Рефераты. Налогообложение и месторождения полезных ископаемых

Общая картина прямого (подоходный налог, налог на прибыль компаний, взносы рабочих в фонды социального страхования) и косвенного налогов (налоги на потребление, акцизы, взносы предпринимателей в фонды социального страхования) выглядела следующим образом:

- прямые налоги преобладают в ФРГ, Канаде, США, Японии, а косвенные во Франции и Италии;

- уравновешенную структуру имеют Италия, ФРГ;

- произошло повышение роли прямых налогов в ФРГ, Канаде, Японии и США, а косвенных в Италии.

Изменения в налоговой структуре обусловлены тем, что из-за прогрессии налогообложении экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не от косвенных налогов.

Основной налоговой проблемой является поиск дальнейшего увеличения налогового изъятия государством национального дохода (про-цесс изъятия). Основные направления этого процесса сгруппированы следующим образом: корпорационный налог и прочие налоги на прибыль компаний; взносы предпринимателей в фонды социального страхования, косвенные налоги, которые уплачиваются за счет прибавочной стоимости; подоходный налог по декларации; подоходный налог и взносы в фонды социального страхования, уплачиваемые государственными служащими, налоги, опережающие национальные особенности налоговых систем и превышение номинальной заработной платы над денежным выражением стоимости необходимого продукта.

Роль налогов на прибыль компаний в процессе изъятия представлена следующими особенностями: их доля в общем процессе изъятия невелика: в США 8-10%, около 5% - в Германии, наблюдается тенденция к падению.На долю подоходного налога в общем процессе изъятия по декларации приходится 10-14% в США, в Германии.

Взносы предпринимателя в фонды социального страхования являются весьма удобным налогом, как для государства, так и для предпринимателей. Для государства это важный источник налоговых доходов, для предпринимателей - средство уклонения от обложения корпорационными налогами за счет сокращения облагаемой прибыли и средство сокращения своих налоговых обязательств за счет переложения этого налога на потребителей через цену товара. Доля этого налога значительная и составила в США около 18%, в Германии 25%.

Косвенные налоги, уплачиваемые из доходов являются, как и взносы предпринимателей, одной из основных форм налогового изъятия. Их доля в США составляет 8-9%, в Германии - около 18%. В США и Германии эта форма носит устойчивый характер.

Различия по странам объясняются тем, что в США эти налоги относятся к разряду налогов штатов и местных налогов, а в Германии - к разряду государственных, но и главное, что основной косвенный налог - налог с оборота - в США имеет форму налога с продаж, а в Германии - налога на добавленную стоимость, который охватывает очень широкий круг товаров и услуг и взимается по довольно высоким ставкам.

Проблемы налоговых систем.

В последние годы в западных странах активно поводятся налоговые реформы с целью активизации рыночного механизма стимулирования деловой активности и научно-технического прогресса.

Совершенствование налоговых систем в развитых странах определяется объективными факторами, как необходимость государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и социально-экономическими границами налогообложения. Противоречие между потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения является основным при формировании всех налоговых систем. В развитых странах идет постоянный поиск путей, с одной стороны, как уменьшить государственные расходы и тем самым сократить потребности в налоговых доходах, а с другой - как увеличить эффективность налоговых систем.

Развитые страны сталкиваются с общими налоговыми проблемами:

- современные налоговые системы сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это порождает способы уклонения от налогов;

- личное подоходное обложение характеризуется несправедливостью распределения налогового бремени, состоящей в том, что нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем обложения;

- высокие маржинальные ставки отрицательно сказываются на процессе принятия экономических решений. Налогоплательщики, относящиеся к этой группе, начинают тяготеть к “подпольной” экономике, теряют стимулы к работе;

- налогообложение компаний стимулирует их инвестиции и перестройку не по экономическим, а по налоговым причинам. Это отрицательно сказывается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов;

- небольшие различия в ставках личного подоходного обложения и обложения компаний стимулируют компании принимать решения об инкорпорации по налоговым причинам. Дискриминация дивидендов ведет к тому, что новые инвестиции предпочтительнее финансировать за счет заемных средств;

- налоговые системы тяготеют к прямым налогам, что усугубляет перечисленные выше недостатки.

Законодательные основы налогообложения.

Управление налогообложением - научно-практическая сфера общей теории и практики управления. Управление налогообложением содержит в своей основе положения налогового права. Нормы налогового права позволяют в свою очередь организовывать процесс управления налогообложением.

Налоговое право - взаимообусловленный комплекс законов, механизмов и их реализации на практике, а также система органов законодательной и исполнительной власти, их права и обязанности.

Налоговые нормы определяются соответствующими законами:

- финансовыми;

- специальными, в том числе налоговым кодексом;

- неналогового характера, регулирующими налоговую систему, например, порядок распределения налоговых поступлений между центральными и местными бюджетами.

Место налогового права в системе финансового законодательства любого государства определяется тем значением, которое налоговые поступления занимают в экономике страны. Законодательством большинства стран предусматривается, что налог может быть установлен, изменен или отменен только на основе закона.

Законы, содержащие налоговые нормы, принимаются обычно парламентом, однако законодательство некоторых стран допускает отход от этого принципа. Так, принятие налогового акта в форме решения парламентской комиссии допускается в Швеции и Израиле.

Принципы законодательного оформления налога дополняется требованием регулярности пересмотра налоговых законов. Например, в Норвегии обязательна процедура подтверждения или пересмотра налогового законодательства по истечении срока полномочий парламента. Общепринятым является принцип юридического равенства граждан перед налоговым законом. Предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков и персональные льготы должны обязательно оформляться законом Принцип справедливого обложения налогами также закреплен в большинстве стран на конституционном уровне. При этом в ряде случаев подчеркивается необходимость соблюдения прогрессивного характера налогообложения.

Не менее важным является и законодательное закрепление правила, согласно которому закон не имеет обратной силы. Однако законодательства отдельных государств содержат те или иные особенности в отношении фактора времени. Так, в США в случае реализации долгосрочных инвестиционных программ, объекты. попадающие под обложение по налоговым ставкам, выводятся из под действия этих ставок.

Налоговые поступления, как правило, не предназначены для покрытия конкретных государственных расходов. В то же время зарубежное законодательство допускает учреждение целевых или специальных налогов, с помощью которых формируются средства для финансирования определенных программ.

Налоговое законодательство предусматривает и ответственность за совершенные налоговые правонарушения (просрочку платежей, представление ложных сведений и т.д.). Специфические вопросы об ответственности за налоговые правонарушения представлены и в отдельных законах о налогах.

Налоговая система США.

Анализируя современную налоговую систему промышленно развитых стран мира, следует подробно остановиться на налоговой системе США. Безусловно, она не является эталоном решения всех вопросов налогообложения любого общества. Однако солидный опыт, накопленный американцами в этой области может помочь сегодня нашей стране в вопросе совершенствования действующей в Российской Федерации налоговой политики.

Бюджетно-налоговое регулирование экономики.

В послевоенный период одним из широко используемых инструментов государственного регулирования экономики стал в США государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений в экономике или для создания искусственных стимулов по поддержанию снижающихся темпов экономического роста. В настоящее веря через бюджет перераспределяется около 25% ВНП страны.

Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеются и три условия финансовой структуры:

1. Федеральный бюджет;

2. бюджет штатов;

3. бюджеты местных органов власти.

В целях экономического регулирования могут быть использованы как расходная, так и доходная части федерального бюджета. Расходная часть делится на 20 основных бюджетных категорий в том числе расходы на национальную оборону, на ведение международных дел, на сельское хозяйство, транспорт, развитие энергетики, здравоохранение, социальное страхование, на выплату процентов по государственному долгу и т.д.

Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 49% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местных органов власти.

Центральное место в экономической политике правительства США в 30-е годы заняли мероприятия в налоговой сфере. В 1986 году осуществлен радикальный пересмотр всей системы федерального подоходного обложения населения и корпораций.

Налоговая реформа 1986 года.

Значительным недостатком старой налоговой системы признавались ее экономическая неэффективность и чрезмерная сложность.

Принятый в сентябре 1986 г. Новый Закон о налоговой реформе стал крупнейшим за послевоенный период налоговым мероприятием в США. Остальные цели реформы - это упрощение системы федерального налогообложения, попытка придать налогообложению более равномерный и “справедливый” характер и посредством этого стимулировать ускорение темпов экономического роста в стране. В результате данной реформы весьма существенной перестройке подвергаются как система индивидуального подоходного налогообложения, так и система налогов на прибыль корпораций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.