Налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей местонахождения организаций могут предоставлять отдельным категориям организаций право представ-лять сведения о доходах физических лиц на бумаж-ных носителях.
Налоговые органы направляют эти сведения на-логовым органам по месту постоянного жительства физических лиц.
Не представляются сведения о выплаченных дохо-дах индивидуальным предпринимателям за приобре-тенные у них товары или выполненные работы в слу-чае, если эти индивидуальные предприниматели в ка-честве подтверждения уплаты налога с указанных до-ходов на основании налогового уведомления налогово-го органа предъявили соответствующие документы.
3. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ
Порядок представления налоговой декларации изложен в ст. 229. Налоговая декларация по НДФЛ представляется налого-плательщиками в налоговый орган по месту их жи-тельства.
П. 3 ст. 229 НК РФ предусмотрено, что предприни-матели без образования юридического лица (кроме тех, кто уплачивает единый налог на вмененный доход), частнопрактикующие лица, лица получившие доход от физических лиц, а также от источников, расположен-ных за пределами РФ при прекра-щении источников доходов до конца календарного года обязаны подать декларацию о фактически полученных доходах в текущем году в пятидневный срок после пре-кращения источника дохода, но если налогоплатель-щик иностранное физическое лицо -- то не позднее, чем за месяц до выезда за пределы РФ.
Налоговая декларация может быть подана налого-плательщиком в период с 1 января по 30 апреля вклю-чительно. Бланки деклараций предоставляются бесплат-но, представить ее можно лично либо по почте, на бумаге или на магнитном носителе, в ней необходимо указать ИНН (если он присвоен). Эти положения оп-ределены ст. 80 НК РФ.
В налоговых декларациях физические лица ука-зывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога (налоги, удержанные налоговыми аген-тами, уплаченные в течение налогового периода аван-совые платежи).
Налоговую декларацию по итогам года должны будут представлять:
-- индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, а также другие лица, которые занимают-ся частной практикой;
-- физические лица, получившие от других физи-ческих лиц, не являющихся налоговыми агентами, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;
-- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ и получающие доходы за предела-ми России;
-- физические лица, получившие доходы от нало-говых агентов, которые не удержали с них налог на доходы;
-- налогоплательщики, претендующие на получе-ние социальных, имущественных и профессиональ-ных вычетов.
Остальные плательщики налога могут подать в налоговый орган декларацию, если у них появится такая необходимость (например, если работодатель произвел не все налоговые вычеты).
Налогоплательщик в случае обнаружения в подан-ной налоговой декларации ошибок в указанных в ней сведениях или ошибок, приводящих к занижению сум-мы налога, обязан внести необходимые дополнения и изменения в эту декларацию, подав об этом заявление в налоговый орган.
Если такое заявление будет подано не позднее 30 апреля, то день его подачи будет считаться днем подачи декларации, а если позже указанной даты, но до истече-ния срока уплаты налога (15 июля), то налогоплатель-щик не может быть привлечен к ответственности.
В случае же если заявление подано после истечения 15 июля, и налогоплательщик уплатил в связи с ис-правлением этой ошибки налог и пени, и к этому вре-мени налоговый орган еще не выявил эту ошибку, то налогоплательщик также будет освобожден от ответ-ственности. Эти правила действуют с 19 августа 1999 г., т.е. с вступлением в силу поправок к части первой НК РФ, внесенных Федеральным законом от 09.07.99г. № 154-ФЗ.
4. ЛЬГОТЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Несмотря на широкое использование в налоговой тео-рии и практике понятия "налоговые льготы", до сих пор не сложилось однозначного, чётко определенного подхода к общему пониманию и видовому содержанию налоговых льгот, отсутствует развернутая классификация видов нало-гового льготирования в отечественной и зарубежной прак-тике.
Налоговые льготы одновременно выступают в двух ос-новных ипостасях: как элемент налогообложения (структу-ры налога) и как важнейший инструмент политики налого-вого регулирования рыночной экономики.
В налоговом законодательстве должны быть четко опре-делены элементы налогообложения, то есть все основные внутренние состав-ляющие условия и правила его взимания. Неопределенность, двусмысленность и недостаточная четкость трактовки всей совокупности элементов налога и налогообложения могут привести, во-первых, к созданию условий для уклонения (обхода) от налога его плательщиками на законных основа-ниях, во-вторых, к толкованию отдельных положений за-кона налоговыми органами в свою пользу и в ущерб для налогоплательщика. Значимость элементов налога (налого-обложения) выражается в том, что в случае неопределения или нечеткого определения хотя бы одного из них, нельзя считать окончательным правовой факт установления обяза-тельства для налогоплательщика по уплате налога (сбора).
Налоговые льготы -- это формы практической реализа-ции регулирующем функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, манипуляций способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, из-менением сферы их распространения и системой налого-вых трансфертов налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогово-го регулирования.
В НК РФ (ст. 56) дается определение налоговых льгот. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдель-ным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотрен-ные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая воз-можность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем раз-мере.
В НК РФ отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, а также, если следовать логике его разработчиков, не признаются таковыми общие для многих налогоплательщи-ков налоговые вычеты и скидки, что противоречит обще-принятому подходу к понятию налоговых льгот как инстру-мента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки также, как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регу-лирующую направленность (стимулирующую, инвестицион-ную, социальную и т.д.). Кроме того, разработчики Кодекса и законодатели не связывают с налоговыми льготами ни отсроч-ку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инве-стиционный, они рассматривают их лишь как возможные спо-собы изменение срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы своей регулирующей функции. По мнению С.В. Барулина и А.В. Макрушина, результатом такого ошибочного теоретического подхода явилось законодательное ограничение стимулирующих возмож-ностей отсрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кре-дитов как форм налогового льготирования. К тому же, на определенный период времени и отсрочка (рассрочка) пла-тежа, и налоговый кредит предполагают для пользователя уменьшение налогового обязательства, что вполне соответ-ствует понятию налоговой льготы, согласно Кодексу С.В. Барулин и А.В. Макрушин «Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики» / Финансы 2002, №2..
Все налоговые льготы можно разделить на 3 основные ук-рупненные группы: налоговые вычеты, налоговые освобождения, иные налоговые льготы (налоговые скид-ки, отсрочка или рассрочка налогов, налоговые кредиты).
Подводя итог своей курсовой работы, мне хотелось бы еще раз подчеркнуть основные положения рассматриваемого мной вида налога.
Взимаемый в настоящее время подоходный налог получает в главе 23 НК РФ новое название - налог на доходы физических лиц. Также, по моему мнению, немаловажно данный налог получил статус федерального налога11 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ» "Российская газета", N 97, 31.05.2002
. НК РФ достаточно четко разграничивает различные виды доходов физических лиц, устанавливает осо-бенности исчисления и взимания налога с этих доходов.
Данная концепция налогообложения доходов физических лиц имеет целью снизить налоговое бре-мя налогоплательщиков за счет увеличения коли-чества и размеров налоговых льгот, а также введе-ния единой налоговой ставки в размере 13 процен-тов при налогообложении большей части доходов физических лиц. При этом применяются повышен-ные ставки налога на доходы физических лиц, свя-занные с приростом их капитала; например, с диви-дендов установлена налоговая ставка в размере 30 процентов, а с выигрышей, процентных доходов по вкладам в банках, сумм экономии на процентах по заемным средствам -- максимальная налоговая ставка в размере 35 процентов. С доходов, получае-мых лицами, не являющимися налоговыми резиден-тами, определена средняя налоговая ставка в разме-ре 30 процентов. Также применяется пониженная ставка в размере 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов. Налоговые вычеты сгруппированы на стандартные, социальные имуще-ственные и профессиональные.
Наличие льгот и вычетов обеспечивает не-которую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень до-хода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.
Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога.
Стоит отметить, что при низком уровне дохо-да населения основным источником налогооб-ложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оце-нить по причине того, что не создано четкой пра-вовой базы. Кроме того, требуется определен-ное время для того, чтобы удержания с этих ви-дов доходов стали эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получае-мый налогоплательщиком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля. По-этому налог на доходы -- не единственный налог с населения, он дополняется другими налога-ми -- земельным, налогом на имущество, нало-гами на наследство и дарение, налогом с денеж-ного капитала, домовым, промысловым и т. д.
Также, хотелось бы привести несколько статистических данных. Если говорить о месте налога на доходы физических лиц в доходной части консолидированного бюд-жета, то удельный вес поступлений этого платежа в общей сумме налоговых поступлений в бюджет со-ставлял в 1999 году 13,2 °/в, в 2000 году --12,1 % и за 2001 год--13,1 %. Таким образом, он стабильно за-нимает четвертое место после единого социального налога, НДС и налога на прибыль и является основой доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и, еще в большей степени, местных бюд-жетов.
Стабилен и темп роста поступлений этих сумм в бюджет. Так, в вышеуказанные годы темп роста соста-вил 161,4,148,8 и 149,2 %, а в абсолютных суммах -- 116,5 млрд руб., 174,2 млрд руб. и 255,5 млрд руб11 Сокол М.П., Волошина А.Н. Налог на доходы физических лиц: статус налогоплательщика, определение налоговой базы //Налоговый вестник 2002, № 5 .
1. Конституция РФ. - М.: Акалис, 1996. - 48с.
2. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 480с.
3. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ» "Российская газета", N 97, 31.05.2002.
4. ЗАКОН «Об основах налоговой системы в РФ» "Российская газета", N 56, 10.03.1992.
5. Приказ МНС РФ от 5.03.2001 № БГ-3-08/73 «О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» ч. 2 НК РФ». // Экономика и жизнь. 2001. №11.
1. Братчикова Н.В. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц. Комментарий к законодательству по состоянию на 1 марта 2001г. М.: 2001.- 95с.
2. Комментарий к Налоговому кодексу РФ ч.2 (постатейный). 2-ое издание. Составитель и автор комментариев - Борисов А.Б. - М., «Книжный мир» 2001.
3. Корсун Т.И. Налогообложение коммерческой деятельности. Практическое пособие - Ростов-на-Дону. Феникс. 2001.-384 с.
4. Налоги и налоговое право. Учебное пособие. Под ред. Брызгалина А.В.. М.- «Аналитика - Пресс», 1997.
5. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право РФ / Серия Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 480с.
6. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение в РФ. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-352с.
7. Арутюнова О.Л. Зачем нужен налог на доходы.// Российский налоговый курьер 2002. №6.
8. С.В. Барулин и А.В. Макрушин «Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики» // Финансы 2002, №2.
9. Сокол М.П. О налоге на доходы физических лиц. // Финансы 2000. №12.
10. Сокол М.П. Налог на доходы физических лиц. // Финансы. 2002. №7.
11. Сокол М.П., Волошина А.Н. Налог на доходы физических лиц: статус налогоплательщика, определение налоговой базы //Налоговый вестник 2002, № 5
Страницы: 1, 2, 3, 4