Законодательно межбюджетные отношения в части распределения налогов определяются Бюджетным Кодексом РФ и региональными законами. Под межбюджетными отношениями понимаются отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов, являются одной из наиболее сложных проблем в бюджетном устройстве. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций.
Основная часть налоговых доходов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет федеральных налогов.
Проведем сравнительный анализ распределения налогов, предусмотренного Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, и распределения налогов, установленного новым Бюджетным кодексом РФ. (Таблица 3.1).
Из таблицы видно, что изменения в распределении не произошли со следующими видами налогов: таможенные пошлины, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в РФ), налог на наследование, транспортный налог, единый налог на вмененный доход.
Изменилось распределение акцизов на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия: в Программе было предусмотрено равное распределение между федеральным и региональными бюджетами - по 50%, а в БК РФ установлено 100% - в региональные бюджеты.
Прочие акцизы (по нефтепродуктам) ранее в Программе полностью распределялись (100%) в региональные бюджеты, сейчас же в БК РФ установлено 40% - в федеральный, 60% - в региональные бюджеты.
Увеличилось распределение в региональные бюджеты налогов на доходы физических лиц на 20 % за счет уменьшения в местных бюджетах.
Распределение налога на прибыль предприятий в региональные бюджеты увеличилось незначительно - на 2%.
Налог на игорный бизнес полностью стал распределяться в региональные бюджеты за счет исключения из местных бюджетов.
Налог с продаж в настоящее время отменен, экологические платежи переведены в неналоговые доходы, налог на недвижимость (имущество, землю) не введен.
Единый сельскохозяйственный налог ранее в Программе не был введен, в настоящее время БК РФ устанавливает следующее распределение: 40% - в федеральный бюджет, по 30% - в региональные и местные бюджеты.
Таблица 3.1
Схема разграничения основных налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы в Российской Федерации к 2005 году
Налог
Статус
Распределение, предусмотренное Программой
Распределение, установленное БК РФ
Федераль-ный бюджет
Региональ-ные бюджеты
Местные бюджеты
Таможенные пошлины
Ф
100
-
НДС
Налог на добычу полезных ископаемых:
углеводородного сырья
80
20*
общераспространенных полезных ископаемых
100*
прочих полезных ископаемых
40
60*
добываемых на континентальном шельфе
Акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в Российскую Федерацию)
Акцизы на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия
50
Прочие акцизы (по нефтепродуктам)
60
Налог на доходы физических лиц
50**
70*
30
Налог на наследование
Налог на прибыль предприятий
31
61*
8
27
63
Транспортный налог
Р
Налог с продаж
60**
Отменен
Экологические платежи ( налоги )
Переведены в неналоговые
Налог на игорный бизнес
20
Налог на недвижимость (имущество, землю)
М
Не введен
Единый налог на вмененный доход
Единый сельскохозяй-ственный налог
Не был введен
Обозначения:
Ф - федеральный бюджет;
Р - региональный бюджет (субъектов Российской Федерации);
М - местный бюджет (муниципальных образований);
* - с возможным выделением части отчислений для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
** - с возможным выделением в составе данной доли минимально гарантированной и выравнивающей частей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14