Рефераты. Налоги: сущность, виды и функции

Каждый из этих видов налогов имеет свои достоинства и недос-татки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольст-вия от уплаты налогов.

Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета, они в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взима-ние относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвести-циям при повышении налоговых ставок.

Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характе-ром. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С соци-ально-политической точки зрения это очень важно.

Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестои-мостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров.

Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия.

Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают го-сударству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.

Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повыше-ние цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобо-ждаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облага-ются повышенными налогами.

Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфля-ционном характере.

Помимо деления налогов на прямые и косвенные бывают другие классификации.

Так, например, различают твердые, пропорциональные, прогрес-сивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавли-ваются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от раз-меров дохода. Пропорциональные -- действуют в одинаковом процент-ном отношении к объекту налога без учета дифференциации его вели-чины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги -- это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессив-ные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста до-хода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогопла-тельщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и спе-цифические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления, за каким либо определенным видом расходов. Специфиче-ские налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на соци-альное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Также, принята классификация налогов в зависимости от уровня бюджетов, в которые они поступают. В соответствии с этим критерием налоги подразделяются на общегосударственные (центральные), регио-нальные и местные. Как правило, в местные бюджеты целиком посту-пают акцизные сборы, налоги на недвижимость и различные местные налоги и сборы. Поступления от налогов на прибыль и личные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согла-сованных пропорциях.

Говоря о видах налогов, необходимо также отметить, что сущест-вуют два вида налоговой системы -- шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогопла-тельщиком, делится на части -- шедулы. Каждая из этих частей обла-гается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть уста-новлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечис-ленные выше

Таблица 2.

«Классификация налогов».

Признаки

Виды налогов

Признаки

Виды налогов

По субъекту

налогообло-

жения

По способу

изъятия

* с физических лиц

* с юридических лиц

По объекту

налогоо6ло-

жения

По способу

налогообло-

женин

* имущественные

* на потребление

* на доходы

* ресурсные (рент-

ные)

* прямые

* косвенные

* кадастровые

* у источника

* по декларации

По источни-

ку уплаты

* зарплата

* выручка

* доход или прибыль

* себестоимость

* стоимость иму- щества по кадастру и др.

По назначе-

нию

* общие (без привязки

к конкретному рас-

ходу)

* специальные (целевые)

По уровням

бюджетов, в

которые

поступают

налоги

* центральные (фе-

деральные, рес-

публиканские)

* региональные

* местные

По методу

исчисления

* пропорциональные

* прогрессивные

* регрессивные

* твердые (в абсолют-

ных суммах)

* линейные

* ступенчатые

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридиче-ских лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предприни-мателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Кроме вышеназванных существуют и более подробные и раз-вернутые налоговые классификации. В их основу закладывается одно-временно несколько критериев. Пример такой классификации приведен в таблице 2.

3. Основные функции налогов

Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение на-логов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, разные ав-торы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:

* фискальная;

* распределительная (социальная);

* регулирующая;

* контрольная;

* поощрительная.

Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

3.1. Фискальная функция

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились го-сударственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение терми-ном "фиск" государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложе-ния. Посредством данной функции реализуется главное предназначе-ние налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов госу-дарства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все ос-тальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

3.2. Распределительная функция

Распределительная (или как её ещё называют -- перераспредели-тельная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения нало-гового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды то-варов, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Посредством налогов в государственном бюджете концентриру-ются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками

окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие от-расли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом постро-енная налоговая система позволяет придать рыночной экономике соци-альную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного ос-вобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.