Рефераты. Налоговая система России

пресловутый "дефицит бюджета", а подлинные факторы развития

отечественной инфляции."

Все сказанное эдесь, конечно, - лишь рамочное, но

вместе с тем непреложные условия качественного обновления

налоговой системы и вообще выхода из кризиса.

 1РСПП (Российского союза промышленников и предпринима-

 1телей) предлагает свою модель рациональной  0"нейтральной к

производству"  1налоговой системы 0. Приведем некоторые выдерж-

ки из их программы. (Данные взяты из РЭЖ,1994, N 11, С.

28-29).

При нормативном (как сегодня) исчислении материальных

затрат должно изыматься в бюджет не более 40% прибыли това-

ропроизводителей, идушей на текущее потребление, и не более

60% соответствующей прибыли кредитно-финансовых коммер-

ческих учреждений (сегодня эти цифры - примерно 80 и 70%).

Налог на добавленную стоимость как "всеохватный", сложный и

поэтому инфляционный, должен быть постепенно отменен; вво-

дить вместо него другой обременительный для потребителя

косвенный налог тоже нецелесообразно.

Общее количество федеральных и местных налогов должно

составлять не более 13-14. И, повторю еще раз, это число,

равно как и меру жесткости налогов, следует определить не

произвольно (скажем, "сбалансировать бюджет"), а внутренней

логикой, минимальными требованиями к любой рациональной на-

логовой системе.

Как видим предложений различного толка у нас хоть

"пруд пруди". Конечно они заслуживают пристального внима-

ния, но позволю себе напомнить мнение В.Г. Панскова: в

условиях инфляции стихийная корректировка законодательства

- 33 -

и постоянное, как правило, в конце года, изменение ставок

налогов уже не годятся: нужна принципиально новая система

налогообложения.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основ-

ном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в луч-

шем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде

всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привелегий;

объектов обложения; усиления или замены одних налогов на

другие). Предложений же о принципиально иной налоговой

системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыноч-

ным отношениям периода, практически нет. И это не случайно,

ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только

на серьезной теоретической основе.

 23.3. 0  2Налоги и инвестиции

Нестабильность налоговой системы является существен-

ным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим

привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

В условиях спада производства, продолжающейся инфляции

и ограниченности ресурсов исключительно важное значение

имеет принятие в налоговом законодательстве мер по стимули-

рованию инвестиционной деятельности.

Представляется необходимым  1предусмотреть в налоговом

 1законодательстве положение о том, что установленные для

 1иностранных инвесторов налоговые льготы и преимущества не

 1могут ухудшаться в течение какого-либо определенного отрез-

 1ка времени ( 0например, пяти лет).

Введение такой поправки явилось бы для иностранных ин-

весторов твердой гарантией стабильности налоговой системы

России. Вместе с тем было бы целесообразно предусмотреть

для предприятий с иностранными инвестициями некоторые до-

полнительные налоговые льготы и привелегии. В частности,

следовало бы восстановить двухгодичные (для Дальнего Восто-

ка - трехгодичные) "каникулы" по налогу на прибыль для за-

нятых в сфере материального производства предприятий с до-

лей иностранного участника не менее, чем в 30%. При этом

выручка от материального производства должна быть более 70%

от всей суммы выручки. В третий и четвертый год (в Дальне-

восточном экономическом районе - в четвертый-пятый) эти

предприятия должны были бы, согласно данному предложению,

уплачивать налог в размере соответственно 25 и 50% от

- 34 -

основной ставки, но при условии, что выручка от деятель-

ности в сфере материального производства превышает 80-90%.

 23.4. 0  2Теоретический и практический опыт в

 2налогообложении стран с развитым рынком

 23.4.1. Теоретическое наследие

Не лишним будет повториться, что налоги, как известно

из зарубежного же опыта, являются одним из наиболее эффек-

тивных инструментов косвенного регулирования экономических

процессов.

В теории и практике налогового регулирования развитых

стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строи-

лась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональ-

ных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и

норма налогообложения подчинены потребностям регулирования

совокупного общественного спроса, который должен удержи-

ваться на уровне, обеспечивающем полное использование тру-

довых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен

(при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равно-

весию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со

снижением доли государственного сектора в экономике разви-

тых стран и уменьшением экономической доли государства

(сокращением его прямого вмешательства в экономику в основ-

ном через снижение государственных расходов) налоговая по-

литика наряду с выполнением регулирующих функций стала

средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях

развитой экономики эта цель достигается посредством не уси-

ления налогового бремени, ложащегося на производителей и

физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения

государственных расходов на фоне широкомасштабного и целе-

направленного снижения налогов.

Если до недавнего времени считалось, что высокие уро-

вень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соот-

ветствуют, как правило высоким уровням развития экономики и

социальной защищенности населения, то сейчас общей тенден-

цией в области налогообложения в странах Запада является

снижение фактического налогового бремени на прибыль корпо-

раций и доходы физических лиц. Одновременно в ряде ведущих

стран (США, Японии, Англии и других) происходит расширение

базы налогообложения, уменьшаются количество и размеры на-

- 35 -

логовых льгот.

В существующих условиях нелепо говорить об "идентич-

ности уровней налогообложения в нашей экономике и на Запа-

де". Абсолютные размеры производимой прибыли и добавленной

стоимости там значительно выше, чем у нас. Поэтому и сте-

пень налогового пресса там фактически в несколько раз мень-

ше, несмотря на одинаковость отдельных налоговых ставок.

Роль отдельных налогов в формировании бюджета в разви-

тых странах с рыночной экономикой обычно такова (%):

Налоги на личные доходы .................. 40

Налоги на прибыль корпораций ............. 10

Социальные взносы ........................ 30

Налог на добавленную стоимость ........... 10

Таможенные пошлины ....................... 5

Прочие налоги и налоговые поступления .... 5

Таким образом можно заключить, что на Западе основным

источником формирования бюджета служит налогообложение фи-

зических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.