Рефераты. Лекции по финансам

5.Управление финансами: сущность, методы, инструменты.

Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования цели и задачи их деятельности.

В управлении финансами выделяют две группы методов:

1. Экономические

2. Административные

1. К экономическим относятся:

- фискальная политика;

- финансовое планирование;

- координация финансовых ресурсов;

- финансовое регулирование.

Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов для воздействия на экономику с целью ускорения экономического роста.

Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, использование фондов денежных средств.

2.К административным методам следует отнести:

- систему амортизационных отчислений;

- систему финансовых санкций.

- финансовый менеджмент.

Выделяют следующие функциональные элементы управления (инструменты) финансами:

1. Финансовое планирование

2. Финансовое прогнозирование

3. Оперативное управление

4. Финансовый контроль

1. Целью фин. планирования является обеспечение фин. ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с программами соц.эконом. развития на планируемый период.

2. Основной целью фин. прогнозирования является оценка предполагаемых объемов фин.ресурсов для определения предпочтительных вариантов фин. Обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов гос. власти и органов местного самоуправления.

3. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей фин. ситуации и соответствующее перераспределение фин. ресурсов.

4. Финансовый контроль это совокупность действий и операций, осуществляемых специальными уполномоченными органами с целью контроля над соблюдением субъектами хозяйствования, органами гос. власти и органами местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования фин. ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих фин. решений.

6. Финансовое планирование, прогнозирование и контроль.

Финансовое плпнирование.

Объектами финансового планирования является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового плана государства.

Планирование характеризуется:

- экстенсивностью (охватывает широкий круг социально- политических и экономических явлений)

- интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники)

- эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей, которые ставит финансовое управление).

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

- автоматический (данные этого года переносятся на следующий с умножением на коэффициент инфляции);

- статистический (складываются расходы за предыдущие года и делится на количество предыдущих лет);

- метод нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями;

Финансовое планирование на уровне государства.

Сводный финансовый баланс государства состоит из доходной и расходной частей.

Коммерческое предприятие.

Финансовый план для коммерческого предприятия - это баланс доходов и расходов.

Бюджетное предприятие.

Для бюджетных организаций финансовый план - это смета.

Главное различие сметы от баланса в том, что в смете очень детально отражается расходная часть, тогда как доходы отражаются в разрезе источников. Для составления сметы в качестве исходных данных используют контрольные цифры и экономические нормативы. Контрольные цифры состоят из показателей, отражающих специфику деятельности и являются ориентирами.

По всем разделам сметы приводятся плановые и отчетные данные текущего года, которые позволяют сопоставить их с показателями планируемого года.

Финансовое планирование для органов государственной власти и управления. Это бюджеты различных уровней, которые делятся на доходную и расходную части.

Финансовый контроль.

Объектом контрольной функции являются финансовые показатели деятельности организаций или предприятий и в зависимости от субъекта (контролирующего органа) финансовый контроль делится:

-общегосударственный контроль (вневедомственный). Осуществляют органы государственной власти и управления и контролю подлежат предприятия и организации независимо от ведомственного подчинения;

-ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они осуществляют проверку финансово - хозяйственной деятельности подведомственных учреждений;

-внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий и организаций. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия и его подразделений;

-общественный финансовый контроль осуществляется на общественно -добровольных началах физическими лицами;

- независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторскими фирмами;

Государственный федеральный контроль осуществляется высшими органами федерального управления: Государственная дума Совет Федерации.

7. Денежно- кредитная политика- как составная часть финансовой политики.

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Денежно- кредитная политика осуществляется центральными банками в тесном контакте с Министерством финансов совместно с другими органами государства. В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе Д.к.п. лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:

- политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);

- политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).

Основными методами денежно- кредитной политики являются:

- изменение ставки учетного процента;

- операции на открытом рынке;

- изменение норм обязательных резервов банков; а также специальные методы по регулированию отдельных видов кредита.

Субъектом денежно- кредитной политики является центральный банк. По закону он выполняет установки правительства, но не является правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности. Такие права ему даны на основе принципа разделения властей. Правительство не в праве требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денег.

В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на денежно- кредитную сферу и сопряженные области экономики. Однако при проведении определенного круга операций ЦБ РФ вправе и прямо вмешиваться в те или иные процессы. Например, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно считать регулирование денежной эмиссии и ограничение динамики кредитования.

8. Финансовый механизм: понятие, типы.

Финансовый механизм- это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, посредством которых осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.

Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.)

Выделяют два типа финансовых механизмов:

1. Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налогообложение, расходы, бюджет и т.д.). Предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действия. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики ( рынок корпоративных ценных бумаг), либо- одна из сторон этих отношений- агент государства ( финансы государственных предприятий).

2. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.