Рефераты. Налоги как финансовая категория, значение налогов в доходах государства

Источник: Госкомстат РФ

Регион не богат уникальными полезными ископаемыми, на территории встречаются бурый уголь, различные глины и пески, известняк, мел, фосфориты. Промышленность строительных материалов на основе добываемых ископаемых составляет 7.4% от объема всего промышленного производства области.

Ведущими отраслями промышленности Калужской области являются машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и деревообрабатывающая промышленность (рис. 3.1).

Рисунок 2.1. Отраслевая структура промышленного производства в 2003 г.

В результате успешного экономического развития региона в 2000-2003 годах произошло значительное (в 4 раза) увеличение налоговых доходов бюджета.

За 2004 год налоговые доходы бюджета области, скорректированные на инфляционные процессы, возросли на 28%.

Налоговые доходы составили 40% всех доходов области в 2003 году, в 2004 - 50%. При этом доля налога на прибыль (доход) по итогам 2003 года составила 59% всех налоговых доходов, по итогам 2004 года - 65%.

Характерно, что доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в 2003-2004 годах превышает 40% всех налоговых доходов. Такая тенденция - увеличить собираемость налогов с физических лиц, одновременно предоставляя предприятиям льготы по налогу на прибыль при инвестировании, - поддерживается российским правительством.

В то же время Калужская область остается дотационным регионом. Собственные доходы регионального бюджета варьируются от 40 до 60% от общих доходов, а доля трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) в доходах областного бюджета в 2000-2003 годах составляла 30-50% при нормативе в 40%. По итогам 2003 года доля трансфертов составила 32.8%.

В Приложении 4 приведена таблица, иллюстрирующая динамику поступления налоговых доходов в областной бюджет в 2003-2005 гг.

Можно сказать, что в 2004 году план по налоговым доходам был выполнен на 100,8 %, темп роста планируемых налоговых поступлений относительно 2003 года составил 17,5 %. В 2005 году ожидается выполнение плана по налоговым доходам на уровне 103,7 %.

Несмотря на то, что в 2004 году план по налогу на прибыль не был выполнен (96,6 % по сравнению с запланированным), в 2005 году ожидается значительное увеличение поступлений данного налога. Выполнение плана по налогу на прибыль составит примерно 112,7 %.

На протяжении 2003-2005 годов план по налогу на доходы физических лиц стабильно выполнялся на уровне 102-102,5 %. В натуральном выражении план сбора данного налога увеличился в 2005 году по сравнению с 2003 более чем в 2 раза.

В 2004 году план по акцизам был выполнен на 102% , однако в 2005 ожидается снижение поступлений по данному налогу и выполнение плана на уровне 86,3%.

Поступления по налогу на имущество организаций на протяжении рассматриваемого периода неуклонно возрастают. План сборов данного налога выполнен на 103,1 % в 2003 году, на 104% - в 2004 г., на 108,6% - в 2005 г. (прогноз).

По налогам за пользование природными ресурсами план в 2004 году был выполнен на 110,9 %, в 2005 году ожидаемое выполнение плана - 100 %.

Региональная налоговая политика осуществляется с учетом проводимой налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки должно компенсироваться увеличением налогооблагаемой базы. В связи с этим предполагается продолжить взаимовыгодное сотрудничество с вертикально интегрированными компаниями: будут создаваться условия, стимулирующие уплату ими налогов на территории области.

Правительством Калужской области в 2002 году была принята программа реформирования региональных финансов, цель которой - заинтересовать муниципальные образования в увеличении собственного экономического и налогового потенциалов. В результате предполагалось устранить диспропорцию территориального развития муниципальных образований и сократить дефицит регионального бюджета и его зависимость от федеральных субсидий.

Можно констатировать, что финансовое управление в Калужской области находится на высоком уровне, о чем свидетельствуют результаты исполнения регионального бюджета, сокращение долговой нагрузки и ликвидация просроченной задолженности, принятие программ, оптимизирующих отношения с муниципальными образованиями.

Правительство Калужской области проводит целенаправленную, открытую политику путем создания необходимых условий для деловых партнеров. Сделаны серьезные шаги по законодательному обеспечению инвестиционной деятельности, ориентированные на создание в области благоприятного инвестиционного климата, условий стимулирования ускоренного развития экономики области, прежде всего приоритетных отраслей. К ним относятся машиностроение, лесной комплекс, развитие перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса, создание экологически чистых и безотходных производств.

Основная задача - стабилизация и подъем экономики на основе реформирования народнохозяйственного комплекса области и оживления инвестиционной деятельности. В области идет структурная реорганизация ведущих отраслей промышленности, конверсия оборонного комплекса, земельная реформа. Большинство крупных промышленных и транспортных предприятий реорганизованы в акционерные общества открытого типа. В области активно развивается банковский сектор, действуют представительства крупнейших финансовых учреждений России, формируются финансово-промышленные группы и страховые компании.

3.3. Структура и динамика налоговых доходов

В таблице 3.3 представлена динамика налоговых доходов бюджета Калужской области в 2004-2006 гг.

Таблица 3.3

Динамика и структура налоговых доходов бюджета Калужской области (тыс. руб.)

2004

Доля в общей сумме налогов

2005

2006 (прогноз)

сумма

Доля в общей сумме налогов

темп роста, %

сумма

Доля в общей сумме налогов

темп
роста, %

Налог на прибыль организаций

1212079

0,187

1295620

0,19

106,9

1405273

0,189

108,5

Налог на доходы физических лиц

3245666

0,502

2650271

0,41

81,7

3207961

0,432

121,0

Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ

1286012

0,198

1959815

0,298

152,4

1942004

0,261

99,1

Единый с/х налог

286

0,000044

1038

0,00015

362,9

1832

0,00025

176,5

Налог на имущество организаций

431190

0,066

405083

0,06

93,9

482140

0,065

119,0

Налог на наследование или дарение

7319

0,0011

5790

0,00088

79,1

0

0,0

Транспортный налог

139677

0,021

 

150689

0,02

107,9

Налог на игорный бизнес

59035

0.0091

79920

0,012

135,4

214200

0,029

268,0

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

222028

0,034

18339

0,0027

8,3

18856

0,0025

102,8

Всего налогов

6463615

100

6555553

100

7422955

100

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.