Рефераты. Налог на прибыль предприятия

Упрощенная система функционирует наряду с принятой ра-нее системой. Их выбор всецело принадлежит налогоплатель-щику.

Применить упрощенную систему имеют право организации, численность которых не превышает 15 человек. В это количест-во включаются работающие в филиалах, работающие по догово-рам подряда и иным договорам гражданско-правового характера.

Объектом обложения единым налогом устанавливается сово-купный доход или валовая выручка. При его определении принцип добровольности уже отсутствует. Выбор объекта предоставляется органу государственной власти субъекта Федерации.

При обложении совокупного дохода в федеральный бюджет налог зачисляется по ставке 10%, в региональный бюджет налог может быть установлен в пределах 20%. Если объектом обложе-ния служит валовая выручка, то в федеральный бюджет направ-ляется 3,33% от ее суммы, в региональный бюджет может быть установлена ставка до 6,67%.

Стоимость патента индивидуальных предпринимателей уста-навливается государственным органом субъекта Федерации и полностью идет в региональный бюджет.

Под действие упрощенной системы не подпадают организа-ции, занятые производством подакцизной продукции, организа-ции, созданные на базе ликвидированных структурных подраз-делений действующих предприятий. Не относятся к малому бизнесу кредитные и страховые организации, инвестиционные

фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса независимо от количества работающих.

Данный Закон по сути впервые делает попытку законода-тельно определить критерии и границы понятия малого бизнеса. Помимо численности, жестко ограниченной числом 15 человек, имеется и объемный ограничитель. В п. 3 ст. 2 говорится, что субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произош-ла подача заявления, совокупный размер валовой выручки дан-ного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда.

В течение ряда лет налог на прибыль служил регулятором фонда оплаты труда. Механизм был следующим. Для исчисле-ния облагаемой налогом прибыли валовая прибыль увеличива-лась на сумму превышения расходов на оплату труда работников предприятия, занятых в основной деятельности, в составе себе-стоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их норми-руемой величиной. Эта добавка составляла более 20% всей сум-мы налога на прибыль. Начиная с 1996 г. налогообложение фон-да оплаты труда отменено. Этот шаг имеет серьезные как пози-тивные, так и негативные последствия. Позитивные состоят в большей экономической свободе предпринимателей, руководи-телей предприятий и акционерных компаний, трудовых коллек-тивов в распоряжении прибылью, а также в возможности суще-ственного увеличения оплаты труда работников. Но нельзя сбра-сывать со счета и негативные последствия. Прежде всего это значительные потери доходов бюджета, затем возможность со-кращения прибыли как таковой и, следовательно, налога на прибыль, а также снижение доли прибыли, направляемой на расширение производства. Эти последствия не все и не сразу будут смягчены увеличением доходов бюджета от подоходного налога и отчислений в Пенсионный фонд.

Финансовые итоги 1996 г. подтвердили преждевременность этой меры, доходная часть федерального бюджета и абсолютного большинства региональных бюджетов оказалась не выполнен-ной. Анализ и сопоставление цифровых данных показывает, что произошло это по причине недопоступления налога на прибыль в размерах, перекрыть которые другими налогами не удалось. Это еще один пример, когда снижение налога -- отнюдь не благо и для него сначала должны созреть условия, возникнуть экономические предпосылки.

До отмены налога на превышение фонда оплаты труда налог на прибыль выполнял функцию некоторого перераспределения доходов среди юридических лиц. Ведь известно, что происходит не просто социальное расслоение общества по доходам индиви-дуумов. Образовался громадный разрыв в оплате труда между предприятиями и организациями различных отраслей. Этот раз-рыв отнюдь не в пользу товаропроизводящих отраслей, не в пользу тех, кто создает национальный доход государства. Пока существовал налог на превышение фонда оплаты труда органи-зации с повышенными доходами, могущие выплачивать высо-кую заработную плату своим сотрудникам, вынуждены были определенную долю средств вносить в бюджет. Государство в свою очередь имело возможно эти дополнительные финансовые ре-сурсы (напомним, каждый пятый рубль из налога на прибыль) направлять на социальные нужды. Средства поступали как в фе-деральный, так и в региональные бюджеты по тем же принци-пам, по которым распределялся налог на прибыль в целом.

Нельзя не сказать, что данный налог как регулятор экономи-ческих отношений действовал плохо. Дело в том, что нормируе-мая величина фонда оплаты труда не отвечала реальным эконо-мическим условиям и не соответствовала темпам инфляции. Тем не менее эффективнее было бы поправить нормативы, чем от-менять налог, дающий в бюджет десятки триллионов рублей.

Отмена налога на фонд потребления, как его часто называли, привела к падению значения налога на прибыль. Он утратил од-ну из своих важных функций, снизился по размеру. Соотноше-ние между двумя главнейшими налогами: на добавленную стои-мость и на прибыль меняется в пользу первого -- НДС. В связи с этим возникает вопрос, не следует ли вернуться к дискуссии об объекте обложения основным прямым налогом? Эта дискус-сия бурно развивалась среди экономистов в самом начале 90-х гг. при зарождении новой налоговой системы России. Она даже вылилась в одновременное принятие Верховным Советом в кон-це 1991 г. двух противоречащих друг другу законов. Один из них действует с 1992 г. и поныне: Закон "О налоге на прибыль пред-приятий и организаций". Другой, хотя и был принят, никогда не вступал в силу: Закон "О подоходном налоге с предприятий".

Как читатель уже понял, предметом дискуссии был объект налогообложения: прибыль или доход предприятия. Иначе говоря, каким образом оплата труда должна влиять на налоговую базу?

Еще в 1990 г. в журнале "Вопросы экономики" была опуб-ликована статья "Актуальные проблемы налоговой реформы". Ее авторы возражали против использования прибыли в качестве

основного объекта налогообложения, что представлялось им в современных условиях необоснованным. Они предлагали: "В ка-честве альтернативного варианта на период финансового оздо-ровления экономики и формирования рынка... можно ввести систему налогообложения не прибыли, а дохода" Маневич В., Сигиневич А. Актуальные проблемы налоговой реформы //Вопросы экономики. -- М., 1990, № 3, С.80..

Этот взгляд имел и имеет немало сторонников. Они приво-дят достаточно серьезные доводы. В рыночных отношениях мо-жет размываться граница между прибылью и заработной платой. Это характерно для акционерных обществ, товариществ, коопе-ративов, семейных предприятий. В этих случаях интересы хо-зяйствующего субъекта заключаются в получении не столько прибыли, сколько предпринимательского дохода. Если объектом налогообложения служит прибыль, то нормативы заработной платы приходится заранее определять и ограничивать. Налого-обложение дохода этого не требует. Сейчас, когда налог на при-быль перестал выполнять функцию регулирования фондов по-требления со стороны государства, стоит еще раз вернуться к указанной проблеме, по крайней мере в научном плане, в плане проработки.

Конечно, выбор прибыли в качестве основного объекта на-логообложения достаточно обоснован. Сущность налога состоит в распределении прибавочной стоимости между предприятием и государством. К экономической категории прибавочной стоимо-сти ближе всего категория прибыли. В западных странах нало-гом чаще всего облагается именно прибыль компании. Вся сис-тема учета построена на взимании налога на прибыль. Пока к этому добавлялась функция регулирования фондов оплаты тру-да, мы твердо склонялись к тому, чтобы сохранить именно налог на прибыль и не ломать сложившуюся систему. Утрата данной функции существенно облегчает возможности уклонения от на-логообложения, затрудняет налоговый контроль. Подобные со-ображения заставляют задуматься о возможности замены объек-та обложения на доход предприятия. Но хотелось бы подчеркнуть, что практическое решение вопроса требует глубокой про-работки всех последствий не только для бюджета, но и для раз-личных категорий плательщиков, то есть для экономики страны в целом.

А пока продолжаются отдельные частные изменения во взима-нии налога на прибыль. В 1996--1997 гг. происходит некоторое уточнение порядка определения валовой прибыли предприятия. Готовится федеральный Закон "О перечне затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирова-ния финансовых результатов, учитываемых при расчете налого-облагаемой прибыли". Предполагается, что состав затрат будет расширен. К вычету при определении налогооблагаемой базы будут приниматься все необходимые и обоснованные расходы, связанные с получением прибыли. В частности, предусматрива-ется снять ограничения на проценты по банковским кредитам, на расходы на рекламу.

В прибыль от реализации основных фондов теперь входит и прибыль, полученная от реализации земельных участков. Отри-цательный результат от реализации основных фондов и немате-риальных активов не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Расширен перечень средств предприятий, не подлежащих обложению налогом на прибыль. К ним относятся средства, по-лученные в порядке безвозмездной помощи от иностранных го-сударств в соответствии с межправительственными соглашения-ми; средства, полученные приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов; средства, передаваемые между основными и дочерними предприятиями, если доля основного предприятия пре-вышает 50% в уставном капитале дочерних предприятий.

Начиная с 1997 г. изменился порядок взимания налога на прибыль. Точнее, право его изменить предоставлено налогопла-тельщикам за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных юридических лиц. Остальные предприятия по желанию или сохраняют старый порядок уплаты авансовых платежей с квартальными перерасчетами или могут перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога исходя из фак-тически полученной прибыли за предшествующий месяц. В этом случае месячные расчеты налога на прибыль представляются предприятиями в налоговые инспекции не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, а налог вносится не позднее 25 числа того же месяца. До введения данной меры авансовые платежи вызывали большое количество нареканий со стороны предпринимателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.