Рефераты. Лекции по финансам

3) не допускается осуществление какой-либо платной деятельности муниципальных образований за исключением оплачиваемой установленными законно сборами. Недостаток средств в соответствующем бюджете является основанием не для введении платных услуг муниципальных учреждений, а для сокращения объемов и видов оказываемых ими бесплатных общественных услуг.

28. Содержание финансового регулирование, его формы и методы

Финансы и их роль

Очень важным и эффективным рычагом воздействия на экономику являются финансы, которыми обладает государство. Финансы (лат. fmancia -- наличность, доход) -- совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство. На уровне физических и юридических лиц -- на предприятиях и в домашних хозяйствах -- образуются первичные финансы.

Вторичные финансы государства образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) первичных доходов главным образом с помощью налогов. Налоги -- обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения.

Национальные финансы играют важную роль в расширении государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответствуют закупки товаров и услуг на военные цели. Расходы государства на оплату военных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным производство вооружений. Регулированию экономики способствуют расходы на социальные цели. Они позволяют расширить потребление товаров и услуг, поскольку ассигнование на социальную инфраструктуру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяет рынок сбыта для многих отраслей хозяйства. Структура и объемы государственных финансов, их роль в воспроизводстве и распределении национального продукта в странах Запада существенно изменяются в зависимости от характера хозяйственной роли государства. Заметное влияние на последнюю оказывают, экономические теории финансового регулирования.

Фискальная политика

Фиксальная (лат. fiscalis -- казенный) политика -- совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т. п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и др. С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки, налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную. Проанализируем их подробнее.

Дискреционная (лат. discrecio -- действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами. Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Второй вид фискальной политики -- политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор -- экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.

29. Сущность, виды и функции финансового рынка России.

Финансовый рынок-совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей, продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государственные предприятия различных форм собственности и отдельные граждане.

Главной функцией финансового рынка, являются обеспечение движения денежных средств от кредиторов к заемщику и обратно. Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и объединений, а также населения между собой, между субъектами хозяйствования и отраслями экономики.

Основными составляющими финансового рынка являются:

1. Кредитный рынок

2. Рынок ценных бумаг

3. Денежный рынок

Кредитный рынок предполагает перераспределение денежных средств путем их предоставления владельцами ссуду на основе платности, срочности и возвратности. Кредит - это форма движения ссудного капитала.

Рынок ценных бумаг - это совокупность отношений финансового рынка, связанного с выпуском и обращением ценных бумаг.

Денежный рынок предполагает выпуск в обращение денежной наличности путем расчета ее количества на основе расчета ВВП. При этом с корректировкой на инфляцию и стагнацию.

При формировании финансового рынка особое внимание уделяется рынку ценных бумаг.

Финансовый рынок предполагает тесное взаимодействие капитала с рынком ценных бумаг.

При создании финансового капитала зависимость от него показывают все субъекты экономических отношений.

30.Бюджетный федерализм: понятие, модели.

Бюджетный федерализм- это отношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации на основе сочетания принципов централизма и децентрализма по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничения налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, их распределения и перераспределения в бюджетной системе при высокой степени самостоятельности бюджетов и ответственности за результаты проводимой региональными и местными властями самостоятельной налогово-бюджетной политики исходя из единства общегосударственных интересов и интересов населения.

Модели бюджетного федерализма:

1. Централизованная модель.

При данной модели разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. Самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной системы сведена к минимуму.

2. Децентрализованная модель.

Организация бюджетной системы строится на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму.

3. Комбинированная модель.

Для данной модели характерно использование механизмов горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания; повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития регионов; значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.

31.Межбюджетные отношения: понятие, принципы.,

Межбюджетные отношения- это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов.

Межбюджетные отношения- бюджетные отношения между тремя уровнями власти: федеральным, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Закрепление определенного порядка движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу, составляют по существу основу механизма бюджетного регулирования, через который федеральные, региональные и местные органы власти и управления выполняют свои представительные и исполнительские функции с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.

Межбюджетные отношения основываются на определенных принципах. В условиях бюджетного федерализма наиболее важными из них являются следующие:

1. транспарентность (ясность, прозрачность, гласность) межбюджетных отношений;

2. взаимная ответственность сторон за исполнение межбюджетных обязательств;

3. четкая нормативная регламентация, исключающая возможность торга и субъективизма в распределении бюджетных средств;

4. обеспечение гарантий единого доступа граждан, вне зависимости от места своего проживания, к основным социальным благам и услугам.

32.Участники бюджетного процесса

Статья 152. Участники бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент Российской Федерации инициирует бюджетный процесс в России, направляя Федеральному собранию ежегодное Бюджетное послание и определяя в нем приоритеты бюджетной политики на планируемый бюджетный год. Он имеет право отклонить закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и, наконец, он подписывает закон об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.