Рефераты. Налоговая политика и пути ее совершенствования

§2.5. Реформирование налогового администратирования.

В последние годы достаточно много уделяется внимания совершенствованию налоговой системы и меньше проблемам налоговой администрации. Между тем сложная обстановка со сбором налогов ставит перед необходимостью совершенствовать уровень организационной и контрольной работы налоговых инспекций, от эффективного функционирования которых во многом зависит благополучие бюджета. Формирование действенной Государственной налоговой службы определенно как задача создания одного из ключевых институтов эффективной рыночной экономики.

Поэтому ход экономической реформы обуславливает адекватные изменения не только налогового законодательства и системы налогов, но и организации деятельности Государственной налоговой службы ПМР.

В настоящее время налоговые службы находятся в сложнейшем положении, для которого характерны многие проблемы: недостаточное информационное обеспечение, отсутствие единой сети, по которой любые налоговые органы могли бы получать информацию из центрального банка данных. До сих пор не решена проблема автоматического получения информации от банков по поступлению средств на расчетные счета плательщиков от реализации продукции, работ и услуг. Очень серьезной является проблема неуплаты, уклонение от налогов со стороны налогоплательщиков. Проводимые сегодня проверки выявляют многочисленные нарушения налогового законодательства, прежде всего неуплату налогов или занижение (сокрытие) доходов по основным видам налогов. Однако, можно с уверенностью сказать, что простое “закручивание гаек” при сборе налогов не даст сегодня радикального результата. Оно приведет лишь к углублению противосостояния налогоплательщика и государства.

Поэтому сегодня, вместе с реформой налогового законодательства, нужно провести и глубокую реформу налоговой службы, которая должна затронуть не только налоговые органы, но, фактически, и все общество. Необходимо добиться, чтобы государство, предприниматели, граждане стали не противниками, а партнерами в налоговой деятельности. При этом степень готовности граждан к добровольному и сознательному выполнению налогового законодательства напрямую связана с тем, насколько беспристрастной, эффективной и действенной общество считает налоговую службу. Иными словами, речь идет о новом ее образе в глазах населения ПМР, который соответствовал бы и новому характеру ее деятельности. Необходимо превратить налоговую службу в орган, который:

q действует в интересах как всего общества, так и отдельных граждан и работает во взаимодействии с ними;

q обеспечивает соблюдение равенства всех граждан и предприятий перед налоговым законодательством;

q наряду со сбором и взысканием налогов, информирует и консультирует налогоплательщиков, помогает им в осуществлении финансовой деятельности и налогового планирования;

q принципиально, профессионально и безкомпромисно борется с сознательными нарушениями налоговой дисциплины.

Для того, чтобы добиться этой цели необходима коренная реорганизация всей системы Государственной налоговой службы. Должна быть разработана соответствующая концепция, в которой должен быть учтен не только собственный опыт, но и все то, что накоплено многолетней мировой практикой налоговой деятельности.

Можно выделить следующие задачи реорганизации налоговой службы:

1. Сосредоточение усилий профессионалов налоговиков на тех сферах экономической деятельности, где особенно велики резервы увеличения налоговых поступлений.

2. Создание принципиально новых технологий налоговой деятельности, основанных на применении компьютерных сетей и баз данных. Целесообразно было бы принять меры по присвоению юридическим лицам и гражданам регистрационных налоговых номеров в единой информационной системе для контроля за движением денежных средств со стороны налоговых органов (российский идентификационный номер налогоплательщика) [№25,с.74].

Решение этой задачи обеспечит не только точный учет, регистрацию налогоплательщиков и постоянный контроль за уплатой налогов. Возникает возможность одновременно обеспечить доступ налогоплательщиков к справочной информации по вопросам налогообложения, а в перспективе - перейти к компьютерной технологии подачи деклараций и внесения налоговых платежей.

3. Качественное совершенствование методики налоговой деятельности. предусматривается оперативное формирование рабочих групп специалистов для проведения комплексных налоговых проверок.

При этом особое внимание должно быть уделено работе с нарушителями налоговой дисциплины. Необходима специальная служба для серьезного изучения методов уклонения от уплаты налогов и принятия соответствующих контрмер.

Помимо этого, интересным представляется еще одно “новшество” - организация работы “участковых” налоговых инспекторов, которые будут знать своих налогоплательщиков “в лицо”. Полагается, что при условии их достаточного количества и соответствующей квалификации они могли бы решить ряд проблем[№19,с.74].

4. заключается в подготовке и реализации государственной программы пропаганды и культуры налогового воспитания.

Основные цели этой программы:

§ поставить воспитание налоговой культуры и “налоговой грамотности” таким образом, чтобы они стали неотъемлемой частью системы образования;

§ сделать доступной для каждого гражданина всю необходимую информацию о налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов;

§ выработать принципиально новый стиль работы налоговых инспекций и других органов налоговой системы, сделав их доступными для граждан, обеспечив четкий контроль обращений налогоплательщиков, изменив благоприятным образом имидж налогового инспектора;

§ создать эффективную систему профессионального консультирования налогоплательщиков (институт налоговых консультантов);

§ использовать все возможные средства для постоянного и повсеместного разъяснения гражданам положений налоговой политики государства, убедить их в необходимости и выгодности добровольного и сознательного соблюдения налогового законодательства.

5. Повышение профессионального и кадрового потенциала налоговой службы[№47,с.74].

В связи с этим представляется целесообразным следующие изменения организационной структуры Госналогслужбы:

q выделение аудиторских подразделений, занимающихся непосредственно проверками;

q создание аналитических подразделений - для сбора сведений о налогоплательщиках с целью определения тех, кто подлежит проверке в первую очередь;

q создание отделов анализа и прогнозирования - в целях анализа информации по налогоплательщикам за отчетный период, подготовке сводок по важнейшим экономическим показателям, выработке рекомендаций вышестоящим органам по стимулированию отдельных отраслей и предприятий, прогнозирование поступлений в бюджет;

q формирование подразделений, правомочных урегулировать отношения с налогоплательщиками и в первую очередь - споры;

q Создание подразделений, проводящих расследование по налоговым нарушениям и определяющим степень вины и меру ответственности.

Таким образом, предполагается придать ГНС статус структуры, ответственной за обеспечение общедоступной, полной, оперативной и достаточной для осуществления нормальной хозяйственной деятельности информации, наделяя ее при этом соответствующими ресурсами и правами. Налоговой службе следует предоставить большие полномочия не только в административной сфере, но и возможности обеспечения уголовной ответственности при совершении налоговых преступлений.

Также очень важна консолидация усилий налоговых, финансовых, правоохранительных органов власти и управления в вопросах, касающихся сбора налогов: возникает необходимость тесного взаимодействия в целях учета налогоплательщиков и объектов налогообложения[№53,с.74].

При этом следует отметить, что весьма слабо обеспеченна функция взаимодействия налоговых инспекций и налоговых милиций. Видится целесообразным выделение налоговой милиции из структуры МВД и придания ей статуса самостоятельного органа, наделения ее собственным следственным аппаратом, спецназом и необходимыми полномочиями, что как предполагается, значительно пополнит доходную часть бюджета, а также уменьшит количество уклонений от уплаты налогов.

В совокупности все вышеперечисленные организационные меры, как я полагаю, позволят значительно повысить эффективность работы налоговой службы.

§2.5.Правовые основы реформирования.

Налоговый кодекс.

Переход от административно-командной системы хозяйствования к рыночным отношениям означал глобальную перестройку не только всех отраслей экономики, но и формирования совершенно иной законодательной базы для регулирования этих активно нарождающихся отношений. Стихийное образование огромного количества самостоятельных субъектов потребовало стремительного принятия основополагающих законов. Однако отсутствие наработанного опыта в создании законодательства, отвечающего требованиям рыночной экономики, в то время когда принимались основополагающие нормативные документы, позже ярко проявилось в необходимости их многократных редакций.

В итоге, действующее законодательство характеризуется неясностью в формулировках, нечеткостью разъяснений, многие понятия и термины не наполнены содержанием. Недостаточный уровень юридической проработки, сложность нормативно правового оформления содержания налоговой системы серьезно затрудняет понимание налогового законодательства, а следовательно, и практическое его применение. Более того, такое положение ведет к размыванию правовой основы налоговых отношений, вносит элементы неопределенности в правоприменительную практику, создает у налогоплательщика состояние неуверенности в правильном и полном учете нормативного материала.

Решение данной проблемы заключается в разработке и принятии Налогового кодекса - систематизированного законодательного акта, призванного обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. Налоговый кодекс должен являться документом прямого действия, в состоянии быть основой регулирования бюджетно-налоговых отношений.

Таким образом, Налоговый кодекс должен заменить Закон “Об основах налоговой системы ПМР” и стать основным законодательным актом, регулирующем проблемы налогообложения юридических лиц и граждан. Он призван установить принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены республиканских налогов, сборов и пошлин, принципы установления местных налогов, сборов и пошлин и других обязательных платежей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.