Рефераты. Корпоративные облигации как финансовый инструмент инвестиций

Данные приведены на 1.07.2000

Источник: Баранов А. Проблемы становления российского рынка корпоративных облигаций// Рынок ценных бумаг 200.№12

Вторичного рынка по таким облигациям обычно нет (единственным исключением является Таттелеком, облигации которого торгуются на бирже в Казани), поэтому купить их можно только в момент первичного размещения (табл. 4)

Определенный интерес к облига-циям российских предприятий про-являют паевые инвестиционные фонды, через которые на этот рынок могут прийти средства населе-ния. Потенциальными покупателя ми облигаций являются и сотрудни-ки самих предприятий-эмитентов, с одной стороны, они вкладывают свободные средства в развитие своего предприятия; с другой сто-роны, эти вложения (в отличие от вложений в акции) приносят гаран-тированный доход.

В Республики Коми из 1.5 тысяч акционерных облигаций только одно - ОАО «Связь» - эмитировало корпоративные облигации. Первый выпуск состоялся 1995г. За счет привлечения инвестиций компании удалось развить инфраструктуру связи в Республики путем ввода новых АТС в ряде городов и районов РК.

На сегодняшний день ОАО «Связь» провело 3 выпуска, из них 2 погашены полностью в соответствии с проспектом эмиссии. Функции андеррайтера выполняет «Банк Сбережений и Развития». Средства, мобилизуемые путем эмиссии облигаций третьего выпуска, в соответствии с президентской программой «Российсский народный телефон», будут использованы для приобретения оборудования и проведения строительно-монтажных работ по вводу телефонных станций в комплексе со строительством магистральных и распределительных телефонных сетей в г.Сыктывкаре и г.Инте.

В настоящее время в России сложились как никогда благоприятные предпосылки для ускоренного развития рынка корпоративных облигаций, которые состоят в следующем:

Позитивные сдвиги в Российской экономике и во внешней торговле позволяют предприятиям и организациям получать дополнительные денежные накопления, которые можно использовать для инвестирования в производство.

Значительный инвестиционный потенциал имеют банки и иные коммерческие организации, а также население, которое до сих пор предпочитает хранить свои накопления в наличных долларовых авуарах.

Достаточно напомнить, что на корреспондентских счетах банков находится постоянно 60-70 млрд. руб. Более того, рост положительного сальдо торгового баланса России, который по оценкам, в 2000г. может достичь 36 млрд. долл., создает для банка России и Минфина РФ проблему поиска путей стерилизации огромной рублевой денежной массы, растущей в результате вынужденной скупки Банком России иностранной валюты, ввозимой экспортерами (11 с.102).

Одним из наиболее реальных путей решения этой проблемы также является ускоренное формирование предложения на рынке корпоративных облигаций.

Вместе со стабилизацией политического и экономического положения России неизбежен рост предложения инвестиционных ресурсов со стороны иностранных инвесторов. Как проявление растущего доверия к инвестициям России можно рассматривать тот факт, что в мае 2000г. международное рейтинговое агентство Fitch IBCA повысило оценку кредитоспособности страны по международным обязательствам на два пункта с ССС до В-(11с.103).

Возможности рынка корпоративных облигаций повышаются в связи с умеренной политикой заимствований Минфина РФ на внутреннем финансовом рынке, а именно с его отказом от крупномасштабных заимствований под любые проценты.

Наметившийся подъем производства и улучшение финансовых результатов деятельности предприятий различных отраслей экономики непосредственно влияют на подъем их спроса на инвестиции.

Наконец, несмотря на кризис в России, сохранилась весьма эффективная инфраструктура фондового рынка, состоящего из крупных бирж, расчетных и депозитарных организаций. Эта инфраструктура фондового рынка, состоящая из крупных бирж, расчетных и депозитарных организаций способна обеспечить переток крупных финансовых ресурсов на предприятия реального сектора при относительно низких трансакционных издержках и рисках для инвесторов и эмитентов ценных бумаг.

3.2. Проблемы развития рынка корпоративных облигаций в России и возможные пути их решения.

Несмотря на объективно сложившиеся благоприятные условия для развития российского рынка корпоративных облигаций, необходимо отдельно остановиться на трудностях, с которыми сталкиваются эмитенты при реализации подобных проектов.

На сегодняшний день, на мой взгляд, основной объективной причиной, тормозящей развитие рынка корпоративных облигаций, является действующее российское законодательство. Здесь следует отметить вопросы, связанные с подготовкой документов для размещения облигаций, само размещение, организацию вторичных торгов и налоговое законодательство. Для повышения ликвидности корпоративных облигаций требуется реализовывать достаточно широкий комплекс мероприятий.

Прежде всего, на мой взгляд, представляется необходимым скорректировать систему налогообложения операций с ценными бумагами. Речь идет о налоге, выплачиваемом при регистрации проспекта эмиссии. Так, в соответствии с законом РФ № 2023-1 от 12 декабря 1991 г. "О налоге на операции с ценными бумагами" (с учётом изменений и дополнений) при эмиссии ценных бумаг юридические лица являются плательщиками налога на операции с ценными бумагами. При этом объектом налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленных эмитентом. Налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,8% от номинальной стоимости суммы выпуска.(28)

1.1.Выпуск краткосрочных корпоративных облигаций (со сроком обращения менее одного года) осложняется, тем, что ставка налога на операции с ценными бумагами, уплачиваемого эмитентами при государственной регистрации в размере 0,8 % от их номинальной стоимости, никак не зависят от срока обращения облигаций. Например, для компании, размещающей трехмесячные облигации, уплата указанного налога увеличивает стоимость заимствований на 3,2% годовых. И тогда предприятия вынуждены либо делать их достаточно «длинными», либо мириться с этой высокой стоимостью. Это означает фактическое увеличение ставки на несколько процентов годовых (в зависимости от срока обращения).

Интересное решение проблемы, касающейся выпуска «коротких» облигаций, было найдено в сфере банковских облигаций, что может быть использовано и при выпуске корпоративных облигаций. По истечении трех месяцев эмитент осуществляет выкуп своих облигаций по заявленной цене и одновременно осуществляет их реализацию, предварительно опубликовав новую безотзывную оферту о выкупе через три месяца по определенной цене, и т.д. При этом инвестор в зависимости от ситуации может акцептовать оферту, а может и оставить облигации на следующие три месяца. Результатом этого является, во-первых, то, что инвесторы получают на руки краткосрочный финансовый инструмент, который можно продать минимум через три месяца по фиксированной цене, т.е. заранее можно спланировать доходность; а во-вторых, эмитент не несет затраты, связанные с выплатой раз в квартал налога на операции с ценными бумагами.

1.2.Второй отрицательный момент данного налога заключается в том, что уплата налога осуществляется до подачи документов на регистрацию выпуска и не возвращается эмитентам вне зависимости от результатов регистрации и/или размещения выпуска ценных бумаг. Осуществляя выпуск ценных бумаг, эмитент принимает на себя коммерческий риск, связанный с возможностью их неразмещения на рынке. Сумма налога уплачивается плательщиком за счёт чистой прибыли одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет. Получается, что предприятие должно отдать под ещё не привлечённые инвестиции и вне зависимости от результатов регистрации и\или размещения выпуска ценных бумаг достаточно большую сумму денег.

Возникают сомнение на предмет соответствия данного положения принципам налогового законодательства: налог уплачивается при отсутствии фактически размещенной эмиссии, т.е. по существу , налогооблагаемой базы. Вполне очевидно, что необходимо возвращать эмитентам сумму уплаченного налога в случаен отсутствия эмиссии, либо платить налог после размещения ценных бумаг и в зависимости не от суммы эмиссии, а от суммы размещения. Другими словами, речь идет о предоставлении налогового кредита акционерным обществам. Данные изменения будут способствовать активизации эмиссионного процесса.

Государству необходимо создать ряд условий, стимулирующих выпуск облигаций, среди которых важным является вопрос налогообложения. Возможными вариантами решения данной проблемы является законодательная отмена эмиссионного налога в размере 0,8% от суммы эмиссии, а при отсутствии возможности отмены -. часть налога платить в местный бюджет, где уже на уровне местного законодательного органа, в целях стимулирования привлечения инвестиций можно отменить часть эмиссионного налога, который поступает в местный бюджет.

Исходя из сказанного, предлагается внесение определенных изменений в действующее законодательство РФ, регулирующее выпуск и обращение долговых ценных бумаг. Так, ст.3 ФЗ «О налоге на операции с ценными бумагами» от 12.12.91 г. (в ред. от 30.05.2001г.) изложить в следующей редакции:

Налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,5 процента номинальной суммы выпуска.

В случае отказа в регистрации эмиссии, а также в случае аннулирования выпуска ценных бумаг или признания его несостоявшимся сумма уплаченного налога возвращается.

Существенно снижает привлекательность вложений в облигации нынешняя разница ставок налогообложения купонных облигационных доходов и других видов дивидендов. Так, процентные выплаты по облигациям облагаются по ставке 30%, в то время как для ГКО соответствующая ставка составляет 12%, а для дивидендов по акциям - 15%. На лицо дискриминация корпоративных облигаций относительно облигаций федерального правительства. Таким образом, облигации предприятий заранее ставятся в неравные условия.

Унификация налоговой политики по отношению к различным формам заимствований и привлечения инвестиционных ресурсов ускорила бы создание на финансовом рынке реальной конкурентной среды.

3.До недавнего времени в качестве источника выплаты дохода по облигациям могла выступать только прибыль предприятия, прошедшая процедуру налогообложения. Эти требования-ограничения шли вразрез с мировой практикой, увеличивали затраты эмитента на обслуживание займа и являлись своего рода тормозом в развитии корпоративных заимствований. Ситуация частично изменилась летом 1999 г., когда вышло постановление Правительства РФ № 696 от 26 июня 1999 г. «О внесении дополнения в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (далее - Постановление № 696). В соответствии с данным постановлением п. 15 Положения о составе затрат № 522 от 5 августа 1992 г. был дополнен абзацем, который позволяет относить эмитенту на себестоимость проценты (дисконт), уплачиваемые эмитентом по облигациям в пределах действующей ставки рефинансирования ЦБР, увеличенной на три пункта. Однако здесь есть одно условие - облигации должны обращаться через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ России, т.е., проще говоря, на биржах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.