Рефераты. Налоговая полиция

Полиция вправе безвозмездно получать от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации (составляющей банковскую и коммерческую тайну). Полученная полицией информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит.

Здесь надо сказать, что, конечно, такая в высшей степени конфиденциальная информация может представлять большой интерес для тех, к кому она попасть не должна и одним из мест возможной утечки информации как раз и явятся те организации, которые достаточно легко (без возбуждения уголовного дела, составления документов, предусмотренных УПК) могут ею завладеть. Вероятно, поэтому деятельность по борьбе с коррупцией в самой системе полиции, внутри этой системы выделена в особое направление. Это является определенной гарантией соблюдения требований о неразглашении предпринимательских тайн.

Надо сказать, что работа по выявлению коррупционеров в собственных рядах активно осуществляется в ФСНП России. В соответствии с законодательством, запрещающим государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью, в 1999г. году управлением собственной безопасности выявлено более трех сотен таких нарушений, из которых около 80 совершили работники налоговой полиции, а остальные сотрудники налоговых органов. Все допустившие нарушения налоговые полицейские уволены.

Законодательством предусмотрены меры поощрения граждан, сотрудничающих с налоговой полицией. Лицу, предоставившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, может быть выплачено вознаграждение в размере до 10% от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет. Но на применение этой ссылки закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции” на практике мне неизвестно.

Надо указать еще на два направления оперативной работы, предусмотренных и даже специально выделенных законодателем. Разрешено привлечение граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства. Попросту говоря, речь идет о проведении агентурной работы.

Но возможна также и разведка, то есть работа налоговых "штирлицев" в ближайшем окружении недобросовестных налогоплательщиков. Пункт 14 статьи 11 Закона говорит об этом как о праве полиции осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о способах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно. Такое внедрение происходит с санкции директора Федеральной службы или его первого заместителя, что предполагает, в общем-то, достаточно исключительный характер этой меры.

Полиция может использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, а в исключительных случаях - принадлежащие общественным объединениям и гражданам. Органы налоговой полиции возмещают расходы, понесенные в этих случаях владельцами средств связи и транспортных средств, по требованию владельцев.

Пункты 11 и 12 статьи 11, регламентирующее административное производство, осуществляемое налоговой полицией, содержат ссылки и на иные нормативные акты, которыми следует руководствоваться полицейским. Здесь говорится, что полиция может составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществлять административное задержание применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, а также налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет.

С 1 января 1999г. , с ведением в действие подразделений службы судебных приставов, ФСНП РФ лишена права накладывать административные аресты на имущество неплательщиков налогов.

Если до декабря 1995г. налоговая полиция была вправе производить необходимые первоначальные следственные действия в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, то есть могла, будучи только органам дознания (но не следствия), возбудить уголовное дело о сокрытии прибыли в особо крупных размерах, а затем передать это дело в органы внутренних дел, в компетенции сотрудников которых находилось его расследование, то с указанного времени по делам перечисленной выше категории полицейским разрешено проводить предварительное следствие самостоятельно.

Результаты деятельности налоговой полиции могут выражаться не только в возбуждении и расследовании дел, выявлении налоговых нарушений и применении налоговых санкций, но и направлении определенных предписаний.

Следует сказать, что, вероятно, имело бы смысл более конкретно, со ссылкой на возможные санкции, изложить пункт 6 с 11 Закона, который предусматривает право требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц устранения нарушений законодательства о налогах и контролировать их выполнение, а также (п. 16) вносить в соответствии с законом в государственные органы, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствовавших совершению налоговых преступлений и нарушений.

Наверное, практика пойдет по тому пути, что наряду с реализацией данного права в каждом случае неисполнения предписания будут применяться положения о налоговых санкциях поскольку невыполнение требования об устранении нарушений и налогового законодательства означает, что такое наказуемое нарушение продолжает совершаться и по старым следам его выявить даже проще.

В целом ознакомление с перечнем прав налоговой полиции, реализация которых и составляет суть их деятельности многоцелевой направленности, подтверждает сделанный выше вывод о создании довольно мощного правоохранительного ведомства, которое в силу не только широких полномочий, но и существа поставленных перед ним задач оказывает серьезное воздействие на хозяйственную, а, быть может, и политическую (имея ввиду выявление фактов уклонения от уплаты налогов, коррупции - если учесть все изменения Уголовно процессуального кодекса) деятельность в стране.

К тому же, работа различных подразделений налоговой полиции не разделена ведомственными барьерами: оперативные мероприятия могут сочетаться с проверочными и завершаться легализацией материалов в уголовное дело. Так, собственно, происходит и в милиции, однако сильным связующим эту цепь звеном в полиции служит проводимая собственными силами налоговая проверка, в общем-то особое производство, завершающееся принятием строгих мер "налоговой ответственности".

Налогоплательщику также нужно знать, что в соответствии со ст. 20 Закона за противоправные действия сотрудники налоговой полиции несут установленную Закона ответственность. Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям, учреждениям и организациям противоправными действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством. Действия сотрудника налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.

Закон предусматривает порядок разрешения споров, связанных с решениями, принимаемыми органами налоговой полиции при проведении проверок исполнения налогового законодательства, если выводы полицейских противоречат заключениям, сделанным сотрудниками налоговой службы (и такое бывает!). В соответствии со ст. 9 Закона в целях защиты интересов налогоплательщиков споры, возникающие между федеральными органами налоговой полиции и налоговыми органами по результатам контрольных проверок юридических и физических лиц, проведенных федеральными органами полиции, разрешаются вышестоящими органами налоговой полиции и вышестоящими налоговыми органами.

В случае разногласий между указанными ведомствами решение по предмету спора принимается Министерством финансов Российской Федерации, а при несогласии одной из сторон с указанным решением окончательное решение принимает Высший арбитражный суд Российской Федерации, который принимает материалы по указанным спорам к своему производству в первоочередном порядке.

Для осуществления надзора за деятельностью ФСНП в Генеральной прокуратуре созданы специальные подразделения. Так, в частности, за расследованием уголовных дел надзирают сотрудники одного из отделов управления по надзору за расследованием преступлений Генпрокуратуры.

Жалобу на действия следователей органов налоговой полиции городского, областного уровня следует подавать соответствующему прокурору.

Теперь я хочу отметить тот факт, что, как показала моя практика в УФСНП РФ , наиболее крупные суммы доходов скрываются от налогообло-жения фирмами, занимающимися производством и реализацией алкогольной и иной подакцизной про-дукции.

Анализ оперативной обстановки, складывающейся в сфере водочного бизнеса, свидетельствует о том, что во всех случаях лица, непосредственно занимающиеся незаконным производством фальсифицированных крепких напитков, действуют в непосредственном контакте с криминогенными группировками. По имеющимся данным, значительные суммы неконтролируемых доходов, получаемых от производства водки, уходят на развитие и расширение преступных сообществ, так называемый "подогрев общака", подкуп нужных должностных лиц. На криминогенную обстановку в сфере производ-ства и реализации алкогольной продукции оказыва-ет влияние несколько факторов:

-- высокая доходность данного вида правонару-шений; фальсифицированная алкогольная продук-ция по-прежнему остается одним из самых доход-ных криминальных товаров.

-- высокий уровень латентности данного вида незаконной деятельности;

-- большая рентабельность производства фаль-сифицированной водки. Из одного литра техничес-кого спирта в подпольных цехах разливают 5 буты-лок поддельной водки;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.