Рефераты. Конъюнктура рынка факторинга

Все больший интерес к российскому рын-ку проявляют влиятельные иностранные игроки. Во многих странах мира (в особенно-сти в странах Центральной и Восточной Европы) факторинговая индустрия пережива-ет период роста. Объем международного рынка факторинга в 2004 г. составил 860 млрд евро, увеличиваясь ежегодно на 11-13%. Од-нако по сравнению с Россией такие темпы ро-ста кажутся более чем умеренными. Именно поэтому отечественный рынок становится все более привлекательным для иностран-ных Факторов. Их главное конкурентное преимущество - мощные финансовые ре-сурсы, недоступные пока для подавляюще-го большинства российских компаний

Вместе с тем экспансия иностранного ка-питала на отечественный факторинговый рынок сопряжена с определенными пробле-мами. Немаловажным обстоятельством, затрудняющим выход на него иностранных участников, является специфика операци-онной деятельности факторинговых компа-ний в России и за рубежом. Различия в за-конодательной базе, налоговом учете, биз-нес-культурах и в ведении бизнеса как такового могут существенно осложнить де-ятельность иностранной компании в рос-сийских условиях. Поэтому покупка инос-транными компаниями уже существующих и успешно работающих российских Факто-ров представляется наиболее вероятным сценарием развития этого рынка в ближай-шие годы.

В недалекой перспективе российский рынок факторинга (финансирования под уступку денежного требования) по объемным показателям может вплотную приблизиться к уровню европейских стран. Объем бизнеса факторин-говых компаний и банков составля-ет порядка $5,5-5.7 млрд. За 2005г. рынок факторинговых операций вырос почти в два раза.

Если в ближай-шие 2-3 года достигнутые темпы расшире-ния рынка сохранятся, то к концу 2008г. его оборот составит не менее $40 млрд, а это уже сопоставимо с показателями европейских стран(рис.11).

Рис. 11. Динамика и перспективы развития рынка

Конечно, пока Россия достаточно сильно отстает от них - как в относительном, так и в абсолютном выражении. Однако на фоне других финансовых рынков (страхование жизни, банковское кредитование, коллек-тивные инвестиции) позиции отечественных компаний выглядят совсем небезнадежно. В России доля факторинга в ВВП составила в 2005 г. 0,9%. В большинстве стран Цент-ральной и Восточной Европы этот показа-тель колеблется от 1 до 1,5%. Так что рос-сийские Факторы имеют реальные шансы стать крупными игроками в Восточной Ев-ропе. Взоры большинства участников рынка факторинга сейчас устремлены в регионы, поскольку там рынок в основном остается неохваченным. Доля филиалов в портфеле факторинговых операций в течение 2006 г. выросла с 14 % до 27 %. Некоторые компании стремятся выйти за рамки территории России - на рынки стран СНГ, где собираются стать лидерами.

На многих рынках лидирующие компании все больше начинают работать с отсрочкой платежа. По мере укрупнения бизнеса, повышения их устойчивости и надежности, все больше компаний будет требовать отсрочку платежа, и все больше компаний будет соглашаться их давать. А это ниша для факторинга и, соответственно, фактор роста.

VII. Проблемы и перспективы развития факторинга в России

Многообразие игроков факторингового рынка объясняется тем, что вопрос о субъекте факторинга не урегулирован до конца законодательно. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 825 гл. 43 устанавливает, что «в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида». Лицензирование различных видов деятельности осуществляется на основании Федерального Закона РФ № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности», который не содержит требования о лицензировании деятельности по предоставлению финансирования под уступку денежных требований. А в статье 18 указанного закона говорится о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей Закону о лицензировании, и подлежат приведению в соответствие с Законом о лицензировании -Эксперт РА - 2005г.- "№15.

Таким образом, ГК РФ, введенный в действие соответствующим федеральным законом, не должен противоречить Закону о лицензировании и подлежит приведению в соответствие с последним.

Кроме того, ст. 10 Федерального Закона РФ № 15-ФЗ от 26.01.1996 г. «О введении в действие части второй ГК РФ», говорит о том, что до установления условий лицензирования деятельности финансовых агентов (статья 825 ГК РФ) сохраняется существующий порядок осуществления их деятельности. Однако «существующий порядок осуществления деятельности финансовых агентов» не был определен российским законодательством и после введения в действие второй части ГК РФ.

Таким образом, хотя на основании ГК РФ и Закона о лицензировании на данный момент фактически нет необходимости в каком-либо лицензировании факторинговой деятельности, Факторы предпочитают не вступать в конфликт с решениями судебной власти. В связи с этим все Факторы, предоставляющие финансирование располагают банковской лицензией, кроме одного -- Средневолжской факторинговой компании.

В то же время нерешенность этого вопроса связана, во многом и с тем, что среди участников рынка отсутствует однозначная позиция относительно юридической формы факторингового бизнеса. При этом рассматриваются два варианта: факторинговый бизнес должен вестись в составе банка или, по крайней мере, должен быть оформлен как банковский бизнес (при помощи банковской лицензии), или же факторинговые компании могут действовать самостоятельно, на основе специальных лицензий. Соответственно, в первом случае надзор за их деятельностью должен осуществлять ЦБ РФ, во втором случае -- Минфин России.

В пользу того, что факторинговый бизнес должен развиваться в рамках банков говорят, прежде всего, соображения по управлению ликвидностью. Для факторов особенно актуален риск ликвидности, поскольку оборачиваемость финансирования в факторинге довольно сложна для прогнозирования. Вследствие этого, самостоятельные факторинговые компании вынуждены постоянно поддерживать значительную долю высоколиквидных, а, следовательно, низкодоходных активов. В конечном итоге это увеличивает себестоимость факторинговой услуги. В банке, для которого факторинг -- не основной бизнес, риски ликвидности фактора практически незаметны и легко покрываются ликвидными активами банка.

Во-вторых, факторинг в настоящее время является очень привлекательным инструментом для большинства банков, поскольку он предполагает использование краткосрочных кредитных ресурсов, которых у российских банков в избытке.

Главной проблемой осуществления факторинговой деятельности в банке является отличная от кредитного подразделения банка система принятия решений. В частности, работа с факторинговыми рисками требует специфического подхода, прежде всего скоринговых систем оценки. В большинстве банков такой системы нет, используется система оценки, близкая к кредитной. Другая проблема факторинга внутри банка -- внутренняя конкуренция с кредитным подразделением. То есть факторинговые компании -- прямые конкуренты банков. И поэтому внутри банка факторинг не может развиваться.

В перспективе и в России объективные условия складываются в пользу того, чтобы факторинг развивался в рамках специализированных компаний. Дело в том, что сейчас факторинг является приоритетным инструментом лишь для небольших банков, которым для конкуренции с крупными нужно развивать какие-то новые направления. И именно эти малые банки в контексте общей тенденции укрупнения банковской системы вытесняются с рынка.Сам тот факт, что факторинговая деятельность должна лицензироваться (банковской или собственной лицензией) и находиться под надзором определенного регулятора не вызывает сомнений у сторонников как «банковского», так и «самостоятельного» факторинга.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что факторинг является сравнительно новой для нашей страны системой улучшения ликвидности и снижения финансового риска при организации платежей. Факторинг - весьма эффективная форма кредитования оборотных средств поставщиков, так как по своей сути он включает инкассирование дебиторской задолженности поставщика, гарантию от кредитных рисков, от появления сомнительных долгов.

Мировая практика в области проведения факторинга выработала множества вариантов факторинговых соглашений, использование которых зависит от специфики факторинговых компаний и их клиентов.

В России факторинг не достиг того уровня, который имеется в ряде стран с развитой рыночной экономикой, но уже в настоящее время российский рынок стремительно растет. В последние два года объем факторинговых сделок ежегод-но утраивался.Объем бизнеса факторин-говых компаний и банков составля-ет порядка $5,5-5.7 млрд.

Развитие факторинга в нашей стране столкнулось с множеством проблем, например, отсутствие ясного законодательства в отношении субъекта факторинга. Факторинговые компании и банки могут развиваться еще быстрее. Главное противоречие связано с лицензированием факторинговой деятельности.

Успех распространения этой формы торгово-финансовой деятельности будет зависеть не только от общей экономической ситуации в стране, но и от интенсивности исследовательского поиска в области методологии банковского дела, от того, насколько активно будут происходить популяризация и усвоение необходимых знаний.

Ключевым преимуществом факторинга является то, что он доступен широкому кругу малых и средних компаний.

Наиболее популярен факторинг у торговых компаний, которые используют его в основном из-за постоянно возникающего кассового разрыва и для привлечения новых клиентов-покупателей. Также к факторингу испытывают интерес предприятия с очень жесткой дисциплиной расчетов со своими поставщиками (как правило, иностранными или крупными российскими компаниями). Для них факторинг позволяет выстроить абсолютно четкую и прогнозируемую систему платежей.

Идеальная среда для использования факторинга -- торговля потреби-тельскими товарами, причем восполь-зоваться этими услугами могут как непосредственные производители, так и опто-вые компании. Среди промышленных компаний более трети потребителей факторинга -- это производители пищевой продукции, чуть менее половины из них -- производители алкогольной продукции. Одна из причин того, что факторинг особенно востребован в пищевой отрасли, заключается в том, что там наиболее силь-ны позиции зарубежного бизнеса -- как производителей, так и торговых компа-ний. Эти компании оценивают стоимость отсрочки платежа на российском рынке довольно высоко, поскольку вообще счита-ют российский рынок высоко рискованным.

Из-за отсутствия совокупной статистики о деятельности компаний и информационной закрытости эксперты затрудняются говорить о раскладе сил на рынке факторинга. Несмотря на закрытость и малую долю Сибирского федерального округа в общем количестве факторинговых сделок России (около 3% в 2005 году), в регионе наблюдалась тенденция стремительного увеличения объемов факторинговых операций.

Таким образом, можно выделить основные факторы роста рынка факторинга:

· Благоприятная экономическая ситуация

· Ненасыщенный спрос, прежде всего в регионах

· Ненасыщенный спрос на нефинансовые (сервисные) составляющие факторинга

· Неудовлетворенный спрос на международный факторинг

Сдерживающими факторами стали непонимание большинством потенциальных клиентов сути факторинга, инерционность мышления (тяжело перестраиваемый российский менталитет), противоречивое законодательство, противоречивая судебная практика, дефицит кадров.

Главными тенденциями развития рынка становятся расширение отраслей, ранее не обслуживавшиеся по факторинговым операциям, например, энергетика, лесная отрасль; рост рынка, но более медленными темпами, чем в прошлом году; развитие "полного" факторинга, что видно на примере роста безрегрессного факторинга; рост срока отсрочки платежа.

Список литературы

1. К.Р. Адамова «Юридическая трактовка экономической сущности факторинга в международном и российском законодательствах» //Финансы и кредит - 2000.-№9

2. К.Р. Адамова «Факторинговые операции коммерческих банков: виды и особенности регулирования, учет и анализ доходности» //Бухгалтерия и банки - 2000.-№3

3. А.С. Васин, А.В. Лебедев «Учет динамики платежей при анализе факторинговых операций» //Финансы и кредит - 2004.-№22

4. О. Гришина, В. Кашкин «Деньги для больших амбиций» //Эксперт - 2005.-№15

5. Ю.А. Кувшинова «Этапы развития факторинга: история и современность» //Финансы и кредит - 2004.-№30

6. М.Ю. Лаврик «Работа с клиентами в процессе факторингового обслуживания» //Банковское дело - 2005.-№2

7. А. Минеев «Операции факторинга. Мировой опыт и российская практика» //Финансовый бизнес- 1996.-№11(37)

8. Г. Писцов «О налогообложении факторинга с регрессом» // Бухгалтерия и банки - 2004.-№10

9. В.М. Савельев «Факторинг- форма обслуживания малого и среднего бизнеса» //Финансы- 2004.-№2

10. www. RBP.ru

11. www.standardandpoors.com

12. www.raexpert.ru

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.