Рефераты. Международная Торговля: сущность и функции. Международные торговые организации

По ориентировочным оценкам, мировой товарооборот достиг в 1998 г. 11,9 трлн долл. Анализ изменений в международной торговле, в том числе и на современном этапе, предполагает рассмотрение двух аспек-тов: во-первых, темпы ее роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста производства; во-вторых, сдвиги в структуре:

товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и гео-графический (доли регионов, групп стран и отдельных стран).

Что касается первого, то можно констатировать: устойчивые опережающие темпы роста мирового товарооборота являются показателем новых качественных признаков международной торговли, связанных с увеличением емкости мировых рынков. Характерными стали и опережающие, достаточно высокие тем-пы расширения торговли готовыми промышленными изделия-ми, а в них -- машинами и оборудованием, еще более высокие темпы роста торговли продукцией средств связи, электро- и электронной техники, компьютерами и т.п. Еще быстрее расши-рялся обмен комплектующими, узлами к агрегатам, поставляе-мыми в порядке производственной кооперации, в рамках ТНК. И еще один феномен динамики -- ускоренный рост междуна-родной торговли услугами.

Все это не могло не сказаться на радикальных сдвигах как в товарной, так и в географической структуре мирового внешне-торгового обмена. При этом практически неизменной за по-следние 15--20 лет сохраняется доля основных групп развитых, развивающихся и бывших социалистических стран. В первом случае -- это величины порядка 70--76%, во втором -- эта вели-чина находится в пределах 20--24% и для последней группы этот показатель не превышает 6--8%.

В товарном обмене мировой внешней торговли вырисовыва-ется очевидная тенденция роста доли готовых изделий, на кото-рые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых това-ров приходилось около двух третей экспорта и только одна треть -- на готовые изделия.

Услуги составляют в настоящее время почти четверть между-народного торгового обмена. Именно поэтому мы отдельно рас-сматриваем мировую торговлю услугами.

29

§4. Юридическое обеспечение мировой торговли

Распределение рисков между продавцом и предприятием производится на основе международных торговых условий, установленных Международной торговой палатой, так называемых «Инкотермс».

Этих международных торговых условий насчитывается достаточно много. Они часто подвергаются изменениям и регулярно публикуются Международной торговой палатой. Четырнадцать наиболее важных условий:

«ex works», «free carrier», «FOR/FOT», «FOB airport», «FAS», «FOB», «C&F», «freight/carriage paid to», «freight/carriage and insurance paid to», «ex ship», «ex quay», «delivered at frontier», «delivered duty paid». В. Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. Слово Ю.В. Пискунова. - М.: Прогресс, 1992 С.173

Каждое из условий «Инкотермс» обозначает особое распределение рисков, расходов и ответственности между продавцом и покупателем, начиная с того условия, в соответствии с которым все виды ответственности возлагаются на покупателя, и кончая другой крайностью, когда, наоборот, все входит в ответственность продавца

Глава 2. Многосторонние межгосударственные организации по вопросам торговой и экономической политики

§1. Суть и этапы развития многостороннего регулирования торгово-экономических отношений

Регулирование на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран-участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке.

Основными направлениями многостороннего регулирования мировой торговли в современных условиях являются следующие:

- создание заинтересованными государствами договорно-правовой основы торгово-экономических отношений, включая важнейшие принципы и нормы;

- выработка договоренностей относительно применения на национальном уровне комплекса торгово-политических средств воздействия на мирохозяйственные связи, определение рамок и возможностей использования отдельных инструментов торговой политики;

- формирование и дальнейшее развитие международных институтов, содействующих достижению договоренностей и решению спорных проблем, возникающих между странами-участницами, их объединениями и группировками;

- обмен информацией и опытом организации торгово-экономических связей.

Многостороннее регулирование является органической составной частью механизма мировой торговли. Оно выступает как средство, содействующее обмену материальными ценностями и услугами, производственно-техническими знаниями и опытом между национальными производителями - экспортерами товаров и услуг. Организационными формами многостороннего регулирования межгосударственных торгово-экономических отношений являются международные экономические организации (МЭО).

Современный процесс усиления многостороннего регулирования имеет объективную основу. Происходящие под воздействием научно-технического прогресса сдвиги в развитии производительных сил усиливают необходимость в дальнейшем расширении международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни. Реализация результатов научно-технического прогресса приобретает все более глобальный характер, выходит за рамки не только отдельных производств и отраслей, но и государств. Многостороннее регулирование мировой торговли на межгосударственном уровне оказывает все более заметное влияние на условия осуществления торгово-экономических и производственно-технических связей между странами, на их объем и структуру.

В развитии многостороннего регулирования можно выделить несколько этапов. На первом этапе, который продолжался с начала века до второй мировой войны, многочисленные попытки создания определенного механизма решения проблем развития международной торговли в основном оканчивались неудачей, что объяснялось отсутствием общей базы для достижения компромисса между интересами ведущих промышленно развитых стран. Только с 1920 о 1933 г. было проведено пять всемирных экономических конференций: в 1920 г. - в Брюсселе (по финансовым вопросам и внешней торговле); в 1922 г. - в Генуе (по восстановлению экономики Европы и ослаблению протекционизма); в 1927 г. - в Женеве (по таможенному разоружению); в 1930 г. - в Женеве (по ограничению протекционизма); в 1933 г. - в Лондоне (по стабилизации валют и отмене торгово-политических ограничений). Попытки многостороннего регулирования осуществлялись Лигой наций и ее экономическим комитетом. Невозможность достижения договоренностей по экономическим проблемам на этом этапе компенсировалась в определенной мере картельными и другими соглашениями на межфирменном уровне.

На втором этапе, охватывающем послевоенные годы, начала складываться и получила развитие система многостороннего регулирования экономических отношений на межгосударственной основе, был разработан механизм ее реализации. Основными принципами, на которых строилось регулирование международной торговли были либерализация торговли, предполагающая постепенную отмену торговых ограничений на взаимной основе, и широкое применение принципа наибольшего благоприятствования. Эти принципы давали более сильным в экономическом отношении партнерам возможность завоевывать рынки, не опасаясь применения односторонних дискриминационных мер против их экспорта. На роль основного инструмента торговой политики выдвигался таможенный тариф, тогда как количественные ограничения импорта, получившие широкое распространение в западноевропейских странах, подлежали постепенному устранению. При выработке норм и правил, регулировавших товарообмен между странами, были учтены интересы ряда стран-партнеров, в частности, сохранялись зоны преференциальной торговли, и возможность для создания торгово-политических объединений в виде зон свободной торговли и таможенных союзов. Одновременно создавались международные институты регулирования экономических отношений, нацеленные на поиск оптимальных путей решения возникающих на межгосударственном уровне проблем. Основные усилия в тот период были направлены на образование таких механизмов регулирования, которые предусматривали бы ограничение протекционизма, создание условий для либерализации торговли, а также для доступа на рынки молодых развивающихся государств и к имеющимся в этих государствах материальным ресурсам.

На третьем этапе, охватывающем 50-60-ые годы, объектом многостороннего регулирования был импорт товаров в материально-вещественной форме, в основном промышленной продукции и сырья, между тем как регулирование торговли сельскохозяйственными товарами и проблемы государственного содействия развитию экспорта не входили в сферу многостороннего регулирования, т.к. ведущие его участники были заинтересованы в проведении свободной национальной политики в этих областях, не сдерживаемой международными договорно-правовыми рамками. Все мероприятия государств-участниц системы многостороннего регулирования в тот период были направлены на расширение свободы конкуренции на мировом рынке, формирование международного товарообмена рыночных сил. Вместе с тем применение государствами национальных инструментов торговой политики и обеспечение ослабления протекционистской защиты находились под наблюдением и контролем со стороны соответствующих институтов многостороннего регулирования.

На четвертом этапе, охватывающем 70-ые годы, система многостороннего регулирования претерпела заметные изменения. Это было обусловлено существенными сдвигами в структуре мирохозяйственных связей, которые приобретали все более производственно-технический характер на основе происходившей интернационализации производства в рамках транснациональных корпораций.

В связи с изменившимися условиями в 70-ые годы в системе многостороннего регулирования экономических отношений основным принципом стал принцип организованности, основанный на концепции «организованной свободной торговли». Эта система регулирования предусматривала в качестве важнейших объектов: регулирование структуры производства на национальном уровне, координированные действия на межгосударственной основе по расширению произведенной продукции посредством заключения международных товарных соглашений и соглашений об ограничении экспорта. Важнейшими инструментами такой системы стали нетарифные барьеры, являющиеся во многом результатом активного вмешательства национальных государств в воспроизводственный процесс в интересах крупных промышленных компаний. И хотя в рамках многостороннего регулирования продолжилась деятельность, направленная на снижение уровня таможенно-тарифной защиты и на отмену количественных ограничений, основные усилия сосредоточивались на упорядочении конкуренции на мировом рынке, на более четкой регламентации деятельности национальных правительств в торгово-политической области, в частности, путем унификации правил и процедур применения нетарифных барьеров.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.