Рефераты. Лизинг

Наряду с процессом сближения законодательства по лизингу и режимов налогообложения лизинговых операций страны Евросоюза осуществляют и унификацию бухгалтерской отчетности. Немаловажную роль в этом процессе играет Организация европейского лизинга, Комиссия Евросоюза - форум по бухгалтерскому учету. Однако до сих пор в странах Евросоюза имеют место как экономическая, так и юридическая концепции, когда на балансе учитывается передаваемое имущество экономического и юридического владельца. Как известно, при экономическом подходе не учитывается юридическое содержание лизингового соглашения, поскольку отражается лишь его экономическая суть. При этом лизинговое имущество, а также амортизация при операционном лизинге учитываются не балансе его владельца, а при финансовом лизинге - на балансе пользователя имуществом. Такая система бухгалтерского учета в основном используется в Бельгии, Великобритании, Ирландии, Нидерландах.

При юридическом подходе, который характерен для Германии, Дании, Франции, владелец, как правило, учитывает лизинговое имущество на своем балансе независимо от вида лизинга.

5. Состояние и перспективы развития лизинга в РК и странах СНГ

5.1. Развитие лизинга в странах СНГ.

В странах СНГ на протяжении многих десятков лет господствовала общественная собственность на средства производства с ее идеологией, о том, что только посредством общественной собственности можно достичь богатства, то есть общественная собственность является единственной основой экономики и социальной структуры общества. Это создавало неблагоприятную среду для внедрения лизинга в предпринимательскую деятельность, ибо экономический механизм последнего требует отказа от многих обычных представлений, а люди психологически и профессионально не были подготовлены к таким изменениям.

В 70-80 г.г. лизинг в СССР рассматривался как один из способов приобретения и реализации такого оборудования как:

- крупногабаритные универсальные и др. дорогостоящие станки;

- поточные линии;

- дорожно-строительное, кузнечнопрессовое, энергетическое оборудование;

- ремонтные мастерские;

- самолеты;

- морские суда;

- автомашины;

- вычислительная техника.

Лизинг обычно фиксировался в соглашениях между советскими иностранными партнерами.

На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры, грузовые автомобильные виды транспорта.

Вместе с тем, развитие международного лизинга сдерживалось, и главным образом из-за того, что не было иностранной валюты для оплаты.

1989 г. характеризуется как начало этапа зарождения лизингового бизнеса в странах СНГ, который длился до 1992 г. В этот период были созданы первые лизинговые компании. Лизинговые фирмы и некоторые коммерческие банки осуществляли в разовом порядке и в незначительных объемах небольшие лизинговые операции.

5.2. Перспективы развития лизинга в Казахстане.

Современное состояние агропромышленного комплекса (далее - АПК) Республики Казахстан характеризуется кризисом его технического потенциала. Почти в два раза сократился машинно-тракторный парк (далее - МТП), выработан ресурс основных узлов и агрегатов. Посевные площади сокращаются пропорционально сокращению количества тракторов.

В сложившейся ситуации для того, чтобы стабилизировать обстановку и создать предпосылки обновления парка сельскохозяйственных машин, необходимо формирование эффективно работающей системы технического сервиса и, в первую очередь, обеспечение условий для максимального использования как оставшегося технического потенциала, так и тех ограниченных ресурсов, которые государство в состоянии направлять на поддержку сельского хозяйства.

Одним из возможных вариантов решения проблемы является: создание сети лизинговых компаний. Основная цель - обеспечение техническим потенциалом и поддержка сельскохозяйственного товарного производства Республики Казахстан посредством предоставления сельхозтоваропроизводителям (сельским жителям) широкого спектра услуг; применения интенсивных технологий производителями продукции при возделывании сельскохозяйственных культур.

Согласно данным Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, средний возраст нынешнего парка тракторов и комбайнов составляет 13-14 лет, при нормативном сроке эксплуатации 7-10 лет. Коэффициент технической готовности имеющейся техники не превышает 0,7 и нагрузка на единицу техники превышает норматив в 1,2-1,6 раза.

Следовательно, состояние технического потенциала АПК является критическим. К тому же пока что существует большой недостаток финансовых средств у сельских товаропроизводителей для обновления парка сельхозмашин. До сих пор сохраняется диспаритет цен на энергоносители и продукцию машиностроения, а также низкие цены на сельхозпродукцию при ее высокой себестоимости. Данные обстоятельства предопределили возможность возрождения лизингового бизнеса как одного из путей выхода и очень актуального в современных условиях Казахстана.

Для решения этой проблемы назрела необходимость образовать современную финансово-устойчивую лизинговую компанию. Однако на данном этапе отсутствуют серьезные научно- исследовательские работы по обоснованию и созданию финансово-лизинговой компании нового типа для наших условий.

Известно, что в течение 10 лет переходного периода лизинговый вид деятельности в Казахстане прошел три этапа. В работах Смагулова А.С. достаточно хорошо изложены проблемы и перспективы о лизинговой деятельности в Казахстане. Впервые была сделана попытка дать оценку лизинговым компаниям переходного периода, а также обосновать необходимость продолжения изучения и исследования лизинговой деятельности, в том числе в высших учебных заведениях.

Лизинг техники как особая сфера предпринимательской деятельности при активном внедрении и в силу присущих ему возможностей может быть мощным импульсом технического перевооружения производства, структурной перестройки экономики АПК, насыщения рынка высококачественными товарами, а также одним из способов выгодного вложения свободных денежных средств в лизинговый бизнес.

На основании вышеизложенного целью настоящей работы является ознакомление студентов и слушателей повышения квалификации аграрных вузов с основными понятиями лизинговой деятельности, ее роли и месте в АПК Казахстана.

Дана краткая характеристика о значении лизинга в международном сообществе:

- особенности развития лизинга в мировой экономике;

- краткое содержание деятельности финансово-лизинговых компаний;

- принципиальные схемы финансово-лизинговой компании для условий аграрного сектора Казахстана АПК.

5.3. Государственная поддержка и стимулирование лизингового

бизнеса в Казахстане.

Наличие правового обеспечения лизинговой деятельности является необходимым, но недостаточным условием развития лизинга. Становление любой деятельности во многом зависит от экономического окружения, в котором приходится работать, и в первую очередь от налогового, валютного и таможенного регулирования.

Первые лизинговые компании в Казахстане, как и в России, были созданы при банках, у которых имеются средства для финансирования проектов. В частности, «Альянс-Лизинг», «Зерновая лизинговая компания», ЗАО "АТФ-Лизинг при ОАО "Алматинский торгово-финансовый банк" и ОАО "БТА-Лизинг" при ОАО "Банк ТуранАлем", «Астана-Финанс». На стадии развития основными клиентами этих лизинговых компаний являлись корпоративные клиенты банков. Поставщиками оборудования являются как казахстанские предприятия, так и зарубежные, в том числе и российские. Основными потребителями лизинговых услуг этих компаний являются топливно-энергетическая отрасль, металлургия, транспорт, торговля, сельское хозяйство.

Большой интерес казахстанские лизинговые компании проявляют к российскому оборудованию. В частности, компания БТА-лизинг заинтересована в поставках российских комбайнов и автомобилей Камаз. Обеспечением этих сделок может быть казахстанское зерно. Возможно проведение сделок с участием российских лизинговых компаний по схеме сублизинга, когда лизингополучателем оборудования будет казахстанская лизинговая компания, которая будет сдавать оборудование в сублизинг конечному пользователю. При этом можно разработать схемы, которые учитывали бы особенности налогового, таможенного и валютного регулирования обеих стран, для минимизации расходов всех участников сделки.

Сравнительная таблица условий лизинга некоторых компаний представлена ниже.

Таблица - Условия лизинговых компаний

№ п\п

Наименование компании

% ставка

Срок лизинга

Аванс, %

Обеспечение

1

КазАгроФинанс

4

5-7

10-25

Обеспечение ближайшего платежа в виде гарантии, залог денег, задатка

2

Агромашлизинг

12-25

12-60 месяцев

20-50

Индивидуальный подход

3

БТА Лизинг

13-25

2-5

10-30

Индивидуальный подход

4

АТФ Лизинг

18-22

3-5

10-30

Индивидуальный подход

5

Халык Лизинг

До 18

3-6

До 20

Индивидуальный подход

6. Экономическая сущность лизинга

6.1. Виды лизинговых платежей

Экономическое обоснование как состава, так и размера лизинговых платежей в организации лизинговых платежей является наиболее важным элементом.

Плата за лизинг - это форма экономических отношений собственника (лизингодателя) и лизингополучателя по распределению дохода, созданного в процессе использования лизингового имущества. Она обеспечивает возмещение стоимости средств производства (имущества), накопление капитала и стимулирование предпринимательской деятельности. При передаче имущества в лизинг лизингодатель рассчитывает на возврат его стоимости с прибавкой процента на капитал. Само содержание лизинговых платежей характеризуется составом платежей по экономическим элементам и способами расчетов. Его объективность определяется стоимостью и состоянием имущества, сроком и нормой амортизации, ссудным процентом, налоговыми льготами и другими условиями.

Методологическую основу определения размера лизинговых платежей составляет распределение валового дохода, созданного лизингополучателем, который обеспечивал бы взаимовыгодное сочетание своих интересов и интересов лизингодателя имущества при средней норме прибыли. Следовательно, лизингополучатель получит такой доход, который позволит возместить лизинговые платежи и обеспечить как личную потребность, так и расширение воспроизводства.

Теоретически лизинговые платежи делятся на два уровня:

максимально-возможный - это достижение расширенного воспроизводства при средней отраслевой прибыли у лизингополучателя;

нижний, минимально возможный, простое воспроизводство имущества, сданного в лизинг.

Реальный размер лизинговых платежей находится между этими уровнями по договоренности сторон. Однако, с экономической точки зрения, лизинговые платежи не могут быть меньше возвратной стоимости имущества лизинга, иначе не будет обеспечено простое воспроизводство.

Согласно методическим рекомендациям, в расчет лизинговых платежей включаются:

амортизационные отчисления, начисленные на имущество за весь срок действия договора лизинга;

компенсация затрат лизингодателя на погашение процентов по кредитам;

комиссионные вознаграждения лизингодателю за основную услугу;

плата за дополнительные услуги лизингодателя;

НДС;

Дополнительно может включаться:

стоимость выкупленного имущества;

налог на лизинговое имущество, если он выплачивается лизингодателем;

страховые платежи по договору.

Весь комплекс операций лизинговых платежей представлен в таблице:

Таблица- Операции по лизинговым платежам

№ п/п

По форме платежей

По методу начисления

По периодичности

По способу уплаты

Денежные

Инвестирование

Единовременные

Равными долями

Компенсационные

С авансом

-

С увеличивающимися размерами

Смешанные

Минимальные

-

С уменьшающимися размерами

-

Не определен-ные

-

-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.