денежного потока, охватывающего не только непосредственного заемщика, связанных с ним контрагентов, но и всю последовательную цепочку партнеров последних.

Роль кредита в организации и функционировании денежного обращения проявляется в следующем:

эмитируемые денежные знаки являются долговыми обязательствами государства перед обществом, предоставившим ему кредит. Государство, используя эмиссию как инструмент самокредитования экономики, формирует необходимый для проведения расчетов объем платежных средств и денежных капиталов;

кредит является инструментом проведения государством денежно-кредитной политики, увеличивающим или уменьшающим совокупную денежную массу, обслуживающую экономику;

при излишке денежной массы посредством государственного кредита происходит размещение государственных ценных бумаг среди юридических и физических лиц;

посредством кредита осуществляется межтерриториальное перемещение денежных масс в наличной и безналичной формах;

используемые кредиты сокращают количество денег, необходимых для обращения;

кредит сокращает издержки обращения.

Границы кредита - это границы, устанавливающие взаимодействие кредита с денежным и товарным оборотом, капиталом, объемом производства, занятостью, расходами, процентом, ценами, конъюнктурой и валютой.

С помощью кредита:

во-первых, экономика обеспечивается необходимыми платежными средствами;

во-вторых, происходит антиципация собственного дохода заемщика (финансирование из прибыли), что исключительно важно для стимулирования стагнирующей экономики;

в-третьих, устраняются отрицательные последствия тезаврации денег;

в-четвертых, происходит капитализация экономики - с помощью дополнительных платежных кредитов увеличивается занятость, сопровождаемая ростом товарной массы (правда, это происходит не всегда. По Веберу, это имеет место только в том случае, если есть определенные условия, в т.ч. производственные резервы, которые приводятся в движение с помощью кредита).

Справедливо и другое: чрезмерное предоставление кредита отрицательно влияет на покупательную способность денег. При этом денежная эмиссия и ввод платежных средств с помощью кредита выражают неодинаковый процесс. При эмиссии всегда возникают новые платежные средства. Создание денег банками посредством кредита происходит только тогда, когда сумма кредитов в экономике возрастает. Это и понятно, денежный кредит возникает только в том случае, если платежные средства уже созданы или входят в оборот единовременно с кредитованием. Практика показывает, что ввести в оборот деньги, в т.ч. посредством кредита, возможно в любом случае. В условиях безналичных перечислений как центральный, так и коммерческий банк технически могут выпустить сколько угодно платежных средств. Правда, оперировать наличными денежными средствами коммерческие банки могут только в рамках эмиссии наличных денег, произведенной центральным банком.

Эмитирование платежных средств, однако, не беспредельно. Во всех этих случаях есть экономическая целесообразность и юридическая сила, запрещающие эмиссионным банкам создавать «пустые бумажки», а коммерческим банкам - нарушать требования ликвидности. Дело, таким образом, сводится к тому, чтобы оценить, в какой мере создание новых денег соответствует соотношению товарной и денежной масс.

Вопрос можно поставить и по-другому: способен ли отдельный коммерческий банк выдать больше кредитов, чем те денежные ресурсы, которыми он располагает?

Формально он может это сделать, однако при этом он нарушит как экономическую целесообразность, так и силу закона, регулирующую ликвидность коммерческой организации. В этой связи можно считать, что первой границей здесь выступают пассивы, как основные для активных операций.

Проблема, однако, не в технической стороне дела, а в том, может ли банк с помощью кредита создавать новые полноценные деньги или он лишь перераспределяет то, что было создано ранее. Кредит, как отдельная сделка, как обмен уменьшает сумму благ на одном полюсе (у кредитора) и увеличивает на определенное время сумму благ на другом полюсе (у заемщика). Аккумулируя малые свободные денежные средства, объединяя их, банк посредством кредита приводит в движение огромные капиталы, направляя их в гораздо большем объеме тем субъектам, которые нуждаются в дополнительных ассигнованиях.

Здесь, однако, возникают и другие границы. Так, банк не может с помощью кредита создавать:

больше, чем это требует экономика;

больше, чем это позволяют ему его избыточные резервы (практические резервы минус обязательные резервы);

больше, чем то обеспечение, которое противоречит кредиту.

Отсюда, кредит не создает инфляцию, если он:

применяется при наличии неиспользованных резервов в сфере производства;

одновременно расширяет производство свободно реализуемых товаров;

по срокам своего функционирования не больше периода создания нового продукта;

не застревает в каналах воспроизводства;

приходит в пределах тезаврируемых средств;

ограничен рамками кредитных денег и свободных резервов.

В условиях нестабильной российской экономики следует воздержаться от существенного расширения монетизации валового внутреннего продукта. В настоящее время этот уровень находится в пределах 22,4%, повышать его до размеров, характерных для стран с развитой экономикой, было бы явно нецелесообразно. Данный индикатор отражает как степень опосредования кредитом валового внутреннего продукта, так и реальную отдачу, которую демонстрирует в настоящее время национальная валюта. Вопрос заключается не столько в том, вводить или не вводить дополнительную денежную массу, сколько в выборе направлений денежной эмиссии и кредитования. Вводить новые платежные средства в сложившихся условиях следует преимущественно через каналы кредитования, через расширение системы рефинансирования. Данная система, однако, должна опираться на хорошо проработанный монетарный план, по которому дополнительные платежные средства используются на сугубо производительные цели, эффективные проекты, обеспечивающие надежную и быструю отдачу кредитных вложений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.