Рефераты. Налоговая политика РФ на современном этапе

Ш экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

Ш социальные - перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

Ш фискальные - повышение доходов государства;

Ш международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном тоге - к экономическому кризису.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы.

3.3. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала:

Ш планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

Ш стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.

4. Налоговая система России.

Налоговая система - это совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их постановления.

Налоговый кодекс РФ установил строгую иерархию нормативных актов по налогам и сборам, включающую следующие уровни:

· Законодательство РФ;

· Законодательство субъектов РФ;

· Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления;

· Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов.

Итак, перечислим виды налогов и сборов, выделенные Налоговым кодексом РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) Налог на добавленную стоимость;

2) Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) Налог на прибыль (доход) организаций;

4) Налог на доходы от капитала;

5) Налог на доходы физических лиц;

6) Единый социальный налог;

7) Государственная пошлина;

8) Таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) Налог на пользование недрами;

10) Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) Лесной налог;

14) Водный налог;

15) Экологический налог;

16) Федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) Налог на имущество организаций;

2) Налог на недвижимость;

3) Дородный налог;

4) Транспортный налог;

5) Налог с продаж;

6) Налог на импортный бизнес;

7) Региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

1) Земельный налог;

2) Налог на имущество физических лиц;

3) Налог на рекламу;

4) Налог на наследование или дарение;

5) Местные лицензионные сборы.

Таблица 1 Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет, %

годы

Всего пос-

тупило налогов и сборов

В том числе:

Налог на прибыль

Налог на

Добавоч.

стоимость

акцизы

Платежи за пользование

Природными

ресурсами

Налог на доходы

Физических

лиц

Другие налоги и

сборы

1998

100,0

25,1

25,6

11,4

5,4

13,2

19,1

2000

100,0

27,9

24,6

10,9

5,7

12,1

18,8

2001

100,0

26,3

24,4

11,7

7,6

13,1

16,9

2002

100,0

19,9

22,9

11,1

14,4

11,8

19,9

Из данных табл. 1 видно, что главным источником консолидированного бюджета является налог на добавленную стоимость. Его доли в структуре доходов в 2002 году составила 22,9%, по сравнению с предыдущим годом доля налога на добавленную стоимость несколько снизилась.

Таблица 2 Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет, %

годы

Всего пос-

тупило налогов и сборов

В том числе:

Налог на прибыль

Налог на

Добавоч.

стоимость

акцизы

Платежи за пользование

Природными

ресурсами

Налог на доходы

Физических

лиц

Другие налоги и

сборы

1998

100,0

22,9

44,6

21,0

2,9

5,5

3,1

2000

100,0

28,1

42,2

19,0

2,9

4,3

3,5

2001

100,0

21,7

48,4

19,2

5,0

0,3

5,4

2002

100,0

15,0

46,3

18,3

18,6

-

1,8

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что главными доходообразующими налогами для федерального бюджета является налог на добавленную стоимости (46,3%), платежи за пользование природными ресурсами 918,6%) и акцизы (18,3).

Таблица 3 Структура налоговых поступлений в бюджеты территории, %

годы

Всего пос-

тупило налогов и сборов

В том числе:

Налог на прибыль

Налог на

Добавоч.

стоимость

акцизы

Платежи за пользование

Природными

ресурсами

Налог на доходы

Физических

лиц

Другие налоги и

сборы

1998

100,0

26,5

12,4

4,8

7,1

18,5

30,7

2000

100,0

27,8

10,5

4,4

8,0

18,4

30,9

2001

100,0

30,9

-

4,1

10,3

26,1

28,6

2002

100,0

24,6

-

4,2

10,2

30,3

30,7

Структура налоговых поступлений в бюджеты территорий (таб. 3) существенно отличается от доходов федерального бюджета. Главную роль играет налог на доходы физических лиц, доля которого в структуре доходов имеет тенденцию к росту и составила в 2002 году 30,3%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет...

Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

Список используемой литературы

1. Налоговый кодекс. Правовая информационная система «Гарант»

2. Федеральный Закон от 29 декабря 1998 года № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»

3. Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление экономики - Аудитор - № 9, 1998 - С.3-7

4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2000. - 457с.

5. Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 384с.

6. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: «Проспект», 1999. - 496с.

7. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. - 520с.

8. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 422с.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. -429с

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.