2
Использование финансов в условиях рыночного хозяйства
Содержание
- раскрыть сущность и функции финансов;
- рассмотреть понятие государственных финансовых ресурсов;
- проанализировать основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве.
Объектом исследования данной контрольной работы являются финансы как составная часть рыночных отношений и одновременно важнейший инструмент реализации государственной экономической политики.
Предметом исследования являются основные направления эффективного использования финансов в общественном воспроизводстве.
Теоретической основой контрольной работы явились труды ведущих отечественных ученых и экономистов: А.М. Емельянова, Г.Б. Поляк, А.М. Бабич, С.И. Лушина, А.С. Нешитой, Н.Е. Заяц.
Цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономи-ческого развития и появляется потребность в обеспечении сбалан-сированности материальных и финансовых потоков.
1. Сущность и функции финансов
Финансы - это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяй-ствующими субъектами - предприятиями, домашними хозяй-ствами и государством.
Эти экономические отношения осуществляются: Поляк, Г.Б. Финансы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям «Финансы и кредит» (080105); 3-е изд., перераб. и доп. / Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 15.
- по поводу перераспределения дохода общества в пользу од-ного из них;
- для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество;
- в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.
Финансы, обеспечивающие функционирование государства, на-зываются государственными финансами. В результате перераспреде-ления доходов общества в пользу домашних хозяйств и производи-телей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и ком-мерческих организаций или фирм и корпораций.
Для наглядности необходимо представить национальную экономику в виде системы, в которой в качестве элементов выступают хозяйствующие субъекты (производители, потребители, финансовые посредники), в качестве центра - государство, а структуру системы формируют взаимосвязи. Они могут быть денежными, когда деньги опосредуют движение материальных активов в эквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходит перераспределе-ния доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, а следовательно, не существует и финансов как механизма такого перераспределения. Финансовые взаимосвязи между хозяйствую-щими субъектами возникают в ситуации, когда деньги перемеща-ются без эквивалента в виде материальных или денежных активов, а лишь на основе обязательств одной из сторон сделки. Так, насе-ление и предприятия платят налоги государству в денежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции. В результате этих сделок происходит перераспределение дохода об-щества в пользу одного из партнеров по сделке.
Таким образом, финансы - это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которых доход общества ме-няет свою структуру путем увеличения его в руках одного субъ-екта за счет изъятия (неэквивалентного) этой части у другого.
Если форма активов меняется с денежной на товарную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то, явля-ясь денежными, эти отношения вряд ли могут быть отнесены к фи-нансовым.
Поскольку современные финансовые рынки на три четверти опосредуют спекулятивные операции - денежные выигрыши за счет проигрыша другого, - то слово финансовые в их названии вполне оправданно: одна часть игроков в случае проигрыша пере-распределяет часть своего денежного дохода в пользу выигравших. Так включается финансовый механизм содержания одной части общества за счет другой. Разница только в том, что в случае госу-дарства отношения по поводу выплаты налогов являются импера-тивными, а в случае спекуляции на рынках производных финансо-вых инструментов эти отношения возникают добровольно.
Другими словами, финансы являются механизмом неэквива-лентного перераспределения доходов общества в пользу одного из агентов за счет другого с целью обеспечения возможности выпол-нения им его функций, в которых общество нуждается.
Можно сказать, что финансы представляют собой структурные связи в экономиче-ской системе (т.е. денежные отношения определенного свойства между хозяйствующими субъектами, включая государство) или механизм поддержания того социального института, без которо-го общество было бы менее эффективным.
Если сущность финансов можно выразить многоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов.
Функции финансов со-стоят в следующем: Лушин, С.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / С.И. Лушин, В.А. Слепова. - М.: Экономисть, 2006. - С. 89.
- перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяй-ствующих субъектов за счет другого;
- способствуют формированию фонда денежных средств госу-дарства или хозяйствующих субъектов;
- обеспечивают выполнение соответствующими хозяйствую-щими субъектами функций, в которых общество нуждается.
- регулируют мотивацию хозяйствующих субъ-ектов с целью достижения целей общества на том или ином этапе его развития;
- контролируют, оценивают эффек-тивность использования перераспределенных денежных средств с целью изменения параметров такого перераспре-деления.
В рамках нормативной теории финансов если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сфор-мироваться механизм перераспределения денежных средств в поль-зу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встает вопрос о том, сколько средств следует выделять государству, чтобы экономика была эффективной; в какой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расхо-дов; кто будет регламентировать последние; каковы условия дости-жения «золотой середины» между бюрократическими структурами государства и корпоративным менеджментом (а в целом - между рынком и государством) в управлении денежными средствами, циркулирующими в национальном хозяйстве, и так далее.
Для современной России этот вопрос далеко не риторический, поскольку более половины всех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодно перераспределяется посредством финансов в пользу государства. А их эффективное либо неэффективное использование обеспечивает адекватное развитие общества, изме-нение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов в стране однозначно свидетельствует о неэффективности государства, о неадекватности финансов как механизма перераспре-деления дохода общества в пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств.
2. Понятие государственных финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы государства - это совокупность всех фондов денежных средств и поступлений, которыми распола-гает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.
В теории и на практике финансовые ресурсы подразде-ляются на централизованные фонды (государственный бюд-жет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финан-совые ресурсы (денежные фонды предприятий).
Необходимость определения объема финансовых ресур-сов связана с определением оптимальной структуры произ-водства, сбалансированности финансовых ресурсов с капи-тальными и материальными затратами.
Неточности в определении объема финансовых ресурсов снижают возможности воздействия финансов на результаты производства и воспроизводства основных фондов. Уменьше-ние финансовых ресурсов при определении их объема приво-дит к структурной несбалансированности, к нарушению фи-нансирования инвестиционных программ.
Объемы государственных финансовых ресурсов опреде-ляются, прежде всего, источниками их образования.
Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.
Страницы: 1, 2