С 1997 года введены сниженные ставки НДС. В размере 10% они применяются по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам детского ассортимента. По всем остальным товарам, а это в основном промышленные, ставка НДС составляет 20%. Такое изменение размера налога направлено на снижение налогового бремени для населения. В то же время понятно, что это не может однозначно вести к снижению розничных цен на товары, уровень которых в значительной степени определяется спросом и предложением. С 1 февраля введен НДС, а по отдельным товарам и акцизы, на импортные товары. К тому же на них снижаются импортные таможенные пошлины. Это изменение вызвано необходимостью поставить в один налоговый режим как отечественные, так и импортные товары. Но есть и другое объяснение. НДС и акцизы относятся к налогам на потребление и уплачиваться должны там, где потребляется товар. В связи с этим решение об освобождении экспорта от указанных налогов закономерно.
Нельзя не отметить еще одно важное изменение в порядке взимания НДС. В прошлом году многие предприятия, опасаясь разрыва хозяйственных связей и высоких темпов инфляции, приобретали сырье и материалы, комплектующие изделия впрок. Это понятное явление. Однако в результате суммы налога, уплаченные поставщикам этих материалов, которые подлежали вычету из сумм налога по реализованной продукции, значительно уменьшили платежи в бюджет. Теперь такое положение исправлено. Вместо сумм налога, уплаченного по приобретенному сырью и материалам, будут вычитаться суммы налога по использованному в производстве сырью и материалам.
В нынешнем году сохраняется налоговое регулирование средств, расходуемых предприятиями на оплату труда. Однако в то же время с суммы превышения фактических расходов на оплату труда против удвоенной нормируемой величины этих расходов налог исчисляется по ставке 50%. И это по всем предприятиям.
В условиях спада производства, продолжающейся инфляции и ограниченности ресурсов исключительно важное значение имеет принятие в налоговом законодательстве мер по стимулированию инвестиционной деятельности. Освобождена от налогообложения прибыль всех предприятий и организаций, направляемая на инвестиции, включая развитие собственной производственной и непроизводственной базы при условии полного использования сумм начисленного износа (амортизации).
Для сдерживания роста цен на продукцию детского питания не будет облагаться налогом прибыль, полученная предприятием от производства продуктов детского питания. В целях стимулирования развития и совершенствования образовательного процесса установлены дополнительные льготы по налогу на прибыль для образовательных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке. Льготы по этому налогу введены для предприятий, направляющих прибыль и на другие социально-культурные нужды.
В богатой ресурсами России по сравнению с другими странами слишком малую долю доходов бюджета составляют рентные платежи. То же касается и налогов на недвижимость (землю, имущество). Это не в последнюю очередь объясняется отсутствием их реальной оценки: рынок только начинает действовать, поэтому полноценного рыночного инструментария и опыта подобных оценок нет.
Налоговая реформа охватывает и налоги с физических лиц. Принципиальные изменения претерпел порядок взимания подоходного налога. Объектом налогообложения теперь служит не месячный заработок, а совокупный годовой доход, что отвечает мировой практике. Кроме денежных поступлений в понятие совокупного годового дохода входят доходы, полученные в натуральной форме, оплаченные предприятиями услуги работнику, дивиденды по акциям. Существенно изменена прогрессия шкалы подоходного налога.
Новым является то обстоятельство, что от уплаты подоходного налога никто не освобождается, хотя многим категориям граждан предоставляются значительные льготы. Семьи, имеющие детей и иждивенцев, будут платить меньше, чем холостые и малосемейные граждане. Меняется порядок уплаты налога. Как и в других странах, многие граждане России по истечении года будут подавать налоговые декларации в государственные налоговые инспекции по месту жительства, для чего необходимо каждому вести точный учет своих доходов, размер уплаченных в ходе календарного года налогов, хорошо знать налоговые льготы.
Знание налогового законодательства перестает быть уделом узкого круга специалистов и становится обязательным для каждого гражданина России.
Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим её с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов , сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.1 Министерство РФ по налогам и сборам организовано на следующих принципах:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9