Рефераты. Методика разработки и выполнения муниципального бюджета

ь налога на добавленную стоимость;

ь акцизов;

ь налога на прибыль (доход) предприятий;

ь подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов территориального бюджета и объема их собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах территориальных бюджетов занимают отчисления от ре-гулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспече-нии финансовыми ресурсами территориальных органов власти, но вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.

Существующая система регулирования территориальных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить не-обходимыми средствами территориальные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпо-сылки к выравниванию уровней развития отдельных территори-альных единиц, стимулирует территориальные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

Однако эта система имеет и недостатки. Главный из них за-ключается в наличии элементов субъективности при формировании регулирующих доходов территориальных бюдже-тов. Это выражается в невсегда объективном установлении вели-чины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выбо-ре их состава. Этот недостаток будет устранен с введением в практику бюджетного планирования государственных минималь-ных социальных и финансовых норм, то есть норм минимальной обеспеченности каждого жителя набором социальных благ, в том числе по народному образованию, здравоохранению, жи-лищно-коммунальному обслуживанию и т.д. Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.

Так как темпы роста расходов территориальных бюджетов превышают темпы роста их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидии как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюд-жетов несовершенны. Эти источники лишены стимулирующих средств, они создают у территориальных органов власти ижди-венческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, уменьшает возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций и субвенций, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это приведет к ос-ложнению в финансировании плановых мероприятий.

Поэтому, видимо, не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средствами. Представляется, что дота-ция может иметь место в тех населенных пунктах, где в силу ис-торических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, исторических памятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование до-ходов. Местные же источники не в состоянии покрыть необхо-димые расходы. Примером могут служить города и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные заповедники и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на мес-тах не хватает средств.

С 1994г. в РФ в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Федерации стали использовать средства, полученные из Федерального фонда финансовой под-держки регионов (ФФПР), созданного за счет источников феде-рального бюджета.

Методика формирования ФФПР совершенствуется. Поэтому практически ежегодно в нее вносятся изменения. Например, объем Фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 1999г. был определен в размере 14% общего размера налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов, контроль за поступлением ко-торых осуществляет Государственный таможенный комитет РФ.

Средства ФФПР (трансферты) распределены таким образом, чтобы довести приведенные к сопоставимым условиям средне-душевые бюджетные доходы субъектов РФ, имеющих право на получение трансфертов, до одного и того же, максимально возможного при планируемом объеме ФФПР, уровня.

Индекс бюджетных расходов (ИБР) показывает, насколько больше необходимо затратить бюджетных средств (в расчете на душу населения) в данном регионе по сравнению с минимальными по РФ затратами для обеспечения одного и того же уровня финансирования бюджетных расходов.

Расчет объема трансферта проводится в следующей последовательности:

ь определяется субъект РФ с наименьшим значением приведен-ных к сопоставимым условиям среднедушевых бюджетных доходов;

ь рассчитывается объем средств, недостающих данному субъ-екту Федерации для доведения его приведенных среднедушевых бюджетных доходов до уровня следующего за ним субъекта РФ;

ь данное значение умножается на индекс бюджетных расхо-дов и численность населения данного субъекта РФ;

ь полученная величина вычитается из планируемого объема ФФПР;

ь данная процедура повторяется для увеличивающегося на каждом шаге на единицу количества субъектов РФ до тех пор, пока распределяемые трансферты не превысят планируемый объем ФФПР;

ь уровень приведенных среднедушевых бюджетных доходов, до которого проводится выравнивание, корректируется таким образом, чтобы обеспечить равенство суммы рассчитанных трансфертов и планируемого объема ФФПР.

Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации - основные фак-торы увеличения числа и объема территориальных бюджетов.

Рост территориальных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, и, как следствие, расширением социаль-но-бытовой инфраструктуры. В общем объеме территориальных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Рост городских поселений, увеличение числа городских жи-телей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5-7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части территориальных бюд-жетов. Главными сторонами деятельности территориальных орга-нов власти являются разработка и осуществление планов эконо-мического и социального развития на подведомственной им тер-ритории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населен-ных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Направление расходов территориальных бюджетов РФ харак-теризуют следующие данные (см. Таблицу 3) См.: Там же. С.291.:

Таблица 3

Расходы территориальных бюджетов РФ за 1997г. (млрд. руб.)

Территориаль-

ные бюджеты

Региональные

бюджеты

Местные

бюджеты

Расходы всего без внутренних оборотов,

468111

200838

267624

из них на:

1.Управление

18885

6598

12287

2.Правоохранительную деятельность

13832

9732

4100

3.Промышленность, энергетику и строительство

19993

16127

3866

4.Сельское хозяйство и рыболовство

21195

15363

5832

5.Транспорт, дорожное хозяйство, связь

19528

10173

9355

6.Жилищно-коммунальное хозяйство

112554

33922

78632

7.Образование и подготовку кадров

96143

20898

75245

8.Культуру и искусство

11057

4841

6216

9.Здравоохранение, физическую культуру и спорт

67305

25577

41728

10.Социальное обеспечение

32661

1452

31209

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.