Рефераты. Налогообложение прибыли предприятия

§ назначение;

§ место взимания;

§ способ взимания;

§ источник платежа;

§ степень обложения.

По административному признаку налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Наибольший удельный вес в общей сумме налоговых платежей имеют, естественно, федеральные налоги (устанавливаются Федеральным Собранием РФ): налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог и другие. Только перечисленные выше четыре федеральных налога дают 50% поступлений в федеральный бюджет. Всего насчитывается 16 федеральных налогов. Статус федеральных налогов определяется федеральным законодательством, хотя строгого разграничения налогов по рассматриваемому признаку нет. К федеральным налогам относятся таможенные пошлины, плата за недра, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, спецналог, транспортный налог с предприятий, учреждений, организаций (кроме бюджетных) и другие.

Региональные налоги - это налоги субъектов Российской Федерации, т.е. налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов). К ним относятся налог на имущество предприятий, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, отчисления на нужды образовательных учреждений и другие. Перечень региональных налогов определен федеральным законодательством, установлена также предельная ставка налогов, но субъекты РФ могут устанавливать иную, меньшую ставку.

К местным налогам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и другие. Удельный вес многочисленных местных налогов в общей сумме налогов невелик.

По назначению различают налоги общие и целевые. Общие формируют доходную часть бюджета и расходуются на любые цели, определяемые при утверждении соответствующих бюджетов. К общим относится налог на прибыль, на добавленную стоимость и другие. Целевые (специальные) налоги (или сборы) предназначены для определенных целей, установленных при их введении. К ним относятся образовательный налог, земельные налоги, дорожные налоги, сбор на содержание милиции и другие.

По месту взимания различают налоги, взимаемые у источника доходов, у владельцев доходов и при реализации товаров. У источника взимаются, например, налоги на дивиденды по акциям акционерных обществ. Обязанность удержания этих налогов и перечисления их в бюджет лежит не на получателе доходов, а на организации, начисляющей их.

Примером налога, взимаемого у владельцев дохода, является налог на прибыль предприятий и организаций, ответственность за его уплату несут юридические лица, имеющие прибыль.

Примером налога, взимаемого при реализации товаров, служат налог на добавленную стоимость. Приобретая товары и оплачивая их стоимость, включающую сумму налога, покупатели одновременно платят налог, но сборщиком его в этом случае является продавец товара, он несет ответственность за перечисление налога в бюджет.

По способу взимания различают налоги прямые и косвенные. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика, а косвенные налоги включаются в цены товаров и услуг, они полностью оплачиваются потребителями. Прямых налогов платит больше тот, у кого больше доходов, а косвенных - у кого больше расходов. Прямыми являются налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и другие. Косвенными являются налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы.

Важное значение для предприятия имеет источник платежа. Одинаковые по размерам налоги характеризуются различной тяжестью для предприятия в зависимости от источника платежа: себестоимость продукции, финансовые результаты деятельности, балансовая прибыль, чистая прибыль и выручка от реализации продукции.

По степени обложения налогоплательщиков различают налоги:

1. Прогрессивные

2. Регрессивные

3. Пропорциональные

Прогрессивными являются налоги, по которым тяжесть налогообложения (ставки налоговых платежей) возрастает с ростом размеров доходов или иной облагаемой налогом базы, объекта налогообложения.

Регрессивными являются налоги, когда тяжесть обложения снижается с ростом доходов или увеличение иного облагаемого налогом объекта.

При пропорциональном налогообложении ставка налога не меняется в зависимости от размеров облагаемого налогом объекта, т.е. сумма налога возрастает пропорционально росту сумы дохода или величины иного облагаемого налогом объекта. Пропорциональными налогами являются налог на прибыль, налог на имущество и другие.

По каждому налогу законодательством определены присущие ему элементы.

1. Субъект налога или налогоплательщик.

Налогоплательщик -- это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность уплачивать налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов.

2. Объект налогообложения.

Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:

· имущество;

· операции по реализации товаров (работ, услуг);

· стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

· прибыль;

· доход (в виде процентов и дивидендов);

· иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земель-ный налог и т.д.

Единица обложения.

Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта налогообложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Например, единицей обложения по уплате акциза является объем добытого природного газа; по земельному налогу -- сотая часть гектара, гектар; по подоходному налогу -- рубль.

3. Налоговая база.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Налоговая база -- это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов.

4. Налоговый период.

Согласно Налоговому кодексу РФ налоговым периодом считается календарный год или иной период времени, указанный в законе применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

5. Налоговая ставка (норма налогового обложения).

Налоговая ставка -- это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными, регрессивными. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Они применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом. Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

6. Налоговые льготы.

Это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум -- наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

7. Налоговый оклад.

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком в бюджет с одного объекта обложения.

Таким образом, рассматривая значение налогов, можно сказать, что налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны рациональные преобразования экономики России.

1.2. История возникновения налога на прибыль.

Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Государство без налогов существовать не может, поскольку они представляют собой главный метод мобилизации доходов во все звенья бюджетной системы в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Налог на прибыль предприятий и организаций имеет достаточно долгую историю. Особенности его применения в различных странах обуславливаются теми или иными приоритетами данной конкретной страны или ее экономическим положением.

В России ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1.01.1992 г. Однако у дореволюционной России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий. Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором».

Принятый под грохот пушек Первой мировой войны нормативный акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы - годы военные. Налогу подлежали:
- предприятия, обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основой капитал;
- подряды и поставки, на которые были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916-17 годы составила не менее 2000 руб. в год;
- лица, входившие по избранию или найму в состав правлений учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-13 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.