Рефераты. Конъюнктура рынка факторинга

По объему принимаемых фактором на себя рисков выделяют факторинг с правом или без права регресса, т.е. обратного требования к поставщику. Факторинг с регрессом - пакет услуг, включающий в себя финансирование до 90% от суммы поставки, административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования - в течение суток с момента предоставления отгрузочных документов. -Ю.А. Кувшинова: Факторинг// Финансы и кредит.-№30, 2004г В случае если покупатель задерживает оплату поставки, устанавливается период ожидания погашения задолженности, который составляет 14 календарных дней с момента начала просрочки, после истечения которых предъявляет регресс.

Факторинг без регресса - это новый вид услуг, впервые предложенный на российском рынке в 2004г, при котором финансовый агент приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания в полном объеме сумм с должника финансовый агент терпит убытки. В России это первый случай фактического страхования кредитного риска при факторинге, которое осуществляется по общепринятой в мире схеме “non-recourse factoring”. Фактор несет ответственность по покрытию убытка в размере выплаченного аванса (до 90% суммы поставки) в случае невыполнения покупателем обязательств. Комплекс услуг по данному продукту также включает в себя административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования по договору - любой удобный день, включая день предоставления отгрузочных документов, но не позднее предпоследнего дня оплаты дебиторской задолженности.

В особых случаях возможен факторинг с частичным регрессом, при котором фактор и поставщик делят между собой кредитные риски в определенной пропорции, как по всему обороту, так и по отдельным покупателям (условия соглашения определяются по договоренности).

II. Факторинговые компании

Фактор -- факторинговая компания или факторинговое подразделение банка, предоставляющее клиенту финансирование под уступку денежного требования. Рынок уже поделился на два лагеря - специализированные факторинговые компании ( часть из которых имеет банковскую лицензию) и банки, выделившие департаменты факторинга в своей структуре. В любом случае рынок факторов с каждым годом растет. В 2004 году объем предоставленных факторами услуг составил 1550,8 млн. долл., в 2003 г. 515,4 млн. долл., в 2002 г. 147,9 млн. долл. Темпы прироста финансирования в 2004 г. -- 200%, в 2003 г. -- 248% (см. рис. 1).

Рис. 1 Динамика объемов финансирования, предоставленного факторами под уступку денежных требований в 2002-2004 гг., млн долл.

В 2005г. рост рынка был обусловлен нара-щиванием оборотов прежде всего компаний, появившихся на рынке до 2003 г. и занимаю-щих в последние годы лидирующие позиции. По сравнению с прошлым годом рэн-кинг первой десятки практически не изме-нился. Правда, в 2005 г. в рэнкинг попала ком-пания «Еврокоммерц», которая не вошла в предыдущее исследование в силу специ-фики своей деятельности.

Тенденция увеличения числа Факторов проявившаяся при анализе рынка за 2004г. получила дальнейшее развитие. На рынок активно выходили и банки, и специализиро-ванные факторинговые компании. Если на начало 2005г. факторингом занима-лось 84 банка, то на конец года их число дос-тигло 110. Тем не менее рынок все еще оста-ется высококонцентрированным. Совокупная доля крупнейших пяти компаний по итогам 2005г. осталась на уровне 86% .

Табл.1 Рэнкинг российских факторов по объему уступленных денежных требований в 2005 г.

Место

Фактор

Объем денежных требований, фактически уступленных фактору в 2005г, тыс. руб.

Объем предоставляемого Фактором финансирования в 2005г, тыс. руб.

Число клиентов

1

Национальная факторинговая компания (НФК)

44818658

33253374

659

2

Еврокоммерц

30552444

26733389

754

3

Петрокоммерц

22343631

17543460

64

4

Промсвязьбанк

15504847

13753106

268

5

НОМОС-БАНК

14040342

9671237

167

6

ЦентроКредит

5635555

5563191

17

7

ТрансКредитФакторинг

5044429

4542545

28

8

Пробизнесбанк

3083657

2808205

43

9

Еврокоммерц Стройкредит

2865233

2471592

97

10

Союз

1196476

1040934

28

11

Средневолжская Факторинговая Компания

660645

528516

61

12

Роспромбанк

5096803

391619

26

13

Региональная Факторинговая Компания

415725

374153

5

14

Вятка-банк

87653

5

15

Казанский банк

85032

70968

16

16

Северная Казна

76165

62133

10

17

Система

40925

36750

5

18

ВИП-БАНК

40175

30979

6

19

Вологжанин

11606

11224

2

20

Фактор фирма Энергия

н/д

н/д

139

В ближайшей перспективе новые игроки вряд ли смогут оказать решающее влияние на расстановку сил на рынке по нескольким причинам.

Во-первых, факторинговый бизнес высо-котехнологичен. Бизнес-процессы должны быть ориентированы на массовое и очень быстрое принятие решений по каждому клиенту. А это, в свою очередь, требует хорошо налаженной системы оценки потен-циальных клиентов и их дебиторов.

Во-вторых, новым факторам потребуется вре-мя для организации собственной филиаль-ной сети, ведь дефицит факторинговых ус-луг острее всего ощущается в регионах. В Москве конкуренция слишком высока. В регионах, несмотря на то, что все основ-ные игроки сейчас активно развивают свои филиальные сети, никого, кроме НФК (по признанию самих участников рынка), потребители не знают.

Рис. 2.Распределение рынка между факторами по объему предоставляемых услуг III.Структура и динамика спроса на факторинговые услуги

Схема факторинга применима в таких отраслях торговли как оптовая торговля и необходим производителям, а также тем компаниям, которые принципиально работают на условиях отсрочки платежа. Во-вторых, факторинг выгоден, когда речь идет о любых регулярных поставках широкому кругу постоянных покупателей. Это могут быть продукты питания, товары народного потребления (бытовая химия, парфюмерия и косметика, бытовая техника и так далее), лекарства, расходные материалы для офисов, напитки и многое другое. Факторинг подходит предприятиям, осуществляющим регулярные поставки товаров, потому что лишь в этом случае наиболее ценны услуги фактора по управлению дебиторской задолженностью. В-третьих, факторинг применим к поставкам не только товаров, но и услуг (например, услуг связи, транспортных, туристических и других).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.