Рефераты. Методика разработки и выполнения муниципального бюджета

ь проверка соблюдения правил совершения финансовых опера-ций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, ор-ганизациями, учреждениями;

ь выявление внутренних резервов производства - возможнос-тей повышения рентабельности хозяйства, роста производитель-ности труда, более экономного и эффективного использования ма-териальных и денежных средств;

ь устранение и предупреждение нарушений финансовой дис-циплины. В случае их выявления в установленном порядке приме-няются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба го-сударству, организациям, гражданам.

В результате реализации задач финансового контроля укрепля-ется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон закон-ности. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение уста-новленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местно-го самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Тре-бования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должност-ных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательст-ва о предоставлении льгот по платежам в бюджет, за правильнос-тью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджет-ных ассигнований и т.д.).

Однако объект финансового контроля не ограничивается про-веркой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природ-ных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.

Эффективность финансового контроля предполагает необходи-мость глубокого экономического анализа финансово-хозяйствен-ной деятельности, разработки контролирующими органами пред-ложений по улучшению качества работы проверяемых органи-заций.

Одной из форм финансового контроля выступает контроль руб-лем, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объеди-нений, организаций посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль и др., при использовании систе-мы финансирования, кредитования, расчетов. Контроль рублем позволяет определить качество работы предприятий и экономичес-ки воздействовать на него. Например, анализ прибыли предпри-ятия, ее объема, источников получения (или причин неполучения) выявляет результаты работы предприятия. Несвоевременность возвращения ссуды, полученной в банке, сигнализирует о неблаго-получном финансовом положении предприятия.

На современном этапе произошли изменения в организации фи-нансового контроля, в его содержании.

В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений уси-ливается значение повседневного внутрихозяйственного самокон-троля, контроля собственников.

Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контроль-ные органы.

Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи с изменением системы политической власти и установлением власти Президента РФ организован президентский контроль, осуществляемый Кон-трольным управлением Президента РФ.

На основании Конституции РФ 1993г. (статьи 101-103) палаты Федерального Собрания РФ образуют Счетную палату РФ. Подоб-ные органы действуют и на уровне субъектов Федерации.

Сформированы также новые органы финансового контроля: ор-ганы государственной налоговой службы, государственного стра-хового надзора; функции финансового контроля осуществляют и созданные в 1990-х годах органы федерального казначейства. Широ-кое развитие получил контроль в новой форме - аудиторской де-ятельности, проводимой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности.

Преобразования в системе банков и их деятельности примени-тельно к особенностям рыночных отношений обусловили измене-ния в контрольных функциях банков, а также выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государ-ственного контроля и надзора.

Впоследствии меры по совершенствованию системы органов, осуществляющих финансовый контроль, продолжались: Государ-ственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам (МНС), изменена система органов, осуществляющих государственный страховой надзор. Особое внимание обращено на необходимость укрепления государственного финансового кон-троля, чему призван способствовать намеченный к принятию Фе-деральный закон “О государственном финансовом контроле в Рос-сийской Федерации”.

Проблемы, связанные с собиранием и расходованием государ-ственных финансовых ресурсов обусловили создание Межведом-ственного совета по государственному финансовому контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет. Целями деятельности Совета определены координация и усиление контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных вне-бюджетных фондов и других государственных средств. В состав Совета включены руководители финансово-контрольных и экономических органов, в том числе министр финансов, Председатель Банка России, руководитель федерального казначейства и др. Председатель Совета -- министр финансов. В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной Прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России и др. заинтересованных органов.

К задачам Совета отнесены: формирование тактики и методоло-гии государственного финансового контроля; определение его ос-новных направлений и механизма; согласование практических ме-роприятий по осуществлению государственного финансового кон-троля; утверждение программы совместных ревизий и проверок; подготовка предложений по расширению источников средств фе-дерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, по эффективности государственного финансового контроля; обобще-ние и распространение опыта государственного финансового кон-троля.

Совету предоставлены права: запрашивать от министерств и других органов исполнительной власти необходимые материалы и информацию; обсуждать результаты ревизий и проверок, проводи-мых федеральными органами исполнительной власти, заслуши-вать объяснения их руководителей; вносить предложения в Пра-вительство РФ.

Законодательство определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совер-шения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предуп-реждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению докумен-ты, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, -- проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе со-вершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования де-нежных средств для административно-хозяйственных расходов, кап. строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль - это контроль, осущест-вляемый после совершения финансовых операций (после исполне-ния доходной и расходной частей бюджета; использования пред-приятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисцип-лины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится: а) в силу требований законо-дательства, например контроль со стороны представительных (за-конодательных) органов власти за исполнением бюджета по ито-гам за год; б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по во-просам налогообложения со стороны налоговых органов, кон-троль, проводимый на основе решений правоохранительных орга-нов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осу-ществляющих его. В этом случае выделяется финансовый кон-троль: а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; б) аппарата Президента РФ; в) исполни-тельных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредит-ных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) общественный; ж) аудиторский.

Принцип разделения властей придает финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны орга-нов представительной власти исключительно важную роль, оп-ределяет его новое содержание. Основы этого контроля закрепле-ны конституционно: в Конституции РФ, в конституциях респуб-лик в составе Федерации, а также в уставах краев, областей, дру-гих субъектов Федерации. Финансовый контроль в них выделен особо.

Так, Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Прави-тельством РФ (пункт “а” части 1 статьи 114 Конституции РФ), а также отчеты о внебюджетных государственных социальных фондах. Контроль-ные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения (часть 3 статьи 101 Конститу-ции РФ). Особая роль среди них принадлежит Комитету Государ-ственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и Коми-тету Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, осуществляющих контроль в этой об-ласти в целом. Финансовый контроль Совета Федерации и Государственной Думы проводится также в процессе слушаний соответствующих вопросов на их заседаниях. Так, Государственная Дума проводит слушания по вопросам формирования и исполнения фе-дерального бюджета. Согласно части 5 статьи 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную па-лату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты опреде-ляются федеральным законом. К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности замести-теля Председателя счетной палаты и также половину состава ее аудиторов (пункт “и” части 1 статьи 102 и пункт “г” части 1 статьи 103 Конституции РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.