Рефераты. Налоговая система России

("плательщики налога ... есть другие категории плательщи-

ков"), а определение объекта налогообложения дано путем пе-

речисления возможных объектов без выделения общих призна-

ков, присущих этому явлению. Следует подчеркнуть, что в не-

обходимости определения этих понятий, нет никакой схоласти-

ки, она диктуется сугубо практическими целями.

Определить понятия "налог" и "сбор", адекватно отразив

в определении их существенные признаки, - значит выявить

категории обязательных платежей, входящих в налоговую

систему, уяснить компетенцию государственных органов и ор-

ганов местного самоуправления в области установления и взи-

мания такого рода платежей, отграничить налоги и сборы от

других обязательных взносов в доход государства, например

некоторых видов имущественных санкций.

 1Вторая группа проблем - это проблема разграничения

 1компетенции властных структур различного уровня в области

 1налогообложения и сборов 0. Основы такого разграничения изло-

жены в конституционных положениях. Ясно, что налоги должны

подразделяться на три вида: федеральные, региональные и

местные. Но какие налоги относятся к каждому из видов

Конституция не определяет. Положения в Конституции одноз-

начно указывают, что: 1) перечень федеральных налогов и

сборов есть прерогатива законодательного органа Российсуой

Федерации; 2) федеральные налоги должны взиматься в феде-

ральный бюджет.

И так, во-первых, можно допустить, что установление

всех остальных налогов и сборов (региональных и местных) к

ведению Российской Федерации не относятся ни в коей мере.

Однако негативные последствия подобного подхода очевидны.

Нельзя в одной стране иметь множество налоговых систем.

Это, конечно же, не означает, что в системе налогов, взима-

- 17 -

емых в регионах, не может быть никаких различий. Но эти

различия должны базироваться на неких общих исходных поло-

жениях, установленных федеральным законом.

Во-вторых, если правительство определяет налогооблага-

емую базу по налогу на прибыль банков и страховых организа-

ций, т. е. по существу определяет размер налога, то этим

нарушается один из основных принципов налогового права:

установление налогов суть прерогатива законодательного ор-

гана. И уже совершенно недопустимым является положение,

когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом зако-

нодательстве "устраняются" разъяснениями Госналогслужбы и

Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогата-

ми, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и

размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это

явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жиз-

ни нашей страны сегодня.

Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что

необходимость издания авторитетных правоприменительных ак-

тов по налогам существует. Она объективно обусловелена тем,

что налогообложение в России еще находится в стадии станов-

ления, а сами налоговые законы носят рамочный характер,

подчас представляют собой каркас дома с возведенными стена-

ми, но без отделочных работ и установки оборудования.

Подведем итог: никакой другой государственный орган не

обладает такой подробной информацией о недостатках налого-

вого законодательства, его спорных положениях и неясностях,

как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин, ни Тамо-

женный комитет не могут быть отстранены от участия в разра-

ботке и издании правоприменительных актов по налогам.

 1Третья группа проблем, которые необходимо разрешить

 1при разработке проектов новых налоговых законов, касается

 1взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками.

Налоговые органы - это властные органы. Их властные полно-

мочия должны осуществляться в рамках строгих правовых про-

цедур, детально регламентированных. Отсутствие таких проце-

дур - один из самых крупных недостатков налогового законо-

дательства, которое в этом отношении чревато откровенным

произволом. Наблюдается явная несбалансированность между

властными полномочиями налоговых органов и правами налогоп-

лательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша су-

дебная система далека от совершенства, особенно по своим

материально-техническим возможностям.

- 18 -

Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон на-

логовых правоотношений были не просто продекларированы, а

имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указа-

ниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения.

Например, если на налоговый или другой государственный ор-

ган возлагается обязанность информировать налогоплательщика

об изменениях в налоговом законодательстве или о тех нало-

гах, которые он должен уплачивать, то необходимо указать,

какие последствия наступят, если налогоплательщик непра-

вильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя

тот или иной налог по вине налогового органа.

Одной из самых сложных и слаборазработанных считается

система ответственности налогоплательщика за налоговые пра-

вонарушения. Неопределенность составов, отсутствие диффе-

ренциации санкций в зависимости от субъективной стороны

правонарушений, полное игнорирование принципа вины в систе-

ме налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых

санкций, отсутствие законодательных процедур их применения

- все это от начала до конца требует пересмотра, полной за-

мены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков

и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к

решению проблемы.

Совершенно не урегулирован на законодательном уровне

вопрос о порядке осуществления налогового контроля. Нет ни-

каких указаний о периодичности и продолжительности налого-

вых проверок, о формах и процедурах участия налогоплатель-

щиков в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках

принятия решений и т. д.

Конечно это лишь небольшой круг проблем, касающихся

правовой базы налогообложения в России, будоражащих нашу

налоговую систему. Подчеркнем,  1что пока не будет выработано

 1авторитетной целостной концепции реформирования налогообло-

 1жения и его правовой формы, результаты любых изысканий в

 1этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных

 1коллективов и специалистов.

 22.2. Взгляд российских ученых-экономистов

 2на проблемы реформы

Наша налоговая система сейчас представляет собой, по

мнению В.Г. Панскова, "своеобразный симбиоз чужих налоговых

систем, лишенный увязки с реальными условиями, сложившимися

- 19 -

в экономике." Сделав упор на чисто внешнем сходстве

российской и западных налоговых систем (что само по себе не

так уж и страшно), наши "прорабы" перестойки напрочь отб-

росили заботу о товаропроизводителе, платящем налоги, хуже

того, поставили его на грань, а подчас и за грань выживания

за счет доходов хозяйственной деятельности.

В результате: падение производства, продолжающееся уже

четвертый год, полное отсутствие интереса у предпринимате-

лей не только к расширению производства, но и вообще к то-

му, чтобы им заниматься. Происходит в совершенно неоправ-

данных масштабах перелив капитала в сферу торговли и

посредничества. Небывалых размеров достигло укрывательство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.