Важное место в налоговой системе Франции занимают региональные налоги. Региональные органы представляют около 80 тыс. самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, департаменты, регионы и т.д.). Общие затраты региональных и местных административных органов в середине 90-х годов составляли более 10 % валового внутреннего продукта.
Из системы региональных налогов следует выделить 4 основных:
земельный налог на застроенные участки, земельный налог на незастроенные участки;
налог на жилье;
профессиональный налог.
Ставки этих налогов определяются органами власти при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума.
Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами, постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую заработной платой. Для расчетов налога берется сумма двух элементов, умножаемая на установленную местными органами власти налоговую ставку. Эти два элемента:
арендная стоимость недвижимости,: которой располагает налогоплательщик для нужд своей профессиональной деятельности;
некоторый процент заработной платы (обычно 18 %), уплачиваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10 %).
Рассчитанный по этим элементам размер налога не должен превышать 3,5% произведенной добавленной стоимости. Это законодательное ограничение.
В Великобритании из территориальных налогов основным является налог на имущество. Он взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества. В это понятие входит земля. К числу плательщиков данного налога относятся лица, снимающие жилье и оплачивающие квартирную плату. Оценка стоимости недвижимого имущества обычно производится раз в 10 лет. Она представляет собой предполагаемую сумму годового дохода от сдачи данного имущества в аренду. Ставка налогообложения устанавливается муниципалитетом исходя из потребности в финансовых ресурсах, поэтому ставка заметно колеблется по графствам и городам Великобритании.
В апреле 1990 г. в Англии и Уэльсе (а годом раньше в Шотландии) перешли к взиманию подушного налога, охватывающего практически всех граждан, достигших возраста 18 лет. Он устанавливался в твердой сумме самостоятельно местными органами власти и был напрямую связан с уровнем их расходов. Однако опыт взимания подушного налога оказался неудачным, а в апреле 1993 г. ему на смену пришел новый муниципальный налог. Он поставлен в зависимость от рыночной стоимости имущества и числа взрослых членов каждой семьи с предоставлением скидок для ряда категорий семей. Имущество классифицируется по одной из восьми оценочных категорий и затем облагается по дифференцированным ставкам налога.
Муниципалитет может устанавливать и другие налоги на местные нужды. Перечень местных сборов в различных графствах весьма отличается друг от друга.
Основным источником доходной части бюджета являются федеральные налоги. В бюджетах графств и городов отчисления от федеральных налогов составляют долю от 70 до 90 %.
Иначе обстоит дело в Германии. Наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц (этот основной источник государственных доходов) распределяется следующим образом: 42,5 % поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5 % в бюджет соответствующей земли и 15 % -- в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50 % между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается 50 %,. а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по всем трем бюджетам. Говоря об этом налоге в Германии, часто применяют термины “налог с продаж” или “налог с оборота”.
Нужно отметить, что Германия -- одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, как, например,: Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким, как Саксония, Шлезвиг-Голштейн.
В результате налоговые поступления в Германии распределяются так: в федеральный бюджет -- 379 млрд. марок, в бюджеты земель -- 269 млрд., в местные бюджеты -- 97,3 млрд., отчисления в фонды Европейского экономического сообщества -- 40,7 млрд. марок.
Основными видами налогов в Германии являются; подоходный налог на физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, налог на содержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахара минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии.
Из налогов на юридических яиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельных вес в доходах бюджета равен примерно 28 % -- второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее время составляет 15 %. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке -- 7 %.
Налог на доходы корпораций взимается в среднем по ставке 42 %. Широко используется ускоренная амортизация. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога.
Ниже подробно рассмотрим основные виды налогов, относящихся к компетенции региональных властей, и являющихся базовыми в формировании территориальных бюджетов.
В бюджеты всех уровней
Удельный вес в общей сумме поступле-ний, в %
В том числе в бюджет территории
На 01.01.01, млн. руб
На 01.01.02, млн. руб
млн. руб.
Удельный вес в общей сумме пос-туплений в %
2002
2001
1
2
3
4
5
6
7
8
Всего: в т.ч.
Налог на доб. стоимость
Налог на прибыль предприятий и организаций
Подоходный налог с физ. лиц
Платежи за пользование природными ресурсами
Акцизы
Налоги на имущество
Прочие
4966,8
1448,6
1212,3
662,4
258,7
124,1
428,6
733,1
7630,5
3187,9
1415,5
1103,8
369,6
151,5
421,9
701,1
100,0
41,8
18,6
14,5
4,8
2,0
5,5
9,2
29,2
24,4
13,3
5,2
2,5
8,6
14,8
3481,3
--
887,3
1092,8
187,1
75,8
421,6
591,4
25,5
31,4
5,4
2,2
12,1
17,0
7,7
27,4
18,2
13,8
22,4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7