Рефераты. Налоговое планирование на предприятии

1) учетную политику для целей бухгалтерского учета;

2) учетную политику для целей налогообложения.

Конец каждого календарного года у бухгалтеров связан с уточнением учетной политики, которую планируется применять в бухгалтерском учете и в целях налогообложения в следующем году. Самое время подкорректировать или изменить отдельные ее показатели. Напомним, что это обязательно для организаций, у которых появляются новые виды деятельности или осуществляется структурные преобразования (п. 4 ст. 7 Закона о бухучете, п.18 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (с изм. и доп от 30 декабря 1999 г.).

Закон обязывает организации самостоятельно сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета (п. 3 ст. 5 Закона). В налоговом законодательстве такая обязанность не закреплена, однако в главах 21, 25, 26 и 26.4 НК РФ имеются отсылки к учетной политике в целях налогообложения (ст. 167, 248, 252, 339, 346.38 НК РФ и др.). В большинстве своем такое упоминание связано с тем, что налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику несколько вариантов учета элементов, используемых при формировании налоговой базы. Выбранный способ указывается в налоговой учетной политике. Как известно, налоговые базы по большинству налогов исчисляется организациями по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных регистров бухгалтерского учета. Только по налогу на прибыль база определяется на основе данных налогового учета.

Рассмотрим основные элементы приказа об учетной политике организации для целей налогообложения и содержание норм Налогового кодекса РФ, определяющих порядок утверждения и последующего изменения приказа об учетной политике для целей налогообложения организации.

Прежде всего следует отметить, что ч. 2 НК РФ не содержит единых норм об учетной политике для целей налогообложения, которые касались бы вопросов, связанных со всеми налогами, порядок начисления и уплаты которых определяется НК РФ. Главы, посвященные отдельным налогам, содержат специальные нормы об учетной политике для целей налогообложения, распространяющие свое действие только в рамках соответствующей главы.

Так, гл. 21 содержит предписания об элементах учетной политики для целей налогообложения, касающиеся только налога на добавленную стоимость, а гл. 25 - нормы об элементах учетной политике для целей налогообложения только в части налога на прибыль организаций.

Согласно ст. 167 НК РФ принятая учетная политика в целях налогообложения:

- утверждается соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;

- применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения приказом, распоряжением руководителя;

- является обязательной для всех обособленных подразделений данной организации;

- для вновь созданных организаций утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.

При разработке учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета организации зачастую стоят перед выбором между двумя целями: минимизировать доходы и прибыли и, следовательно, налоги, либо максимизировать финансовые результаты для повышения инвестиционной привлекательности. Лишь в случае разработки самостоятельной налоговой и бухгалтерской учетной политики возможно достижение этих двух целей.

Утверждение налоговой учетной политики не только необходимо для самой организации-налогоплательщика в соответствии с требованиями налогового законодательства, но и полезно для самой организации, так как ее отсутствие может повлечь за собой санкции, а также упущенные выгоды. С помощью учетной политики до налоговых органов доводятся сведения, необходимые для осуществления налогового контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Кроме того, учетная политика закрепляет в одном документе все методики, которые организация-налогоплательщик применяет при исчислении налогов. И, наконец, учетная политика в целях налогообложения, являясь действенным инструментом налогового планирования, позволяет в определенных размерах корректировать величину налоговых платежей организации. И хотя правила ведения налогового учета едины, но в пределах единых норм существуют возможности для выбора методов учета, дающих возможность регулировать финансовые потоки организации.

При разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо учитывать возможные трудности, связанные с постановкой и ведением налогового учета, зависят от ряда характеристик, например, таких, как:

- организационно-правовая форма;

- виды и объемы деятельности;

- отраслевая специфика;

- штат и квалификация сотрудников финансово-бухгалтерской службы;

- организация синтетического и аналитического учета;

- обеспечение учетного процесса средствами автоматизации.

При разработке соответствующей учетной политики необходимо одновременное достижение двух целей: постановка оптимальной системы налогового учета и закрепление в учетной политике таких элементов, которые бы не противоречили законодательству и максимально соответствовали специфике деятельности организации.

Ключевыми методами, влияющими на величину уплачиваемых налогов, являются распределение доходов и расходов между отчетными (налоговыми) периодами и регулирование оценки активов.

3. Налоговое планирование: отечественный и зарубежный опыт.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почет-ное место в финансовом планировании предприятий. Действи-тельно, в условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным финансовым последствиям или даже вызвать, банкротство предприятия. В то же время правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полу-ченных финансовых накоплений, но и возможность финансирования расширенной деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом планировании не следует ориентироваться на размер налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения коммерческой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе было бы трудно понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога 40--50% и не перебираются в так называемые "налоговые гавани"(налоговые убежища), где ставки налога 2--5% или он вовсе не применяется. На самом деле и в странах с нормальными (не пониженны-ми) ставками налогов компании с хорошо поставленным на-логовым планированием платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20--25%, а компании, применяющие планирование в международном масштабе, -- не свыше 10--15%. И эти ставки уже сравнимы, как мы видим, с уровнем налого-обложения в странах -- налоговых гаванях. Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и налого-выми гаванями далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях те и другие играют на равных.

Но даже и для "базовых" компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих активами, обслуживающих или контроли-рующих деятельность в других странах, размешение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не ме-нее выгодным, чем в стране -- налоговой гавани. Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т. д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом, до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может ино-гда длиться годами, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налога на 7--8 лет равносильна пол-ному освобождению от налога. Кроме того, компании с между-народным масштабом деятельности могут пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными налоговыми со-глашениями. Страны -- налоговые гавани таких соглашений обычно не имеют.

Сущность налогового планирования в странах Запада со-стоит в общепризнанном за всяким налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Кроме того, необходимость налогового планирования обуслов-лена наличием в налоговом праве западных стран весьма об-ширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены либо допускают их неоднозначное толкование. В этой сфере выбор наиболее "налогоэкономных" путей требует тщательного прогнозирования возможной реакции налоговых властей и нередко вступления в прямой контакт с налоговой администрацией с целью получения ее предварительной санк-ции на те или иные действия.

За пределами этих легальных сфер налогового планирова-ния находится область противозаконного уклонения от нало-гов, т.е. злоупотреблений и различного рода махинаций, рассматриваемых законодательством как налоговые преступления. Границы такого уклонения от налогов весьма неопределенны и различаются по странам. Так, если в некоторых странах опре-деленные злоупотребления считаются преступлениями, то в других они могут квалифицироваться как практика, хотя и не одобряемая, но допускаемая законом. Бизнес активно исполь-зует и возможности нелегального уклонения от налогов, однако и здесь преимущественные позиции принадлежат крупнейшим международным монополиям, которым характер их деятельно-сти позволяет практиковать налоговые злоупотребления и ма-хинации в наиболее скрытой и недоступной для расследования налоговыми властями форме.

Крупные компании в целях как легального налогового пла-нирования, так и нелегального уклонения от налогов, содержат специальные службы, укомплектованные высококвалифициро-ванными налоговыми экспертами и юристами. Кроме того, они широко пользуются услугами десятков тысяч частнопрактикующих консультантов, банков и других финансовых учреждений, специализированных юридических и бухгалтерских компаний и т. д.

Разумеется, экономия на налогах -- не самая главная задача предприятия. В обычных условиях предприятие просто рассматривает налоги как некоторый внешний фактор, который, не принося предприятию никакой видимой пользы, силой закона лишает его части дохода (к примеру, как фактор холодного климата, который требует расходов на отопление произ-водственных помещений, без чего невозможна нормальная дея-тельность предприятия).

Если налоги грозят поглотить весь доход предпринимателя, он для спасения пред-приятия вынужден принимать меры. В этом случае минимиза-ция налогов становится для него главной задачей, которую не-обходимо решить для выживания предприятия. Разумеется, предприниматель не может уволить государство, но он может заменить его, перебравшись в другую страну. Но это -- крайнее решение, и оно требует значительных затрат, поэтому вначале предприниматель пытается сделать все возможное с целью снижения своих налоговых платежей.

В большинстве стран власти реально относятся к своим возможностям в сфере налогообложения. Они понимают, что чрезмерные налоги угнетающе действуют на частную инициа-тиву, подрывают производство и в конечном счете доходную базу государственного бюджета. Они знают, что если частному бизнесу не дать некоторой свободы маневра в налоговых во-просах, то капиталы будут утекать за границу, и страна лишит-ся не только потенциальных налоговых поступлений, но и ра-бочих мест (а значит, вырастут безработица и расходы бюджета на социальные пособия). Поэтому, чтобы избежать депрес-сии и смягчить периодически наступающие кризисы, прави-тельства западных стран вынуждены сдерживать рост нало-гов и время от времени проводят масштабные снижения на-логовых ставок.

Кроме того, в самой структуре налоговых систем этих стран имеются своего рода стабилизаторы, которые позволяют ком-пенсировать ущерб частному бизнесу, приносимый общим рос-том налоговых ставок. Следует также иметь в виду, что одним из важнейших условий нормального развития рыночной эко-номики является необложение капитала, функционирующего в сфере торгово-промышленного оборота. При этом речь идет не только о самом капитале, но и о доходах на капитал -- при условии, что они не изымаются из дела и не идут на непроизводительное потребление.

В России же создание собственных подразделений по налоговому планированию еще не стало правилом даже для крупнейших пред-приятий, многоотраслевых концернов и финансово-промышленных групп. Собственные службы организуются только в редких продвину-тых банковских объединениях и на некоторых промышленных и торговых предприятиях. Подавляющее же большинство предприятие Российской Федерации ограничивается либо наймом одного двух специалистов, либо налоговыми консультациями соответствующих подразделений аудиторских фирм. Уровень подготовки многих специалистов, занятых вопросами налогового планирования, остается пока низким.

Заключение.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимым законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Право субъектов налогообложения на защиту своих прав, в том числе права собственности, оправдано главе ной целью рыночной экономики и ее основными принципами.

Налоговое планирование представляет собой составную части управленческой деятельности. Налоговые платежи -- одна из самых больших статей расходов физических и юридических лиц; налоговое планирование способствует сокращению издержек и повышению рентабельности предпринимательства.

К основным видам деятельности по налоговому планированию относятся:

* сбор и систематизация информации по налогообложению;

текущий контроль за выполнением налоговых обязательств;

экспертиза экономических проектов, планов и управленческих решений с точки зрения налогового законодательства в интересах повышения чистой прибыли;

разработка и осуществление мероприятий по оптимизации налотовых обязательств в соответствии с изменениями национального и зарубежного налогового права, затрагивающих хозяйственную деятельность.

При уклонении от уплаты налогов налогоплательщик уменьшает свои налоговые обязательства запрещенными законом способами. Понятие «обход налогов» применяется в ситуациях, когда предпри-ятие не является налогоплательщиком, но занимается деятельно-стью, по закону подлежащей налогообложению, либо оно не зареги-стрировано, либо имеет место сокрытие дохода.

Крайними формами нарушения налогового законодательства яв-ляются бегство от налогов -- перевод налогооблагаемых доходов или собственности за рубеж без уплаты отечественных налогов, злостная неуплата налогов, деятельность в теневой экономике.

Минимизация налоговых выплат - один из главных инструмен-тов государственной налоговой политики, позволяющих мотивиро-вать хозяйственное поведение собственников производственных ре-сурсов в желательном для государства направлении.

Одной из важнейших целей налогового планирования является нейтрализация налогового произвола государства, заключающееся в отсутствии стабильной законодательной регламентации взаимоотношений государства и налогоплательщиков. От налогового произвола государства следует отличать произвол чиновников в налоговой сфере.

Первое направление налогового планирования -- это выбор оп-тимальной организационно-правовой формы юридического лица с точки зрения налогообложения.

Одним из направлений действий по уменьшению налоговых платежей является изменение и разделение объекта налогообложе-ния, изменение характера хозяйственной деятельности.

Еще одно направление - выбор места размещения или регист-рации с учетом налоговых льгот, предоставляемых государством хо-зяйствующим субъектам в некоторых регионах. Все большее развитие во всем мире получают различного рода «свободные зоны», предос-тавляющие льготный налоговый режим. Есть такие зоны ив нашей стране.

Сократить налоговые платежи можно при помощи выбора ва-риантов использования прибылей и резервного капитала, инвестици-онной политики, которые могут обеспечить дополнительные налого-вые льготы и даже возврат части уплаченных налогов.

Список используемой литературы

1. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия--М.: Бухгалтерский учет, 1994.

2. Козенова Т. С. Налоговое планирование на предприятии - М.: АиН, 1997

3. Налоги и налогообложение: Учебн. пособие для вузов/ И.Г.Русакова, В.А.Кашин, А.В.Толкушкин и др.; Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. -- М: ЮНИТИ, 2000.

4. Налоговое право: Учебник / Под ред. С,Г. Пепеляева. -- М.: Юристь, 2003.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации.

6. "Финансовая газета", N 50, 51, декабрь 2005 г.

7. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной эконо-мики: учебник.-- М. : Экономистъ, 2005.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.