Рефераты. Лизинговый кредит

Многие аналитики полагают, что лизинг в железнодорожном транспорте развивается, в основном, за счет проектов, которые реализует РАО "РЖД". Действительно, после создания в 2003 г. этой крупной компании объемы лизинговых операций резко возросли. Вместе с тем следует учитывать, что рост железнодорожного лизинга в течение последних трех лет был обусловлен целым рядом существенных факторов.

Во-первых, произошли изменения в российском законодательстве - в Налоговом кодексе, Федеральном законе "О финансовой аренде (лизинге)", - позволившие существенно увеличить нормы и сократить сроки амортизации на железнодорожную технику и оборудование; появилась возможность варьировать сроками в пределах границ амортизационных групп; было отменено ранее существовавшее ограничение, согласно которому срок договора лизинга должен совпадать или превышать срок амортизации. Однако, с другой стороны, сокращение нормативных сроков амортизации позволило включить в лизинговый оборот новые виды имущества.

Во-вторых, произошло улучшение ситуации в стране с условиями и возможностями кредитования инвестиционных проектов. У лизинговых компаний появилась возможность финансировать долгосрочные сделки за счет банковских кредитов и собственных средств.

В-третьих, повысился уровень ликвидности передаваемого в лизинг железнодорожного имущества. В настоящее время на него наблюдается высокий спрос со стороны перевозчиков. Здесь следует учитывать два фактора: большой износ основных средств (по данным РАО "РЖД" - 82,4 %) и потребность в увеличении объемов перевозок.

В-четвертых, произошло осознание преимуществ лизинга по сравнению с обычными схемами приобретения основных фондов. Инвестиции в основной капитал железнодорожного транспорта страны в 2005 году составляли в пересчете свыше 6,54 млрд долл. "Лизингоемкость" инвестиций в этой отрасли экономики была заметно выше среднего уровня по стране и составила 21,7 %.

Около 74 % от суммы всех инвестиций в железнодорожный транспорт приходилось на инвестиции, осуществленные в РАО "РЖД", и, соответственно, 16 % на инвестиции, которые произвели другие компании-операторы. Такая структура обусловлена существенными расходами не только на модернизацию и приобретение основных фондов, на техническое перевооружение ремонтных, электротехнических заводов, проектно-конструкторских, строительных, электроснабженческих и других организаций.

В 2005 г. на долю РАО "РЖД" приходилось 63,3 % от стоимости новых заключенных договоров лизинга железнодорожного имущества страны. Еще 36,7 % приходится на других лизингополучателей. Удельный вес стоимости новых лизинговых операций в общем объеме инвестиций в основной капитал составил по РАО "РЖД" 18,7 %, а по другим компаниям-операторам - 30,3 %.

Предметы лизингового бизнеса

Среди предметов российского лизинга железнодорожного транспорта большое количество наименований. Это пассажирские и грузовые вагоны и полувагоны, цистерны, фитинговые платформы, думпкары, хопперы, контейнеровозы, рефрижераторные секции, минераловозы, тепловозы, электровозы, мотор-вагонный подвижной состав (повышенной комфортности), пригородные электропоезда, рельсовые автобусы, а также железнодорожные краны, специальные машины и другая путевая техника.

Наиболее популярными для лизинговых сделок в предыдущие годы были цистерны для перевозки нефти и светлых нефтепродуктов. Затем, по мере насыщения потребностей, наибольшим спросом у лизингополучателей стали пользоваться полувагоны. Популярность полувагонов определяется тем, что они пригодны для перевозки большинства видов грузов различного назначения. В течение последнего года активно в лизинг передаются пассажирские вагоны [3, с. 25-27].

2.6. Перспективы развития лизингового бизнеса в России

В прогнозировании перспектив рынка лизинга ключевым является вопрос о потенциале дальнейшего роста и о возможных пределах этого роста. В мире обычно используются два основных индикатора значения лизинга в экономике страны: его доля в ВВП и его доля в инвестициях в основные средства. Для российского рынка лизинга, по данным ассоциации "Рослизинг", эти показатели по итогам 2006 г. составляют 1,3 и 7,6 % соответственно. Значения этих показателей выросли в два с половиной раза с 2001 г., когда они равнялись 0,5 и 3%. Тем не менее, по международным меркам, доля российского лизинга в экономике остается довольно невысокой.

Например, в США доля лизинга в инвестициях составляет 27 %, в Германии - 18,6 %, во Франции - 11,7 %, Великобритании - 14,5 %, Японии - 9,3 %. Самую высокую долю лизинга в ВВП имеют развивающиеся страны (большинство из них - страны Восточной Европы), что обусловлено их более высокой потребностью в обновлении основных фондов по сравнению с развитыми странами. Максимальное значение этого показателя в Эстонии - 5,26 %, а средневзвешенный уровень по 50 странам составляет 1,62 %.

Рассмотрим теперь возможные характеристики роста, а именно - как он скажется на качественном и структурном состоянии рынка.

2.6.1. Прогноз изменений - качественные изменения

Ожидается, что развитие рынка лизинга в ближайшие годы будет идти в двух основных направлениях.

Первое направление - увеличение конкуренции и совершенствование лизинговых продуктов в уже существующих сегментах рынка.

Второе направление - формирование новых сегментов рынка и количественное развитие многих из тех сегментов, объемы которых в настоящий момент незначительны.

Рассмотрим первое, качественное, направление развития. Мировой опыт лизинговой деятельности позволяет говорить о шести основных стадиях развития этого рынка.

Первая стадия - краткосрочная аренда, предполагающая возврат имущества арендатору в конце срока договора.

Вторая стадия предполагает осуществление сделок классического финансового лизинга с полной окупаемостью и передачей права собственности лизингополучателю в конце срока договора. Обычно эта стадия развития рынка длится не более 5-7 лет.

На третьей стадии осуществляется "креативный" финансовый лизинг. Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные формы сделок, появляется многовариантность в применении опционов на передачу права собственности на имущество. На этой стадии наблюдается наибольшая динамика роста объемов операций и доли лизинга в общем объеме капитальных инвестиций. На первых трех стадиях развития находятся лизинговые рынки практически всех развивающихся стран.

Четвертая стадия проходит под знаком оперативного лизинга. Появляются новые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается набор требований со стороны лизингополучателей, заканчивается формирование вторичного рынка оборудования по большинству позиций. В итоге условия лизинговых договоров в значительной степени подстраиваются под индивидуальные требования клиентов. Распространяются сделки с дополнительными условиями (установкой, введением в эксплуатацию и предоставлением инжиниринговых и логистических услуг). К своим функциям лизингодатели добавляют управление активами, ремаркетинг и работу на рынке бывшего в эксплуатации имущества. На этой стадии развития рынка находятся не только большинство развитых государств, но и некоторые развивающиеся - Сингапур, ЮАР, Тайвань и Южная Корея. Для этой стадии характерна стабилизация основных показателей рынка. Темпы роста объемов операций совпадают с темпами роста капитальных инвестиций в стране, стабилизируется показатель доли лизинга в инвестициях.

На пятой стадии появляются разнообразные новые и усложняются уже известные продукты. Например, возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (право на внесение дополнений, досрочное прекращение или продление договора, замену оборудования на новое и пр.). Здесь также возникают такие возможности для финансирования, как секьюритизация лизингового портфеля, венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими формами финансирования. На этой стадии находятся рынки Германии, Великобритании, Японии, Австралии.

Шестая стадия определяется значительной консолидацией лизингового бизнеса в стране, которая принимает форму слияний, поглощений, создания совместных предприятий, реализации совместных проектов, обмена акциями и пр. Этой стадии присуще также значительное снижение лизинговой маржи, что и заставляет лизингодателей искать пути повышения эффективности бизнеса, в том числе за счет расширения международного сегмента. На этой стадии сейчас находится самый старый лизинговый рынок - рынок США.

Российский рынок лизинга находится на третьей стадии. При этом необходимо отметить, что сегменты российского рынка (по типам предметов лизинга) весьма разнородны и характеризуются разным уровнем развития. Поэтому точнее будет сказать, что отдельные сегменты находятся лишь на второй стадии развития, характеризующейся простейшими схемами сделок (это присуще сегментам с низкой конкуренцией или небольшими объемами сделок), некоторые - на третьей (большинство сегментов по видам имущества), а некоторые - уже на четвертой стадии. В частности, сегменты лизинга автотранспорта и железнодорожного подвижного состава демонстрируют основные признаки четвертой стадии развития: усложнение лизинговых продуктов, распространение сделок оперативного лизинга, появление "креативных" продуктов, таких как лизинг автотранспорта для физических лиц и лизинг с полным набором услуг по сопровождению автопарка. Также этим сегментам присуща высокая конкуренция и стабилизация лизинговых ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка.

2.6.2. Прогноз развития - количественный рост

Рассмотрим второе направление развития рынка - количественный рост новых сегментов рынка или тех сегментов, которые сейчас развиты незначительно.

Решающую роль в освоении новых сегментов рынка, хотя и косвенным образом, сыграют опять же иностранные инвестиции. Ведь структура рынка по видам предметов лизинга (см п.2.4.1.)- это фактически наглядный рейтинг сегментов, наиболее привлекательных для инвесторов, за исключением сельхозтехники, где особенно велико влияние государственного лизинга. На первых местах находятся автотранспорт и железнодорожный подвижной состав - наиболее ликвидные активы. Практически все новые лизинговые компании с иностранным капиталом, выходящие на российский рынок, начинают работать в секторах лизинга автотранспорта и подвижного состава. Благодаря более низким ставкам привлечения финансирования и совершенным технологиям они успешно конкурируют с российскими компаниями в этих сегментах, а вскоре, возможно, и вытеснят их.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.