Согласно Закону бухгалтерский учет -- это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их дви-жении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Одной из основных задач бухгалтерского учета является фор-мирование и обеспечение полной и достоверной информации о де-ятельности организации и ее имущественном положении, необхо-димой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций, использо-вании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соот-ветствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Упомянутый Закон распространяется на все организации, на-ходящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представи-тельства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридическо-го лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в орга-низациях несут их руководители.
Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структур-ное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированным организациям или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.
Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается и освобождается от должности руководителем организации и ему непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответствен-ность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представле-ние полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечи-вает соответствие осуществляемых хозяйственных операций зако-нодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Требования главного бухгалтера по документальному оформле-нию хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию не-обходимых документов и сведений обязательны для всех работни-ков организации.
Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
При разногласиях между руководителем и главным бухгалте-ром по отдельным хозяйственным операциям документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руково-дителя. В этом случае он несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется об-щественным финансовым контролем, основанным на положени-ях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том числе - право на участие в управлении делами государства (статья 32 Конституции РФ), обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность оз-накомления с документами и материалами, непосредственно за-трагивающими его права и свободы (статья 24). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллек-тивы, а также общественные объединения (в частности, профсо-юзы и другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать общественность к выполнению своих контрольных функ-ций.
Согласно статье 27 Федерального закона “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995г. они вправе: вносить свои предложе-ния по вопросам общественной жизни в органы государственной власти; участвовать в выработке решений органов государствен-ной власти и местного самоуправления; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправ-ления. Реализация всех этих прав связана с участием в осущест-влении контроля, в частности, финансового контроля.
Важное значение в условиях формирования рыночных отноше-ний имеет развитие аудиторского финансового контроля.
Аудиторский финансовый контроль -- это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности -- аудиторской дея-тельности.
Появление такого вида контроля связано с переходом к рыноч-ным отношениям и изменением методов регулирования экономи-ки. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяй-ственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъек-тах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятель-ностью в целом, поскольку контроль компетентных государствен-ных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и каче-ственности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджет-ных средств на контрольную деятельность.
В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.
Порядок проведения аудиторского финансового контроля уре-гулирован Указом Президента РФ “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” от 22 декабря 1993 г. и утвержденными этим Указом Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации. Аудиторская деятельность согласно этим актам представляет собой предпринимательскую деятельность ау-диторов или аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (услуги по ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и т.п.).
К экономическим субъектам отнесены (независимо от органи-зационно-правовых форм и форм собственности) предприятия, их объединения, организации и учреждения, банки и кредитные уч-реждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организа-ции, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляю-щие самостоятельную предпринимательскую деятельность. Сюда же входят и аудиторские фирмы, а также самостоятельно работаю-щие аудиторы.
Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физи-ческие лица, занимающиеся аудитом самостоятельно, - как пред-приниматели. Аудиторы должны пройти в установленном порядке аттестацию. Аудиторская деятельность может осуществляться только после получения лицензии.
Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельности. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная провер-ка проводится в случаях, прямо установленных в законодательст-ве РФ, инициативная - по решению самого экономического субъекта.
При уклонении экономического субъекта от обязательной проверки либо препятствовании ее проведению к нему применяют-ся меры взыскания в виде штрафа в сумме от 100- до 500-кратного, а к руководителям экономического субъекта - в сумме от 50- до 100-кратного размера минимальной заработной платы. Эти санкции применяются по решению суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейст-ва, государственной налоговой службы и налоговой полиции.
Обязательными являются и проверки, проводимые по поруче-нию органов дознания или следователя при наличии санкции прокурора, а также суда и арбитражного суда. Такие поручения могут быть даны при наличии в производстве указанных органов возбуж-денного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду, соответст-вующих своими обстоятельствами данному поручению.
Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) в этом случае производится предварительно за счет проверяемого экономическо-го субъекта. Повторные аудиторские проверки по тем же основа-ниям производятся за счет средств федерального бюджета.
Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают, приемы или способы, средства его осу-ществления. Применение конкретного метода зависит от ряда фак-торов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.
Используются следующие методы финансового контроля: реви-зии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докла-дов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как пра-вило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.
Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методичес-кие письма и указания налоговых органов, в частности. Методи-ческое пособие по проведению камеральных проверок, Программа проверки крупных плательщиков налога на пользователей автомо-бильных дорог, инструкции Минфина России по составлению от-четности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т.п.).
статистическая информация;
диаграммы.
16. http://www.budgetrf.ru: Бюджет Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16