Рефераты. Налогообложение в Курской области

По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:

налоги, взимаемые только с юридических лиц;

налоги, взимаемые только с физических лиц;

налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

По объекту налогообложения налоги могут классифицируются на:

1) налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), -- налог на прибыль, налог на дивиденды, налог на доходы от долевого участия в деятельности других предприятий и организаций;

2) налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг), -- налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог и т.д.;

3) налоги с имущества -- налог на имущество предприятий, налог с владельцев транспортных средств;

4) платежи за природные ресурсы -- земельный налог и арендная плата за землю, плата за воду, лесной доход;

5) налоги с фонда оплаты труда -- налог на нужды образовательных учреждений, транспортный налог, сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели и т.д.

По целевой направленности введения налогов они делятся на универсальные и целевые.

Налоги имеют два свойства:

обязательность, т. е. изъятие государством определенной части доходов налогоплательщика в виде обязательного взноса;

безэквивалентность, т. е. уплата налогов налогоплательщиком не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны

государства каких-либо обязательств.

В этой связи универсальный налог можно рассматривать как обязательный, безэквивалентный платеж, не имеющий конкретных направлений своего использования (налог на прибыль, налог на добавленную стоимости и др.).

Целевыми налогами являются сборы и пошлины.

Сбор -- это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказанные услуги налогоплательщику. Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности (сбор за право торговли, сбор за право проведения местных аукционов и лотерей и. т.д.).

Пошлина -- это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действий и за выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Наконец, по уровню бюджета, в который зачисляется платеж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Здесь, впрочем, следует иметь в виду, что, поскольку налоги являются регулирующими доходами бюджета, из того, что тот или иной налог относится, например, к федеральным, вовсе не следует, что весь сбор от него поступает в федеральный бюджет. Он распределяется между уровнями бюджета.

Налоговая система РФ строится в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Принципы построения налоговой системы, таковы:

1) детальная структурированность и целостность налоговой системы. Этот принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на центральные и местные;

2) гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету.

Налоговая система РФ включает федеральные, республиканские (краевые, областные, автономных образований) и местные налоги. Основой классификации налогов является признак компетенции органов государственной власти в применении налогового законодательства.

Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно - территориального образования.

НК РФ определяет, как правило, верхний предел налоговых ставок по местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают местные органы власти. По налогам, вводимым на соответствующей территории сверх установленного перечня, ставки устанавливаются местными органами власти исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков.

В федеральном бюджете на 2000 г. налоговые поступления и их структура составили (в млн. руб. и процентах):

Таблица 1.2.

Структура налоговых поступлений в 2000 г.

Показатель

Сумма, млн. руб.

В % к итогу

Налоговые доходы, всего

В том числе:

Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

Подоходный налог с физических лиц.

Налог на игорный бизнес

НДС на товары (работы, услуги), производимые

(выполняемые, оказываемые) на территории РФ

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

Федеральные лицензионные и регистрационные сборы

Налог на покупку иностранных денежных знаков и

платежных документов, выраженных в иностранной валюте

Налоги на совокупный доход

Налог на операции с ценными бумагами

Платежи за пользование природными ресурсами

Ввозные таможенные пошлины

Вывозные таможенные пошлины

Прочие налоги, пошлины и сборы

675 039,1

63 448,5

23 928,1

210,0

174 869,7

102 617,8

533,7

1549,9

1054,9

300,0

11 112,2

87 488,0

84 495,2

3492,7

100

9,4

3,5

0,03

25,9

15,2

0,08

0,2

0,2

0,04

1,65

13,0

12,5

0,52

Налоговая политика государства -- есть система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

Цели и задачи налоговой политики обычно определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: федеральных законов, указов президентов, федеральных законов, постановлений правительства и иных подзаконных актов.

Необходимо отметить, что Конституция РФ (ст. 114 ч.1 п.”Б”) закрепила принцип единой финансовой политики, а поскольку налоговая политика -- это составная часть финансовой политики государства, ей также присуще внутреннее единство.

Налоговая политика государства - это один из ключевых инструментов стратегии экономического развития. Первая и главная задача налоговой политики - создать эффективную систему государственного финансового контроля. Основная ответственность за ее профессиональную реализацию лежит на министерстве по налогам и сборам и Федеральной службе налоговой полиции.

При реализации налоговой политики нужно четко выдерживать тонкий баланс государственных и частных интересов, строго соблюдать права граждан и хозяйствующих субъектов, опираться только на закон. При этом необходимо постоянно держать в уме базовую задачу - как находить средства для выполнения социальных обязательств перед населением и одновременно наращивать экономику и предпринимательскую инициативу.

Сегодня на повестке дня стоит необходимость корректировки налоговой политики государства. Выполнение этой задачи уже началось с принятием нового Налогового кодекса.

1.2. Региональное налогообложение, его особенности и роль в

государственной налоговой политике

Налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. К их числу (для краткости их чаще называют региональными) относятся:

налог на имущество организаций;

налог на недвижимость;

дорожный налог;

транспортный налог;

налог с продаж;

налог на игорный бизнес;

региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Введенный в действие новый Налоговый кодекс существенно изменил общую структуру региональных налогов и сборов, что видно из анализа таблицы 1.3.

Конституционный Суд РФ в своих постановлениях указал на признаки "законно установленных" налогов субъектов РФ (региональных налогов):

-- перечень региональных налогов, установленный федеральным законом, является исчерпывающим, т. е. субъект РФ не может ввести налог (сбор), не перечисленный в федеральном законе;

-- в федеральном законе объект налогообложения, налоговая база и предельная ставка регионального налога должны быть указаны определенно и непротиворечиво.

Таблица 1.3.

Региональные налоги и сборы в старом и новом законодательствах

ФЗ "Об основах налоговой системы РФ"

Новый налоговый кодекс

Примечания

1

2

3

Налог на имущество предприятий

Налог на имущество организаций

Лесной доход

отсутствует

В состав федеральных введен лесной налог

Плата за воду, забираемую промышленными

системами

отсутствует

В состав федеральных введен водный налог

Сбор на нужды образовательных учреждений

отсутствует

Налог с продаж

Налог с продаж

В отличии от ФЗ "Об основах налоговой системы в РФ" ч.1 Кодекса не предусматривает в случае введения данного налога прекращения действия на территории субъекта федерации каких-либо иных налогов и сборов

Единый налог на вмененный доход

отсутствует

отсутствует

Налог на недвижимость

При введении в действие данного налога на территории соответствую-щего субъекта РФ прекращается действие: налога на имущество организаций; налога на имущество физических лиц; земельного налога

отсутствует

Дорожный налог

см. примечания ниже

отсутствует

Транспортный налог

ФЗ "Об основах налоговой системы" к числу федеральных налогов относит налоги в дорожные фонды

отсутствует

Налог на игорный бизнес

Ранее налог на игорный бизнес был отнесен к числу федеральных

Нововведение

Региональные лицензионные сборы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.