Рефераты. Неналоговые доходы бюджета и их роль в формировании бюджета

Основная же роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов. Роль государственного бюджета далее заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

Таким образом, государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможность маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных социально-экономических программ. Действительно, на современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

1.2. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА

Доходы бюджета выражают экономические отношения, воз-никающие у государства с предприятиями (объединениями), ор-ганизациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещест-венным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются ре-зультатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрирован-ной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а так-же от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недав-него времени выступало государство, доходы бюджета базировались основном на денежных накоплениях государственных предприятий.

Так, доходы государственного бюджета традиционно классифицируются по источникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д.). На практике еще используются юридическая и финансовая классификации. Первая распределяет доходы в зависимости от того, используется ли сила государственной власти при их формировании или нет. Соответственно выделяют налоги и штрафы, а также -- плату за услуги и добровольные взносы. Вторая - делит доходы на постоянные (налоги) и временные (займы).

Наиболее часто применяется классификация доходов по источникам.

Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги. В центральном бюджете они составляют от 80 до 90 % всех доходов. В местных на их долю приходится до 50 % всех поступлений.

Источником доходов могут быть неналоговые поступления: доходы от государственной торговли, от продажи государственной собственности, золотовалютных резервов страны.

Важным источником доходов государственного бюджета являются внутренние и внешние займы. Размер их может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения республиканского бюджета.

К неналоговым доходам относятся доходы:

· за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета;

· по бюджетным займам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета;

· дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности;

· части прибыли, уплачиваемой организациями в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

· арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества;

· от реализации материальных и нематериальных активов;

· от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества (за исключением зачисляемых в бюджеты областей и г. Минска в соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 7 Закона «О бюджете Республики Беларусь»);

· штрафов, налагаемых таможенными органами за совершение административных правонарушений;

· прочих неналоговых доходов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При этом доходная часть бюджета формируется за счёт множества источников, среди которых основное место принадлежит налоговым поступлениям.

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:

Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.

Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.

Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

Налогообложение в Республики Беларусь, начиная с 1992 г., находится в состоянии постоянного реформирования. Оно корректируется и дополняет-ся. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, нало-говых льгот, определении структуры республи-канских и мес-тных налогов, уточнении их функциональной роли, в выборе ориентации на прямую или косвенную форму обложения и т.д.

При этом в ходе создания национальной системы нало-гообложения ис-пользуются теоретическая: база и модели налого-обложения государств с развитой рыночной экономикой в области построения налоговых систем, использования налоговых форм и методов регулирования. Но при этом неправомерно их пол-ное копирование, поэтому элементы, формирующие налого-вую систему, в определенной степени адаптируются к нацио-нальным условиям, социально-эконо-мическим проблемам рес-публики. В действующем Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюд-жет Республики Беларусь» к общегосударственным налогам и сборам относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль и доходы, пла-тежи, за пользова-ние природными ресурсами (экологический на-лог), налог на недвижимость, та-моженные пошлины и сборы, плата за землю, налог на топливо, государственная пошлина и сборы; сбор за проезд автотранспортных средств; сбор на содержа-ние го-сударственной пожарной службы, чрезвычайный налог.

Сравнивая показатели по налоговым изъятиям в республи-ке с аналогичными

данными по государствам с рыночной эконо-микой, можно сделать вывод о том, что у нас норма налогооб-ложения находится на уровне таких высокоразвитых стран, как Швейцария, Германия, Бельгия, Финляндия, где доходы на душу на-селения в год превышают 10-15 тыс. дол. Это также свидетельствует о том, что в республике довольно высокое нало-говое бремя для налогоплательщиков. Сильный налоговый пресс объясняется тем, что предприяти-ям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во внебюджетные фонды (го-сударственные республикан-ские внебюджетные, централизованные внебюджет-ные фонды министерств и ведомств, внебюджетные фонды местных Советов).

Многие предпри-ятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер при-были, а некоторым приходится рас-плачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате пред-приятия изы-мают средства из амортизационных отчислений, обостряя проб-лемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Следствием является то, что налоги и неналоговые платежи пе-рекладываются на потребителей.

Большой налоговый пресс приводит к низкой собираемости налоговых и неналоговых платежей, стимулирует уклонение от уплаты налогов, ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, уменьшает налого-облагаемую базу и снижает налоговые поступления в бюджет, вызывает утечку оте-чественного капитала из страны, сдерживает развитие частного предприни-мательства и притока прямых зарубежных инвести-ций.

ГЛАВА 2

Неналоговые доходы: их характеристика, содержание и динамика в республиканских бюджетах РБ за 2002 - 2006 гг.

2.1. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ: ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА

Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.

К неналоговым доходам согласно бюджетной классификации относят доходы:

ь за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета;

ь по бюджетным займам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета;

ь дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности;

ь части прибыли, уплачиваемой организациями в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

ь арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества;

ь от реализации материальных и нематериальных активов;

ь от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества (за исключением зачисляемых в бюджеты областей и г. Минска);

ь штрафов, налагаемых таможенными органами за совершение административных правонарушений;

ь прочих неналоговых доходов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.