Рефераты. Налоговая реформа в России 1992 г., ее необходимость и значение

Доходы, получаемые предприятиями, объединениями и организациями от при-надлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях, облагались по ставке 15 %.

Таким образом, Россия «в наследство от СССР» получила уже определенный, довольно противоречивый, но «задел» для создания собственной налоговой сис-темы. Важно, что к налогообложению прибыли стала привыкать огромная армия предпринимателей, бухгалтеров и финансистов.

Введение Закона «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути дела совпало с процессом распада СССР. Парламент России во главе с Пре-зидентом Б. Ельциным, пытаясь ослабить СССР, начал бездумную «войну» про-тив М. Горбачева, который в какой-то степени повторил судьбу Луи Бонапарта. Известно, чтобы свергнуть короля, французская буржуазия отказалась платить налоги. История повторилась. Чтобы перевести крупнейшие союзные предприя-тия в подчинение Правительству Российской Федерации, было устроено «прези-дентское перетягивание канатов» (предприятиям, переходившим под «российские знамена», ставка налога на прибыль уменьшалась с 22 до 19 %). М. Горбачев отве-тил на вызов, и предприятиям, изъявлявшим желание остаться в подчинении союз-ных министерств, налоговые ставки также снижались. Естественно, какие-либо эко-номические основы для этого отсутствовали, налоговая база резко сокращалась, возрастало количество убыточных предприятий, разрывались сложившиеся хозяй-ственные связи. Отказ от перечислений налогов республиками, входившими в со-став СССР, прежде всего прибалтийскими, практически полностью обескровил со-юзный бюджет, который по сути дела развалился, все выпадающие доходы при неизменных расходах покрывались за счет «печатного станка», что привело к безу-держной инфляции и пустым полкам в магазинах.

По расчетам специалистов общая масса денег по состоянию на декабрь 1991 г. была настолько велика, что при действующих тогда ценах (при курсе 1 руб. = $ 0,7), для удовлетворения выраженного в рублях «платежеспособного спроса» населения СССР не хватило бы запасов товаров всего мира.

Приведем некоторые статистичес-кие данные, характеризующие динамику экономики Российской Федерации (табл. 1.1). Очевидно, что они, как говорится, не нуждаются в комментариях.

Таблица 1.1

Динамика некоторых экономических показателей в Российской Федерации в 1990-1993 гг. (млрд. руб., %) Составлено автором по: Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат России, 1994. с. 269, 270, 288, 296.

Экономический показатель

1990

1991

1992

1993

Денежная эмиссия

X
89,3
1513,0
10904,8

Доходы бюджета РФ

159,5
310
5327,6
49730

Расходы бюджета РФ

154
347,8
5969,5
57674

Превышение доходов над расходами (+), расходов над доходами (-)

+8,5
-37,6
-641,9
-7943,6

Дефицит бюджета в % к доходам

-
12,1
12,0
15,8
Сводный индекс цен на товары

(к предыдущему году)

X
2,6
26,1
9,4

Индекс объема промышленной продукции (1989 г. - 100 %)

99,9
91,9
75,4
64,8
Следует отметить, что в течение длительного периода государственный бюд-жет СССР практически (по официальным данным) не имел дефицита. Однако, начиная с конца 80-х гг., он стал стремительно нарастать. Несколько упрощенно, для краткости - без соответствующих статистических выкладок, можем назвать следующие причины финансового кризиса СССР, выразившегося прежде всего в неуправляемой инфляции 1991 г.:
* резкое возрастание оборонных расходов в связи с войной (и ее последстви-ями) в Афганистане;
* бездумная антиалкогольная компания середины 1980-х гг. обусловила со-кращение налоговых доходов более чем на 30 %;
* Чернобыльская катастрофа и ликвидация ее последствий;
* перевод ряда республик (прибалтийских) на взнос одноканального налога в союзный бюджет;
* падение собираемости налогов.
Все это в значительной степени предопределило распад СССР, а перед правительством России встала сложнейшая задача - в кратчайший срок сформировать самостоятельную налоговую систему страны

2. Сущность налоговой реформы 1992 г.; классификация налогов, ее составляющих:

2.1. Налог на добавленную стоимость

2.1.1. Экономическая роль НДС

Основную роль в российской налоговой системе играют косвенные налоги, к кото-рым относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и таможен-ные пошлины, занимающие определяющее место в доходах бюджета. Во многих случаях объекты налогообложения для косвенных налогов совпадают, что (с уче-том большого числа таких налогов) способствует постоянному росту цен на потре-бительские товары и услуги. Наиболее существенным из применяемых в РФ кос-венных налогов является налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - один из самых молодых из фор-мирующих основную часть доходов бюджетов налогов (предложен французским экономистом М. Лоре в 1954 г., применяется во Франции с 1958 г.). Лежащий же в основе определения НДС показатель добавленной стоимости начал использовать-ся в статистических целях значительно раньше. Например, в США он применяет-ся с 1870-х гг. для характеристики объемов промышленной продукции, а в России он использовался в аналитических целях в период НЭПа Тимофеева О.Ф. Налоги в рыночной экономике. - М., 1993. С. 90-92..

Необходимость применения показателя добавленной стоимости как объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. В частности, Римский договор 1957 г. о создании Европейского Экономи-ческого Сообщества (ЕЭС) предусматривал разработку и применение мер, на-правленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения стран-членов, а наличие НДС в налоговой системе стало обязательным условием вступления в ЕЭС. Основы современной европейской системы НДС определяются Шестой директивой Совета ЕЭС от 17 мая 1997 г., принятой с целью унификации базы НДС во всех странах-членах Сообщества (что очень важно, так как определенный процент отчислений направляется на формирование общего бюджета ЕЭС). Однако в большинстве стран мира применяются свои собственные системы исчисле-ния и взимания НДС (по состоянию на июнь 1992 г., по данным ОЭСР, НДС при-менялся в 82 странах) Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. - СПб, 1997. С. 120-121..

Решение задачи развития рыночных отношений в России потребовало реорга-низации исчисления и взимания действовавшего до 1992 г. налога с оборота, кото-рый более чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксиро-ванными государством розничными и оптовыми ценами. В новых же условиях свободного ценообразования на основе спроса и предложения возможность фор-мирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР, исключалась. В то же время государство должно было иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в РФ с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость, что позволило обеспечить рав-ный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятий.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, который влия-ет и на процессы ценообразования, и на структуру потребления. В моделях запад-ных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании спроса. Особый акцент на косвенное налогообложение в нашей стране обусловлен необ-ходимостью решения следующих задач:

* ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

* обеспечения стабильного источника доходов в бюджет;

* систематизации доходов.

Основная функция НДС - фискальная. В среднем НДС формирует 13,5 % до-ходов бюджетов в странах, применяющих этот налог, но его доля в бюджетах от-дельных государств существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45 % налоговых поступлений в бюджет, а в Нидерландах - 24 % Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). - М., 1995. С. 115.. Удель-ный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 1998 г. составил 46,0 %, в 1999 г. - 44,6 %, по проекту бюджета на 2000 г. - 41,1 %. Доля доходов от НДС, выраженная в процентах к внутреннему валовому продукту (ВВП), в РФ по проекту бюджета на 1999 г. составила 4,08 %; ожидаемое исполнение - 4,53 %; по проекту на 2000 г. - 5,2 %. Для сравнения: среднее значение этого показателя в европейских странах-членах ОЭСР в 1992 г. составило 7,4 %; минимальное значение - 6,5 % в Германии, максимальное значение - 10,2 % в Греции Оспанов М.Т. Указ. соч. С. 131..

Для функционирования НДС необходимы соответствующая информационная база, системы учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не пре-дусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволя-ет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. В Законе РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.91 г. № 1992-1 НДС определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях произ-водства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализо-ванных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время методические положения относительно базы налогообложения НДС, которыми руководствуется практика, не совпадают с понятием «добавленная стоимость», что приводит к значительному расширению объекта налогообложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.