Рефераты. Механизмы денежно-кредитной политики Украины

В экономической литературе общепринятым есть утверждение, которое высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и возрастании реального объема производства. Положения, которые денежные отношения есть одной из составных совокупности всего рыночного отношения, разрешает сделать вывод, что цели денежно-кредитной политики есть производными от общеэкономических целей и определяются приоритетами последних. Одним из постулатов такой взаимосвязи есть положение, которое одной из целевых функций денежно-кредитной политики есть достижение стабильности национальной денежной единицы. Вместе с тем мы видим, что такая стабильность есть обязательным необходимым условием при решении макроэкономических задач.

На сегодня денежно-кредитная политика отождествляется с монетарной политикой. Основной целью такой политики е стабильность национальной денежной единицы и денежного обращения за счет контроля за эмиссией денег и кредитным механизмом. Но реализовывать эту задачу монетарная политика может лишь в совокупности с фискальной политикой государства, при чем и фискальная, и денежно-кредитная политика должны составить единый механизм достижения конкретной цели на определенном этапе. Хотя денежно-кредитная и фискальная политика выступают как отдельные составные для достижения конечного макроэкономического результата, эффективность их действий состоит в определении тактических целей и взаимодействия в ходе их реализации. Поэтому, хотя монетарная и фискальная политика относительно автономные, имеют собственный инструментарий и механизм реализации, их взаимодействие есть одной из главных факторов экономической стабильности и возрастания.

В зарубежной экономической литературе выделенная такая иерархическая структура задач и целей денежно-кредитной политики[4c.352]. Высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и возрастании реального объема производства. Вместе с тем авторы выделяют текущую денежно-кредитную политику, которая ориентируется на более конкретных и доступных целях чем глобальная задача.

Эти конкретные цели включают у себя тактические, которые достигаются путем проведения ежедневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг и промежуточные цели, которые регулируют значение ключевых сменных в экономической системе на годовых и более длинных временных интервалах. Высочайшие задачи, промежуточные и тактические цели создают иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне проходит корректирование соответствующей цели для обеспечения выполнения задача более высокого порядка.

Определение иерархической структуры в целях денежно-кредитной политики необходимое при конкретизации текущей задачи для достижения общего результата. Тактические цели денежно-кредитной политики по своей направленности могут не совпадать с общеэкономической целью. Так, политика «дешевых денег» направлена на увеличение денежной массы в обороте, стимулирует возрастание объемов производства и вместе с тем приводит к росту цен и инфляции. Мы видим, что решая одно противоречие, порождаем другое. В зависимости от значимости конкретной задачи, которое стоит перед денежно-кредитной политикой, будет направлен и механизм ее действия. Властные правительственные структуры определяют приоритетность направлений экономической политики, определяют иерархию их значимости и последовательность реализации. Результативность и совершенство реализации такой задачи зависит от эффективности действия механизма денежно-кредитной политики, учете влияния и управление побочными факторами, которые возникают при таких условиях, и взаимодействие и факторами фискальной политики государства.

Важно также определить последовательность действий денежно-кредитной политики в ходе реализации конкретных этапов из достижения промежуточной цели. Так например, в условиях стагфляции, политика роста цен на отдельные виды товаров будет промежуточным результатом для структурной перестройки экономики, оживления и дальнейшего роста производства.

При чем, для достижения такого результата могут использоваться рычаги как денежно-кредитной политики, так и фискальной политики государства в виде льготного налогообложения отдельных областей и предприятий, или их бюджетное финансирование или государственные закупки. С вышеприведенного можно сделать вывод, который денежно-кредитная политика, которая проводится государством, не может вместе с тем решить все социально-экономические противоречия и иметь общеэкономические положительные следствия.

Большое значение денежно-кредитная политика имеет как психологический фактор влияния на общество и каждого индивидуума в отдельности. Политико-экономическое состояние в государстве, прохождение экономикой соответствующей фазы деловой активности создает определенную психологическую ситуацию, которое формирует психологию каждого субъекта, определяя при этом его интересы и потребности. Психологическое состояние в обществе влияет на поведение индивидуума, направляя его на активизацию предпринимательской деятельности и расширение производства, или наоборот, предопределяет его к вкладыванию денежных средств в недвижимость, государственные ценные бумаги, другие фиксированные активы. Учет психологического состояния субъектов очень важно при выборе тактических целей денежно-кредитной политики и инструментов механизма его реализации.

Экономической теорией разработанные соответствующие модели влияния денежно-кредитной политики на конкретные макроэкономические показатели: объемы производства, занятость, уровень цен, а также зависимость этих показателей от использования отдельных инструментов и методов. В зависимости от прохождения экономикой определенной стадии экономического цикла, денежно-кредитная политика изменяется. Так, в период экономического кризиса, депрессии в производстве весь инструментарий монетарной политики направленный на увеличение денежной массы, ее активизацию и обеспечение доступности для субъектов экономической деятельности денежных и кредитных ресурсов. Такая политика получила название политики «дешевых денег». В случае, если активность рынка и производства превышает научно обоснованные темпы экономического роста, которое угрожает перенасыщением рынка, денежно-кредитная политика направлена на уменьшение объемов денежных и кредитных ресурсов, увеличением цены на них и получила название политики «дорогих денег». Такая дифференциация подходов к соответствующей экономической ситуации возможная благодаря гибкости денежно-кредитной политики, которая, своей очередью, дает возможность использовать ее в небольшие промежутки времени для решения наиболее острых конкретных задач.

Весомость и необходимость использования монетарных методов в социально-экономической политике правительства денежно-кредитная политика находит отображаясь в его программе и механизме реализации, при этом она может также выражать классовой цели и интересы. Поэтому, в зависимости от экономической и политической ситуации в стране, на определенных этапах развития, отдельные приоритеты могут быть предоставлены тем ли другим стратегическим целям. Общая целевая направленность денежно-кредитной политики, определение спектру ее тактических целей часто приводит к конфликту между ними, того центрального банка в своей текущей монетарной политике необходимо определять приоритеты между противоположными целями.

Стратегические цели выдвигаются для долгосрочного периода, их достижение, как правило, сопровождается корректированием денежно-кредитной политики соответственно полученным промежуточным результатам, органы государственной власти разрабатывают промежуточные и тактические целые, а при необходимости и систему взаимосвязанных и тактических целей, последовательная реализация которых разрешает достичь конечной стратегической цели. Потребность в определении промежуточных тактических целей вызванная тем, что инструменты проведения денежно-кредитной политики, операции на открытом рынке, политика относительно учетной ставки и резервных требований - в основному не имеют непосредственного влияния на определенную стратегическую цель. Кроме того, реализация тактических целей, в отдельных случаях может маты и обратный результат. Поэтому очень важная теоретическая разработка моделей, которые учитывают не только непосредственная взаимосвязь влияния инструментов денежно-кредитной политики на экономические показатели, но и дают возможность учесть влияние политических, социальных, психологических и других факторов.

Учет побочных факторов влияния в ходе осуществления денежно-кредитной политики в особенности важное для стран с переходной экономикой, к которых относится и Украина. Процесс политико-экономических превращений в условиях трансформации экономики к рынку определяет стратегические целые Украины. Но при этом использование тех или других моделей денежно-кредитной политики, которые применялись в странах рыночной экономики не всегда приемлемое для Украины. Прежде всего, это связан с тем, что в Украине степень развития рыночного отношения, механизм функционирования финансово-кредитных институтов и его инфраструктура не обеспечивают возможность эффективного использования монетарной политики. Другой причиной является параллельное существование частного и государственного сектора, использование рыночных и административных методов управления. Почему, используя монетарные методы, всегда следует учитывать влияние государственного сектору, его значение и место в рыночном механизме. При этом необходимо указать, что чисто административный метод преобразования государственных предприятий в частные без учета экономической целесообразности и обоснованности, без соответствующей материальной, финансовой основы, инфраструктурного обеспечения и в особенности без учета социально-психологических факторов не только не дает положительного результата, а и служит основой для возрастания социально-экономических противоречий.

Для стран с переходной экономикой важным фактором, который влияет на денежно-кредитную политику является внешнеэкономическая политика страны, ее место в мировом сообществе и степень сотрудничества с международными финансово-кредитными институтами. Так, Украина, проводя свою денежно-кредитную и валютную политику, должна ориентироваться на МВФ, Мировой банк и Европейское сообщество, при чем реализация валютной политики имеет значительное влияние на экономические процессы в середине страны, которая определяет необходимость корректирования монетарной и валютной политики.

Одним из факторов, который отрицательно влияет на эффективность денежно-кредитной политики является несогласование в действиях и противостояние разных ветвей власти, которая приводит к дестабилизации и недостаточно эффективного выполнения принятых решений. Как правило, принятие конкретных экономических программ и законов перерастает в политическое противостояние между законодательной и исполнительной властью. Своей очередью несогласование в действиях разных ветвей власти, политическое противостояние партий и группировок приводит к принятию экономических документов, которые не имеют реального экономического обоснования, а реализуют интересы финансово-политических групп. Все это приводит к тому, что денежно-кредитная политика действует только на уровне денежно-кредитной системы и почти не влияет на реальный сектор экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.