пресловутый "дефицит бюджета", а подлинные факторы развития
отечественной инфляции."
Все сказанное эдесь, конечно, - лишь рамочное, но
вместе с тем непреложные условия качественного обновления
налоговой системы и вообще выхода из кризиса.
1РСПП (Российского союза промышленников и предпринима-
1телей) предлагает свою модель рациональной 0"нейтральной к
производству" 1налоговой системы 0. Приведем некоторые выдерж-
ки из их программы. (Данные взяты из РЭЖ,1994, N 11, С.
28-29).
При нормативном (как сегодня) исчислении материальных
затрат должно изыматься в бюджет не более 40% прибыли това-
ропроизводителей, идушей на текущее потребление, и не более
60% соответствующей прибыли кредитно-финансовых коммер-
ческих учреждений (сегодня эти цифры - примерно 80 и 70%).
Налог на добавленную стоимость как "всеохватный", сложный и
поэтому инфляционный, должен быть постепенно отменен; вво-
дить вместо него другой обременительный для потребителя
косвенный налог тоже нецелесообразно.
Общее количество федеральных и местных налогов должно
составлять не более 13-14. И, повторю еще раз, это число,
равно как и меру жесткости налогов, следует определить не
произвольно (скажем, "сбалансировать бюджет"), а внутренней
логикой, минимальными требованиями к любой рациональной на-
логовой системе.
Как видим предложений различного толка у нас хоть
"пруд пруди". Конечно они заслуживают пристального внима-
ния, но позволю себе напомнить мнение В.Г. Панскова: в
условиях инфляции стихийная корректировка законодательства
- 33 -
и постоянное, как правило, в конце года, изменение ставок
налогов уже не годятся: нужна принципиально новая система
налогообложения.
Анализ реформаторских идей в области налогов в основ-
ном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в луч-
шем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде
всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привелегий;
объектов обложения; усиления или замены одних налогов на
другие). Предложений же о принципиально иной налоговой
системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыноч-
ным отношениям периода, практически нет. И это не случайно,
ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только
на серьезной теоретической основе.
23.3. 0 2Налоги и инвестиции
Нестабильность налоговой системы является существен-
ным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим
привлечение иностранного капитала в российскую экономику.
В условиях спада производства, продолжающейся инфляции
и ограниченности ресурсов исключительно важное значение
имеет принятие в налоговом законодательстве мер по стимули-
рованию инвестиционной деятельности.
Представляется необходимым 1предусмотреть в налоговом
1законодательстве положение о том, что установленные для
1иностранных инвесторов налоговые льготы и преимущества не
1могут ухудшаться в течение какого-либо определенного отрез-
1ка времени ( 0например, пяти лет).
Введение такой поправки явилось бы для иностранных ин-
весторов твердой гарантией стабильности налоговой системы
России. Вместе с тем было бы целесообразно предусмотреть
для предприятий с иностранными инвестициями некоторые до-
полнительные налоговые льготы и привелегии. В частности,
следовало бы восстановить двухгодичные (для Дальнего Восто-
ка - трехгодичные) "каникулы" по налогу на прибыль для за-
нятых в сфере материального производства предприятий с до-
лей иностранного участника не менее, чем в 30%. При этом
выручка от материального производства должна быть более 70%
от всей суммы выручки. В третий и четвертый год (в Дальне-
восточном экономическом районе - в четвертый-пятый) эти
предприятия должны были бы, согласно данному предложению,
уплачивать налог в размере соответственно 25 и 50% от
- 34 -
основной ставки, но при условии, что выручка от деятель-
ности в сфере материального производства превышает 80-90%.
23.4. 0 2Теоретический и практический опыт в
2налогообложении стран с развитым рынком
23.4.1. Теоретическое наследие
Не лишним будет повториться, что налоги, как известно
из зарубежного же опыта, являются одним из наиболее эффек-
тивных инструментов косвенного регулирования экономических
процессов.
В теории и практике налогового регулирования развитых
стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строи-
лась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональ-
ных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и
норма налогообложения подчинены потребностям регулирования
совокупного общественного спроса, который должен удержи-
ваться на уровне, обеспечивающем полное использование тру-
довых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен
(при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равно-
весию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со
снижением доли государственного сектора в экономике разви-
тых стран и уменьшением экономической доли государства
(сокращением его прямого вмешательства в экономику в основ-
ном через снижение государственных расходов) налоговая по-
литика наряду с выполнением регулирующих функций стала
средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях
развитой экономики эта цель достигается посредством не уси-
ления налогового бремени, ложащегося на производителей и
физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения
государственных расходов на фоне широкомасштабного и целе-
направленного снижения налогов.
Если до недавнего времени считалось, что высокие уро-
вень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соот-
ветствуют, как правило высоким уровням развития экономики и
социальной защищенности населения, то сейчас общей тенден-
цией в области налогообложения в странах Запада является
снижение фактического налогового бремени на прибыль корпо-
раций и доходы физических лиц. Одновременно в ряде ведущих
стран (США, Японии, Англии и других) происходит расширение
базы налогообложения, уменьшаются количество и размеры на-
- 35 -
логовых льгот.
В существующих условиях нелепо говорить об "идентич-
ности уровней налогообложения в нашей экономике и на Запа-
де". Абсолютные размеры производимой прибыли и добавленной
стоимости там значительно выше, чем у нас. Поэтому и сте-
пень налогового пресса там фактически в несколько раз мень-
ше, несмотря на одинаковость отдельных налоговых ставок.
Роль отдельных налогов в формировании бюджета в разви-
тых странах с рыночной экономикой обычно такова (%):
Налоги на личные доходы .................. 40
Налоги на прибыль корпораций ............. 10
Социальные взносы ........................ 30
Налог на добавленную стоимость ........... 10
Таможенные пошлины ....................... 5
Прочие налоги и налоговые поступления .... 5
Таким образом можно заключить, что на Западе основным
источником формирования бюджета служит налогообложение фи-
зических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12