По объему принимаемых фактором на себя рисков выделяют факторинг с правом или без права регресса, т.е. обратного требования к поставщику. Факторинг с регрессом - пакет услуг, включающий в себя финансирование до 90% от суммы поставки, административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования - в течение суток с момента предоставления отгрузочных документов. -Ю.А. Кувшинова: Факторинг// Финансы и кредит.-№30, 2004г В случае если покупатель задерживает оплату поставки, устанавливается период ожидания погашения задолженности, который составляет 14 календарных дней с момента начала просрочки, после истечения которых предъявляет регресс.
Факторинг без регресса - это новый вид услуг, впервые предложенный на российском рынке в 2004г, при котором финансовый агент приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания в полном объеме сумм с должника финансовый агент терпит убытки. В России это первый случай фактического страхования кредитного риска при факторинге, которое осуществляется по общепринятой в мире схеме “non-recourse factoring”. Фактор несет ответственность по покрытию убытка в размере выплаченного аванса (до 90% суммы поставки) в случае невыполнения покупателем обязательств. Комплекс услуг по данному продукту также включает в себя административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования по договору - любой удобный день, включая день предоставления отгрузочных документов, но не позднее предпоследнего дня оплаты дебиторской задолженности.
В особых случаях возможен факторинг с частичным регрессом, при котором фактор и поставщик делят между собой кредитные риски в определенной пропорции, как по всему обороту, так и по отдельным покупателям (условия соглашения определяются по договоренности).
Рис. 1 Динамика объемов финансирования, предоставленного факторами под уступку денежных требований в 2002-2004 гг., млн долл.
В 2005г. рост рынка был обусловлен нара-щиванием оборотов прежде всего компаний, появившихся на рынке до 2003 г. и занимаю-щих в последние годы лидирующие позиции. По сравнению с прошлым годом рэн-кинг первой десятки практически не изме-нился. Правда, в 2005 г. в рэнкинг попала ком-пания «Еврокоммерц», которая не вошла в предыдущее исследование в силу специ-фики своей деятельности.
Тенденция увеличения числа Факторов проявившаяся при анализе рынка за 2004г. получила дальнейшее развитие. На рынок активно выходили и банки, и специализиро-ванные факторинговые компании. Если на начало 2005г. факторингом занима-лось 84 банка, то на конец года их число дос-тигло 110. Тем не менее рынок все еще оста-ется высококонцентрированным. Совокупная доля крупнейших пяти компаний по итогам 2005г. осталась на уровне 86% .
Табл.1 Рэнкинг российских факторов по объему уступленных денежных требований в 2005 г.
Место
Фактор
Объем денежных требований, фактически уступленных фактору в 2005г, тыс. руб.
Объем предоставляемого Фактором финансирования в 2005г, тыс. руб.
Число клиентов
1
Национальная факторинговая компания (НФК)
44818658
33253374
659
2
Еврокоммерц
30552444
26733389
754
3
Петрокоммерц
22343631
17543460
64
4
Промсвязьбанк
15504847
13753106
268
5
НОМОС-БАНК
14040342
9671237
167
6
ЦентроКредит
5635555
5563191
17
7
ТрансКредитФакторинг
5044429
4542545
28
8
Пробизнесбанк
3083657
2808205
43
9
Еврокоммерц Стройкредит
2865233
2471592
97
10
Союз
1196476
1040934
11
Средневолжская Факторинговая Компания
660645
528516
61
12
Роспромбанк
5096803
391619
26
13
Региональная Факторинговая Компания
415725
374153
14
Вятка-банк
87653
15
Казанский банк
85032
70968
16
Северная Казна
76165
62133
Система
40925
36750
18
ВИП-БАНК
40175
30979
19
Вологжанин
11606
11224
20
Фактор фирма Энергия
н/д
139
В ближайшей перспективе новые игроки вряд ли смогут оказать решающее влияние на расстановку сил на рынке по нескольким причинам.
Во-первых, факторинговый бизнес высо-котехнологичен. Бизнес-процессы должны быть ориентированы на массовое и очень быстрое принятие решений по каждому клиенту. А это, в свою очередь, требует хорошо налаженной системы оценки потен-циальных клиентов и их дебиторов.
Во-вторых, новым факторам потребуется вре-мя для организации собственной филиаль-ной сети, ведь дефицит факторинговых ус-луг острее всего ощущается в регионах. В Москве конкуренция слишком высока. В регионах, несмотря на то, что все основ-ные игроки сейчас активно развивают свои филиальные сети, никого, кроме НФК (по признанию самих участников рынка), потребители не знают.
Схема факторинга применима в таких отраслях торговли как оптовая торговля и необходим производителям, а также тем компаниям, которые принципиально работают на условиях отсрочки платежа. Во-вторых, факторинг выгоден, когда речь идет о любых регулярных поставках широкому кругу постоянных покупателей. Это могут быть продукты питания, товары народного потребления (бытовая химия, парфюмерия и косметика, бытовая техника и так далее), лекарства, расходные материалы для офисов, напитки и многое другое. Факторинг подходит предприятиям, осуществляющим регулярные поставки товаров, потому что лишь в этом случае наиболее ценны услуги фактора по управлению дебиторской задолженностью. В-третьих, факторинг применим к поставкам не только товаров, но и услуг (например, услуг связи, транспортных, туристических и других).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5