Рефераты. Классификация предпринимательских рисков

Таблица 1 . ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО РИСКА

Вид риска

Определение

Капитальный

Общий риск на все инвестиционные вложения, риск того, что инвестор не сможет высвободить инвестированные средства, не понеся потери

Селективный

Риск неправильного выбора объекта для инвестирования в сравнении с другими вариантами

Процентный

Риск потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменениями процентных ставок на рынке

Страновой

Риск потерь в связи с вложением денежных средств в предприятия, находящиеся под юрисдикцией страны с неустойчивым социальным и экономическим положением

Операционный

Риск потерь, возникающих в связи с неполадками в работе компьютерных систем по обработке информации, связанной с инвестированием средств

Временной

Риск инвестирования средств в неподходящее время, что неизбежно влечет за собой потери

Риск законодательных изменений

Потери от непредвиденного законодательного регулирования

Риск ликвидности

Риск, связанный с возможностью потерь при реализации ценной бумаги из-за изменения оценки ее качества

Инфляционный

Риск того, что при высоком уровне инфляции доходы, получаемые от инвестированных средств, обесцениваются (с точки зрения реальной покупательной способности) быстрее, чем растут

Следующий вид финансового риска -- инвестиционный риск. Данный вид риска связан со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в различные проекты. В отечественной экономической литературе часто под инвестиционными подразумеваются риски, связанные с вложением средств в ценные бумаги. По нашему мнению, это понятие много шире и включает в себя все возможные риски, возникающие при инвестировании денежных средств. Основные риски, относящиеся к группе инвестиционных, перечислены в табл. 1*

3.5 Отраслевой риск.

Отраслевой риск -- это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степенью этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы:

деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;

насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;

каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах.

С работой предприятий отрасли, а следовательно, и с уровнем отраслевого риска непосредственно связаны стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции.

________________________________________________________________

**Экономика и жизнь 1993-№51.с.8.

При этом уровень внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предпринимательских фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации:

степень ценовой и неценовой конкуренции;

легкость или сложность вхождения организации в отрасль;

наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;

рыночная способность покупателей;

рыночная способность поставщиков;

политическое и социальное окружение.

Однако перечисленные условия, в которых функционирует отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому предпринимательским фирмам необходимо постоянно учитывать отраслевой риск при любых видах деятельности.

3.6 Инновационный риск.

Инновационный риск особенно важен в современной предпринимательской деятельности, которая находится на этапе увеличения капиталов, используемых как для производства существующих товаров и услуг, так и для создания новых, ранее непроизводимых.

Инновационный риск -- это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:

при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска -- возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;

при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя; риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги; риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.

Рассмотрев классификацию предпринимательских рисков необходимо отметить, что данная классификация в некоторой степени условна, так как провести жесткую границу между отдельными видами рисков довольно сложно. Многие риски взаимосвязаны между собой, и изменения в одном из них вызывают изменения в другом, но все они в конечном счете влияют на результаты деятельности предпринимательской фирмы и требуют учета для успешной деятельности этой фирмы.

Заключение.

При проведении долгосрочного (стратегического) планирования деятельности организации наибольшее внимание следует уделять анализу внешних рисков и прежде всего риску потери конкурентного преимущества. Большинство экономических субъектов в рыночной экономике действуют на принципах состязательности. Во многих странах конкуренция тщательно поддерживается на государственном уровне, поскольку этот способ экономической организации позволяет использовать ресурсы национальной экономики оптимальным образом. Однако оборотная сторона состязательности состоит в том, что наименее эффективным предприятиям, не выдерживающим конкуренцию, приходится уходить с рынка. Поэтому, чтобы организовать в современных условиях доходное дело, предприниматель должен иметь хорошую профессиональную подготовку, а также необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства и уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала. За рубежом специалистов владеющих такими качествами, считают цветом нации, деловым потенциалом страны.

Предпринимательское решение - основа управления, выбор лучшего способа действий из нескольких возможных. Поскольку риск определяет соотношение двух полярных результатов: отрицательного (полный срыв запланированного) и положительного (достижение запланированного), то только разумная производственная и финансовая политика, проводимая на основе детального анализа деятельности предприятия, позволит, с одной стороны уменьшить вероятность реализации неблагоприятных ситуаций, а с другой - свести к минимуму отрицательные последствия этих ситуаций, если они все таки наступили. Принятие предпринимателем оптимального решения - залог успеха деятельности предприятия, так как оно значительно снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат.

Список литературы:

2. Горфинкель В.Я. «Экономика предприятия» - М.: Юнити, 2000

3. Гражданский кодекс РФ. (В 2 частях) - М., 1996.

4. В.В.Ковалев, О.Н.Волкова «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» -М.: Проспект, 2000

5. Ойгензихт В. «Проблема риска в гражданском праве» - М.: Экономика, 1998.

6. Первозванский А.А., Т.Н. Первозванская «Финансовый рынок: расчет и риск» - М.: Инфра-М, 1999.

7. Райзберг Б.Г. «Азбука предпринимательства» - М.: Экономика, 1999.

8. Райзберг Б. А. Курс экономики: Учебное пособие. - М.: 2000.

9. Райзберг Б. А. Основы бизнеса: Учебное пособие. - М.: 2000.

10. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник. - М.: 1999.

11. Смирнов Э.А. «Разработка управленческих решений» - М.: Юнити, 2000.

12. Финансовый рынок: расчет и риск» Первозванский А.А. и Первозванская Т.Н.

13.Хизрич Р., Питерс М. «Предпринимательство или Как завести собственное дело и добиться успеха.» Пер. с англ., - М.:,Прогресс-Универс, 1993

14.Шумпетер Й. «Теория экономического развития» Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1991.

15.Шахов В. В. Страхование: Учебник. - М.: 1999.

16. Экономика и жизнь 1993-№51.с.8.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.