Рефераты. Методика разработки и выполнения муниципального бюджета

ь подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенст-вовании деятельности федеральных органов исполнительной влас-ти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, это орган широкой сферы контрольной деятель-ности, в состав которой входит и финансовый контроль.

Для реализации своих контрольных функций Главное кон-трольное управление наделено правами: требовать от руководите-лей государственных органов, предприятий, учреждений и орга-низаций документы, материалы, письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок в соответст-вии с задачами Управления; привлекать к проверкам представите-лей правоохранительных и специальных органов контроля, специ-алистов; вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Управление не наделено правом применения каких-либо сан-кций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов ис-полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотла-гательно. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений.

Управление вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствую-щих должностных лиц до принятия решения по результатам про-верки; ставить перед руководителями соответствующих государ-ственных органов вопрос о наложении дисциплинарных взыска-ний на государственных служащих и о временном отстранении их от исполнения должностных обязанностей.

Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими свои-ми функциями) полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств федерального бюд-жета в соответствующем регионе.

При необходимости усиления определенных направлений фи-нансового контроля на конкретных этапах Президент РФ образует временные органы. Так, Указом Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисципли-ны, к основным задачам которой отнесены контроль за своевре-менностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей, за своевременным и целевым использовани-ем средств федерального бюджета и государственных внебюджет-ных фондов.

Правительство РФ, правительст-ва администрации субъектов Федерации направляют контроль-ную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основа-нии Конституции РФ (статья 114) и Федерального конституцион-ного закона “О Правительстве Российской Федерации” контроли-рует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осущест-вляет валютный контроль.

Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руко-водство и контроль за деятельностью в области финансов федераль-ных министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подот-четны ему.

Помимо этого Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному зако-нодательству и международным обязательствам РФ Правительст-во РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Это относится как к отраслевым орга-нам государственного управления, так и действующим в сфере фи-нансов. Так, Правительством РФ утверждены Положение о Ми-нистерстве финансов РФ (постановление от б марта 1998 г.), Поло-жение о федеральном казначействе РФ (постановление от 27 авгус-та 1993 г.), о других службах, где закреплены функции по финан-совому контролю.

Правительство вправе образовывать свои комиссии, другие ор-ганы при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например, Комиссия по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот; Федеральная комиссия по обеспечению фор-мирования доходов федерального бюджета за счет средств от при-ватизации; Комиссия по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета).

Создание комиссий может быть предписано Правительству РФ законодательным актом. Так, Федеральным законом “О федераль-ном бюджете на 1999 год” (статья 129) Правительству РФ предписано создать специальную комиссию в составе представителей Прави-тельства РФ и Государственной Думы, уполномоченную контроли-ровать погашение задолженностей по возвратным бюджетным ин-вестиционным ассигнованиям.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся Министерство финансов РФ с входящими в его систему структурными подразде-лениями и органами, а также Министерство РФ по налогам и сбо-рам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

На уровне субъектов РФ такой контроль проводят министерст-ва финансов или финансовые управления администраций, в муни-ципальных образованиях -- финансовые отделы или управления администраций, формируются соответствующие казначейства и налоговые службы.

На Министерство финансов РФ возложено проведение в рам-ках его компетенции государственного финансового контроля. Его направлениями являются: контроль за целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с госу-дарственным внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; контроль за использованием и хранени-ем драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними, а также страховой надзор и кон-троль за обеспечением платежеспособности страховщиков; кон-троль за качеством аудиторских проверок; за доходами от проведе-ния лотерей, зарегистрированных в РФ.

В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводит документальные ревизии и про-верки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям право-охранительных органов. По обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Минфин России организует ревизии и финансовые проверки соответствую-щих организаций.

Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по ре-зультатам контроля -- при установлении фактов нецелевого ис-пользования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Мин-фин России уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

Следует обратить внимание на то, что закрепленные ныне кон-трольные полномочия Министерства финансов РФ направлены на бюджет и государственные внебюджетные фонды только феде-рального уровня. И в тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его кон-трольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой под-ход обусловлен принципом самостоятельности в бюджетном устройстве РФ, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправ-ления в установленных законодательством пределах, их ответст-венностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.

Подобно Минфину России в РФ функции контроля осуществляют финансовые органы субъектов Федерации в отношении соответствующих бюджетов и внебюджетных фон-дов, а также финансовые органы в системе местного самоуправле-ния - относительно местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Важной стороной в деятельности в данной области Министерст-ва финансов РФ является выполнение функций по обеспечению организации финансового контроля: осуществление методологи-ческого руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, ут-верждение типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, осу-ществление лицензирования и т.п.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подраз-деления Министерства финансов РФ соответственно их компетен-ции. Однако Министерство финансов РФ имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для про-ведения финансового контроля или надзора: Департамент государ-ственного финансового контроля и аудита, Департамент страхово-го надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство, Пробирная палата и др. органы.

Департамент государственного финансового контроля и ау-дита создан на основании постановления Правительства РФ от б марта 1998 г. № 276 на базе нескольких упраздненных структур-ных подразделений Минфина России, в том числе Контрольно-ре-визионного управления (КРУ) и Департамента организации ауди-торской деятельности. Произведена также реорганизация кон-трольных органов на местах: на основе постановления Правитель-ства РФ от 6 августа 1998г. № 886 организованы контрольно-реви-зионные управления Минфина России в субъекте РФ (территори-альные КРУ ).

В задачи названного Департамента входит контроль за испол-нением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-жетных фондов, организацией денежного обращения, использова-нием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутрен-него и внешнего долга, государственных резервов, предоставлени-ем налоговых льгот и преимуществ.

Департамент государственного финансового контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением террито-риальных КРУ ревизии и проверки; контролирует использование федеральных средств, в том числе в иностранной валюте; органи-зует контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторски-ми организациями аудиторских проверок (кроме аудита в банковской системе, поскольку это относится к полномочиям Централь-ного банка РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.