Рефераты. Налоговая реформа в России 1992 г., ее необходимость и значение

Являясь косвенным налогом, НДС нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льготы повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных условиях - получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога).

Налоговым законодательством установлены льготы по налогу на добавленную стоимость (Приложение). Их перечень является единым для всей территории РФ и не может быть изменен решениями местных органов власти.

2.2. Налог на недвижимость

Проектом специальной части Налогового кодекса предусмотрена поэтапная замена действующих ныне имущественных налогов на налог на недвижимость, который должен вводиться на региональном уровне. Конкретный порядок налогообложения недвижимости на территории субъектов РФ будет устанавливаться законами, при-нимаемыми законодательным (представительным) органом власти субъектов Рос-сийской Федерации. С момента введения в действие закона о налоге на недвижи-мость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие законов, определяющих порядок исчисления и уплаты налога на имущество орга-низаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, которые являются собственниками недвижимости, выступающей в качестве объектов на-логообложения. Объектами налогообложения признаются находящиеся на терри-тории субъекта РФ земельные участки, здания, строения, сооружения (в том чис-ле подземные), жилые и нежилые помещения, а также доли в таких объектах недвижимости, находящихся в долевой собственности, а также объекты незавер-шенного строительства. Порядок включения объектов незавершенного строитель-ства в состав налогооблагаемой недвижимости определяется органами власти субъектов РФ, ответственными за проведение политики в области строитель-ства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Не относятся к объектам налогообложения следующие виды недвижимости:

1) недвижимость органов государственной власти и управления, ЦБ РФ и его учреждений, органов местного самоуправления, бюджетных организаций;

2) недвижимость, находящаяся в собственности, пользовании или на ином за-конном основании у религиозных организаций или организаций инвалидов;

3) недвижимость, находящаяся в собственности иностранных государств или международных организаций в соответствии с действующими международ-ными договорами, одной из сторон которых является РФ;

4) недвижимость мобилизационного назначения, испытательные полигоны, снаряжательные базы, аэродромы и иные объекты особого назначения;

5) недвижимость предприятий (организаций) государственного резерва.

Налоговая база в отношении каждого объекта налогообложения определяется исходя из оценки его рыночной стоимости, которая производится ежегодно на под-ведомственной территории специальной организацией по оценке и налоговому уче-ту недвижимости, создаваемой органом власти субъекта РФ.

Проектом Налогового кодекса предусмотрена налоговая льгота в отношении объектов жилого назначения: налогооблагаемая база на недвижимость жилого на-значения должна составлять не более 10 % от оценки рыночной стоимости. Вместо данной налоговой льготы законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе установить иные налоговые льготы, обеспечивающие соци-альные гарантии для населения.

Налог на недвижимость рассчитывается по ставкам, определяемым документа-ми законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. В то же время, согласно проекту Налогового кодекса, максимальная ставка налога не может превышать 2 %. При этом допускается установление диффе-ренцированных налоговых ставок в зависимости от использования недвижимости, категорий налогоплательщиков или иных обстоятельств, предусмотренных зако-ном о налоге, принимаемом законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ. Однако установление индивидуальных налоговых ставок для отдель-ных налогоплательщиков не допускается.

Сумма налога определяется ежегодно в отношении каждого объекта налогооб-ложения исходя из налоговой базы, исчисленной по состоянию на 1 января соот-ветствующего налогового периода. Сумма налога определяется налоговыми органа-ми по месту нахождения объекта налогообложения.

При переходе права собственности, владения или пользования объектом нало-гообложения от одного лица к другому, приводящем к смене налогоплательщика в отношении этого объекта, в течение календарного года налог уплачивается первона-чальным и последующим налогоплательщиками в долях, пропорциональных нало-говым периодам. При получении объекта налогообложения в порядке наследова-ния либо дарения обязанность по исполнению налогового обязательства в отношении полученного объекта в части, не исполненной первоначальным налого-плательщиком, возлагается на нового собственника.

В отношении вновь созданных либо уничтоженных (полностью разрушенных) объектов налогообложения налог уплачивается в доле, пропорциональной продол-жительности соответствующего налогового периода в отношении указанного объек-та. При этом первым днем налогового периода в отношении вновь созданного объек-та признается день регистрации права собственности на него. Извещение об уплате налога вручается каждому налогоплательщику налоговым органом не позднее 31 марта текущего налогового периода. Порядок и сроки уплаты налога устанавлива-ются законом о налоге, принимаемым законодательным (представительным) орга-ном власти субъекта РФ.

3. Способы проведения налоговой реформы

В последние предреформенные годы состояние системы государст-венных финансов России и Советского Союза характеризовалось ста-билизацией поступлений по основным бюджетным источникам: плате-жам из прибыли предприятий и налогу с оборота. В то же время про-должал увеличиваться объем бюджетных расходов. Финансовое поло-жение государства резко ухудшилось в 1990 г., что было связано с эска-лацией социальных выплат, а также с ростом правительственных субси-дий после централизованного повышения закупочных цен на сельскохо-зяйственную продукцию (осень 1990 г.) и оптовых цен на промышлен-ную продукцию (январь 1991 г.) при неизменных розничных ценах. По-этому в конце 1990-начале 1991 г. союзное и республиканские прави-тельства в процессе бюджетного планирования старались увеличить до-лю государственных доходов в ВВП. Попытка сбалансировать доходы и расходы бюджета была осуществлена за счет введения дополнитель-ных налогов: налога с продаж; налога на фонд заработной платы, по-ступающего в фонд стабилизации экономики; за счет повышения ставки отчислений на социальное страхование до 26%; изъятия части (20%) амортизационных отчислений предприятий; обязательной продажи части валютной выручки предприятий-экспортеров по завышенной обменной ставке рубля. Эти меры должны были повысить норму обязательных налоговых изъятий, которая в Советском Союзе в предшествующие го-ды колебалась от 42 до 48% ВВП до примерно 55% ВВП.

В новых условиях согласно бюджетным расчетам должен был рез-ко снизиться удельный вес налогов на доходы предприятий и граждан, а обложение фонда заработной платы и имущества предприятий (отчис-лений от амортизации) предусматривалось увеличить. Причем сокраще-ние доли традиционно наиболее значимых для советского бюджета ста-тей предполагалось компенсировать за счет роста доходов внебюджет-ных фондов: пенсионного фонда и фонда стабилизации экономики.

Как и можно было ожидать, эти проекты не были реализованы. По-литическая ситуация к началу 1991 г. характеризовалась «войной зако-нов» между Союзом ССР и составлявшими его республиками. В ходе этих дезорганизующих экономическую жизнь процессов законодатель-ные органы и правительства всех уровней принимали решения, идущие вразрез с первоначальными бюджетными проектировками. Были сни-жены ставки налогообложения физических лиц, ставки налога на при-быль, налог на продажи превратился из кумулятивного адвалорного на-лога (что предполагалось в проектах) в аналог налога на добавленную стоимость, для многих товаров была установлена нулевая ставка нало-га на продажи.

Поступления налога на прибыль за 1992 г. составили 29,5% обще-го объема доходов консолидированного бюджета. На величину реаль-ного изъятия прибыли предприятий в настоящее время воздей-ствуют, с одной стороны, налоговые льготы, составившие за девять ме-сяцев около 110 млрд. руб., с другой-темпы роста заработной платы по сравнению с изменениями законодательно регулируемой величины оплаты труда, включаемой в себестоимость. Взаимодействие указанных факторов привело к тому, что норма изъятия балансовой прибыли уве-личилась с 17% в I квартале того же года до почти 33% за первое по-лугодие 1992 г. В III квартале фактическая ставка налога на прибыль составила 35,3%, за девять месяцев-37,6%. Следует отметить, что величина налоговых льгот, используемых предприятиями, равняется примерно 1\3 намечавшихся бюджетом Синельников-Мурылев С. Налоговая и бюджетная политика: итоги первого года реформ // Вопросы экономики. - 1993. - №2. С. 88..

На налог на добавленную стоимость в январе-декабре приходи-лось 37,6% общего объема поступлений в бюджет, на акцизы - около 4%. Эластичность поступлений налога на добавленную стоимость и ак-цизов по ВВП в I квартале 1992 г. была достаточно высокой. Это объясняется низкими объемами их поступлений в начале года и быст-рым ростом в феврале и марте, что связано с устранением организаци-онных трудностей при установлении новых для хозяйства налогов. Во II квартале резкое снижение темпов роста поступлений акцизов и НДС было вызвано развитием кризиса неплатежеспособности предпри-ятий и до некоторой степени - накоплением запасов готовой продукции.

На 1 января 1992г. просроченная взаимная задолженность предпри-ятий и организаций достигала 34 млрд. руб., на 1 апреля - 780 млрд. руб., на 1 июля -3004 млрд. руб. За январь-май реализованная про-дукция составила около 55% общего объема выпуска, а 38% отгружен-ной продукции осталось неоплаченной. Следует иметь в виду, что на подавляющем большинстве предприятий организация бухгалтерского учета предполагает учет реализации (соответственно и определение прибыли) не по отгрузке продукции, а по ее оплате. В результате отгру-женная, но неоплаченная продукция не учитывается при исчислении об-лагаемого оборота при уплате НДС так же, как и при определении налогооблагаемой прибыли.

Ускорение темпов роста поступлений НДС в июне по сравнению с динамикой ВВП объясняется изменениями, внесенными в порядок его взимания. Плательщики, чьи платежи превышали 300 тыс. руб., долж-ны были начиная с мая уплачивать подекадно не авансовые платежи, которые ранее занижались, а платежи, установленные на основе фак-тических оборотов. Кроме того, в конце мая было запрещено вычитать из обязательств предприятия по НДС суммы налога по поступившим материальным ценностям (кредит по НДС) в случае неоплаты соответ-ствующих счетов. Значительный (в 2,6 раза) рост поступлений НДС в июле по сравнению с июнем объясняется установлением авансовых платежей по НДС для крупных плательщиков. Сумма авансовых платежей определялась исходя из фактических платежей в I квартале, уве-личенных в 2,5 раза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.