Рефераты. Налоги и налогообложение в экономическом аспекте

Налоговые льготы. Отдельным категориям плательщиков предоставляются налоговые льготы, т.е. преимущества перед другими плательщиками не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога - объекта нал-ия, налоговой базы или окладной суммы - направлена льгота, они могут быть разделены на три группы:

1) изъятие (выведение из-под нал-ия отдельных предметов);

2) скидки (льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы);

3) н. кредит, под которым понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Понятие «кредит» условно и не означает, что все виды н. кредита являются возвратными, а пользование налоговым кредитом - платным. Налоговые кредиты можно разделить на виды по формам предоставления льгот:

– снижение ставки налога;

– сокращение окладной суммы (валового налога), которая может быть сокращена как частично, так и полностью, как на определенное время, так и бессрочно;

– отсрочка или рассрочка уплаты налога;

– возврат ранее уплаченного налога (части налога); зачет ранее уплаченного налога;

– замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением (целевой н. кредит).

Принципы нал-ия. Использование налогов в качестве основного источника доходов государства требует разработки определенных правил (принципов нал-ия). Наиболее ярко и точно они были сформулированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом (1723-1790) в его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая вышла в 1776г. Эти принципы нал-ия прошли испытание временем, актуальны и сегодня, их по праву называют классическими. При формировании налоговой системы необходимо руководствоваться следующими принципами:

– принципом справедливости;

– принципом определенности;

– принципом удобства;

– принципом экономии.

Со временем перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности налогов и подвижности налогов, выбора надлежащего источника и объекта нал-ия, однократности обложения, научного подхода к установлению величины ставок налога.

Исключительно важным, особенно в условиях федерального государства, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделен конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и иных его элементов.

Принципы нал-ия на практике реализуются через методы нал-ия.

Под методом нал-ия понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта нал-ия. Разработаны 4 метода нал-ия: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

2.1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Нал. систему можно определить как совокупность: а) налогов и сборов, взимаемых государством; б) принципов, форм и методов их установления; в) форм и методов н. контроля и ответственности за нарушение н. законодательства.

Нал. система, ее разнообразие зависят от типов (субъектов) хозяйственной деятельности и их организации. В большинстве стран выделяют четыре сектора, которые различаются между собой не только способом хозяйственной деятельности, но и особенностями н. регулирования:

– государственный сектор;

– коммерческий сектор (частные фирмы, корпорации, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества);

– финансовый сектор (банки, страховые общества, ф. компании, биржи);

– население.

Однако, изучая пути становления налоговой системы в различных странах, можно определить основные факторы, влияющие на ее структуру:

1) уровень экономического развития (развития производительных сил);

2) общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства);

3) господствующая в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство в экономику страны);

4) государственное устройство стран (федеративное или унитарное государство).

Поскольку государство воздействует на экономику и формирует свои доходы посредством налогов и сборов, то классификация налогов на небольшие группы позволяет применить научный подход при решении той или иной задачи.

Классификация налогов. Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам.

По способу обложения и взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. В зависимости от объекта обложения выделяют следующие виды личных налогов: на доходы физ. лиц, на прибыль организаций.

В Российской Федерации налоговым законодательством применена классификация налогов по принципу административного устройства: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Нал. систему формируют и специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать налоги, не указанные в НК РФ, и освобождать от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К ним относятся система нал-ия для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система нал-ия, система нал-ия в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система нал-ия при выполнении соглашений о разделе продукции.

Классификация по плательщикам включает три группы налогов: с юридических лиц (налог на прибыль организаций и др.), физ. лиц (налог на доходы физ. лиц, на наследование или дарение и др.), с юридических и физ. лиц (транспортный налог и др.).

По объекту нал-ия налоги классифицируются на следующие группы: налоги на доходы (налог на прибыль организаций, на доходы физ. лиц), налоги на имущество (налог на имущество организаций, физ. лиц), налоги на действия (сбор за использование объектов животного мира, уплата стоимости лицензий).

По назначению можно выделить налоги общие, специальные и чрезвычайные. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджеты разных уровней в зависимости от устройства государства. Специальные налоги имеют строго определенную направленность и предназначены для формирования централизованных целевых фондов (например, дорожные фонды). Введение чрезвычайных налогов связано с конкретными событиями или с конкретным этапом развития страны.

Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий, организаций:

– налоги, относимые на издержки производства и обращения (единый социальный налог, земельный налог, транспортный налог и т.д.);

– налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг): НДС, акцизы;

– налоги, относимые в дебет счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» (до нал-ия прибыли, например налог на имущество организаций, на рекламу);

– налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (лицензия на реализацию подакцизных товаров и т.д.).

2.2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Нал. политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.

Главная цель налоговой политики - обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов является основой экономического роста, повышения благосостояния населения, решения экологических и других проблем общества.

Реализация налоговой политики осуществляется через н. механизм, который является понятием методологического и методического порядка, поэтому ему свойственно двойное содержание. Рассматривать содержание этого понятия необходимо с широких (общетеоретических) и узких (практических) позиций.

1) В широком смысле - это область налоговой теории, трактующей понятие «н. механизм» как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и н. контроль.

2) В узком смысле н. механизм рассматривается в качестве свода конкретных налоговых действий, так как практика вносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы н. планирования, регулирования и контроля.

Н. механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, существенны различия во временном отношении. Н. механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Поэтому так важно при каждом практическом действии придерживаться буквы закона с тем, чтобы не нарушать основного принципиального требования налоговой теории - субъективное и объективное начала процесса нал-ия представляют собой единое целое. Н. механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Конкретный н. режим, применяемый при формировании того или иного налога, зависит как от положений налоговых законов, так и от издаваемых инструктивных указаний к ним. Этот механизм различается в зависимости от организационно-правовой формы деятельности, статуса плательщика - юридическое или физическое лицо. Налоговому производству присущи особенности, которые обусловлены полнотой прав и обязанностей сторон, участвующих в налоговых процессах, отраженных в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нал. техника не только определяет функциональное содержание н. механизма, но и оказывает прямое воздействие на весь ход общественной жизни. Принятие оптимального н. механизма означает как выбор разумных налогов, так и обеспечение соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет. Здесь важен состав налоговых льгот и санкций. Они являются основой н. регулирования, равно как и его составной части - н. контроля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.