Рефераты. Корпоративные облигации как финансовый инструмент инвестиций

Приобретая корпоративные облигации, инвестор дол-жен оценить их инвестиционные качества и взвесить риск и доходность по этим ценным бумагам.

К факторам риска, которые должны приниматься инвестором во внимание при решении и приобретении облигаций эмитента можно отнести:

1.Экономические факторы.

Изменение законодательства (таможенного, налогового, рынка ценных бумаг и др.)

Изменение финансово-хозяйственной деятельности эмитента

Нестабильность экономической ситуации в народном хозяйстве, уровень инфляции

Размер конкуренции в целом по основной деятельности, на рынке ценных бумаг и перспективы развития эмитента

Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг.

2. Политические факторы

изменение законодательства РФ

Оценка инвестиционных качеств облигаций производится по следующим направлениям.:

Во-первых, определяется надежность компании по осущест-влению процентных выплат. С этой целью производится сопо-ставление дохода, получаемого компанией в течение года, с сум-мой процентных платежей по всем видам займов. Величина до-хода в 2--3 раза должна превышать размер процентных выплат, что свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии кор-порации. Анализ целесообразно производить в динамике за ряд лет. Если тренд возрастающий, то фирма наращивает свои воз-можности для покрытия процентных платежей. Если же тренд понижающийся, то это свидетельствует о нестабильности дея-тельности компании и с течением времени она не сможет в полном объеме обеспечить процентные выплаты.

Во-вторых, оценивается способность компании погасить имеющуюся задолженность по всем основаниям. Инвестор дол-жен учитывать, что, кроме облигационного долга, у фирмы мо-гут быть и другие долговые обязательства. Поэтому в процессе анализа производится сопоставление потока поступлений де-нежных средств в компанию с общей суммой задолженности. Приемлемым уровнем считается, если сумма дохода по отноше-нию к величине долга составляет не менее 30%.

В-третьих, оценивается финансовая независимость компа-нии. С этой целью общая сумма долга сопоставляется с собст-венным капиталом фирмы. Обычно считается, что предприятие находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешних источников финансирования, если величина долга не превышает 50% ее собственного капитала. Кроме перечисленных показателей, производится оценка платежеспособности фирмы, ликвидности активов, рентабель-ности функционирования и других качественных параметров деятельности компании. Рядовому инвестору провести качест-венный анализ облигаций практически невозможно. Крупные инвестиционные компании имеют в своем штате службы анали-за, рекомендации которых обеспечивают принятие обоснован-ных решений.

В западных странах действуют специальные аналитические агентства, которые производят оценку долговых обязательств компаний и присваивают им определенные категории надежно-сти. В США такими агентствами являются «Мооdу's investor Sегviсе» (Мооdу's) и «Standart & Роог's Согроration» (S&Р), в Канаде -- «Dоminion Bond Rating Sегviсе» и «Canadian Bond Rating Sегviсе». Ведущими агентствами являются «Мооdу's» и «S & Р», рейтингом которых пользуются крупнейшие операторы фондо-вого рынка во всем мире. Компания, которая предполагает осу-ществить публичное размещение облигаций, обращается в агентство, с тем чтобы оно оценило финансовое состояние фир-мы и включило облигации в свой рейтинг. Как правило, в тече-ние всего периода обращения облигаций производится оценка их инвестиционных качеств и обновляется рейтинг. Обычно рейтинг -- это информация для инвесторов; однако российский фондовый рынок выдвигает новые задачи перед эмитентом -- добиться такого рейтинга, который обеспечивал бы эффективность размещения его облигационного займа. Сле-дует учитывать, что рейтинг - это не формула, а качественная интерпретация количественных показателей. Рейтинг -- это мнение, суждение эксперта об объективных показателях рынка; суждение относительно вероятности оплаты основной суммы долга и процента. Рейтинг -- это точка зрения эксперта на качество той или иной фондовой ценности. Создание рейтинговых оценок -- один из способов охаракте-ризовать рынок. Высокий рейтинг, установленный для ценных бумаг данного эмитента, помогает повысить ликвидность цен-ной бумаги и снизить цену займа. Действительно, на развитом рынке, где практически все долговые обязательства имеют рейтинговую оценку, трудно продать какую-либо облигацию, если отсутствует ее рейтинг. Цивилизованный рынок ценных бумаг вынуждает эмитента обратиться с заказом в известные рейтинговые агентства, уплатив определенную сумму денег, для того, чтобы специалисты-анали-тики проверили качество ценной бумаги и присвоили ей рейтинговую категорию. Таким образом, на эффективном фондовом рынке только долговые обязательства, которые прошли процеду-ру рейтинга могут обеспечить доступ к получению заемных средств. При этом цена займа для эмитента определяется кате-горией, которую присваивает рейтинговое агентство. Градация рейтингов двух наиболее известных агентств приведена в табли-це1. По данным таблицы видно как рейтинг обеспечивает диффе-ренциацию эмитентов, выявляя наиболее слабых из них, гарантирующих погашение задолженности, создавая объективную основу для оценки кредитного риска, стандарты открытости и прозрачности на фондовом рынке. В данной таблице отражено ранжирование облигаций в зави-симости от степени кредитоспособности их эмитентов. «ААА» (Американская арбитражная ассоциация) -- означает очень вы-сокую степень кредитоспособности. «Р» -- отказ от погашения облигаций. Например, облигации, относящиеся к классу «ВВ» и ниже, носят название Junk Bonds (мусорные, бросовые облига-ции).

Таблица 1. Градация рейтингов агентств «Мооdу's investor Sегviсе» и «Standart & Роог's Согроration»

«Standart & Роог's Согроration»

«Мооdу's investor Sегviсе»

Характеристика инвестиционного качества ценной бумаги, соответствующая категории рейтинга

ААА

АА

А

ВВВ

Ааа

Аа

А

Ввв

СПОСОБНЫЕ К УПЛАТЕ

Наивысший рейтинг -- способность погасить займ и процентные ставки;

Основная катего-рия надежности -- высшая категория. Очень высокая вероятность погашения основ-ного долга и процентных ставок.

Высокое качество - сильная способность к платежам, но чувстви-тельные к неблагоприятным экономическим условиям.

Среднее качество -- высшая категория

Наличие необходимого капитала для покры-тия долга, испытывают воздействие неблаго-приятных экономических условий; среднее качество -- низшая категория

ВВ

В

ССС

СС

С

Р

Вв

В

Ссс

Сс

С

Р

СПЕКУЛЯТИВНЫЕ

Неопределенные и подверженные риску, пла-тежеспособность которых может быть прерва-на во времени; возможность в данный момент погасить долги, временная неплатежеспо-собность

Изначально уязвимые, но в данный момент могут погасить проценты, долг, т. е. принци-пиально погашаемые

Обеспечивающие некоторую защиту инвесто-ров, но имеющие большой риск -- ненадеж-ные

Высокоспекулятивные, по своей надежности следующие за рейтингом ССС

Имеющие задолженность, менее обеспечен-ную, чем СС и Сс

Имеющие непогашаемую задолженность

Источник: Операциис ценными бумагами / под ред. Семенковой.Е.В.М:-с.328

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что рейтинг обеспечивает эмитенту доступ к фондовому рынку, а его повыше-ние -- лучшие ценовые условия. Вместе с тем, снижение рейтин-га приводит к удорожанию облигационного займа. При этом эмитент очень рискует, так как любое снижение качества его ценных бумаг означает дополнительные издержки. Итак, мы видим, что рейтинг для эмитента определяет цену займа, делает рынок выпускаемой им ценной бумаги ликвидным и в конечном итоге определяет ее место (нишу) на рынке. В связи с этим для эмитента, желающего получить приемле-мую цену привлеченных с помощью выпуска облигационного займа ресурсов, важно иметь высокий рейтинг. В отечественной практике при построении рейтинга инвести-ционной привлекательности, как правило, осуществляется срав-нение предприятий по конкретному набору количественных по-казателей. Следует отметить, что не имея достаточно высокого рейтинга, эмитенты не смогут повысить эффективность выпуска облигации путем выхода на внешние рынки.

53

1.2.Классификаия корпоративных облигации

Основными видами облигаций являются краткосрочные дисконтные облигации и долгосрочные купонные облигации. Но поскольку существует большое разнообразие облига-ций, попробуем классифицировать их по ряду признаков. Чтобы дать развернутую классификацию облигаций, использу-ем не только пока еще небольшой опыт функционирования российского рынка корпоративных облигаций, но и богатый зарубежный опыт организации об-лигационных займов.

1.Итак, в зависимости от сроков, на которые выпускается займ, все многооб-разие облигаций условно можно разделить на две большие группы:

Облигации с оговоренной датой погашения, которые в свою очередь, делятся на: краткосрочные, среднесрочные, и долгосрочные.

Краткосрочные облигации, в свою очередь, можно разделить на подвиды - со сроком обращения от 6 месяцев до одного года и от одного года до двух лет. Попытка же решения стратегических проблем предприятия выпуском краткосрочных обязательств с последующим рефинансированием, путем выпуска аналогичных обязательств, приводит к построению финансовой пирамиды, так как для погашения ранее сделанных займов предприятие вынуждено постоянно наращивать цену заимствований.
Кроме того, для успеха любой эмиссии необходима серьезная предварительная работа по приведению отчетности в вид, соответствующий требованиям инвесторов. Поэтому при выпуске краткосрочных облигаций организационные затраты могут превысить выгоды от эмиссии. Для снижения инфляционных и валютных рисков при выпуске долгосрочных облигаций могут быть предусмотрены различные механизмы индексации номинальной стоимости или величины купонных выплат по корпоративным облигациям. Индексировать погашаемый номинал можно в соответствии с инфляцией, темпами изменения официального обменного курса доллара США или величины ссудного процента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.