Рефераты. Инвестиционное обеспечение обновления основных фондов

- поддержание действующих мощностей.

Реконструкция это полное или частичное перевооружение с осуществлением:

- замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования;

- механизации и автоматизации производства;

- организации производства инноваций;

- расширения ассортимента и повышения качества продукции;

- создания мало- или безотходных производств.

Расширение это увеличение мощности путем строительства:

- вторых и последующих очередей предприятия;

- дополнительных производств;

- вспомогательных и обслуживающих объектов;

Техническое перевооружение это повышение технического уровня производства путем:

- замены устаревшего оборудования новым;

- установки дополнительного оборудования;

- освоения новшеств;

- модернизации природоохранных, отопительных и вентиляционных систем;

- присоединения предприятий к централизованным источникам тепла и энергии.

Поддержание действующих мощностей это стабилизация деятельности без увеличения мощности производства через:

- замену элементов строительных и технологических конструкций;

- строительство сооружений для добычи природного сырья;

- перевод производства на новую технологию.

Основная цель инвестиционной политики - перевод экономики на инвестиционный путь развития с последующим сокращением затрат на экстенсивный рост поизводственного потенциала и увеличение вложений в интенсификацию использования уже задействованных основных производственных фондов.

Политическая нестабильность в нашей стране, неразвитость инфраструктуры рынка, неконкурентность наших товаров и др. приводят к существенному падению инвестиционной активности - важнейшему фактору поддержания устойчивого экономического развития. Инвестиционный кризис стал одним из направлений экономического кризиса и привел к сокращению капитальных вложений в обновление производства и внедрение высоких технологий. Снижение общего объема иностранных инвестиций в народное существенно приостановило обновление промышленных предприятий, где изношенность основных фондов в целом по промышленности составляет 56%. Без резкого увеличения капиталовложений нельзя будет осуществить структурную перестройку производства, повысить его технический уровень, реализовать крупные социальные программы. Именно поэтому оживление инвестиционной деятельности - основное условие выхода из нынешнего системного кризиса и создания предпосылок для устойчивого экономического роста. Немаловажную роль в улучшении инвестиционной ситуации отводится государству. В ситуации продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития. Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты. Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы. Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д. Важной тактической формой управления инвестиционными потоками являются государственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного производства или решение социальных проблем, возможно путем долевого участия государства в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования. Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата.

1.2. Источники финансирования.

Для увеличения финансово-инвестиционных возможностей предприятий необходимо, прежде всего, значительно повысить роль собственных источников финансирования (амортизации и прибыли).

Амортизационные отчисления являются.одним из источников средств для воспроизводства, инструментом для возмещения износа основных фондов.

Амортизация - исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования. Увеличение финансирования капитальных вложений может быть обеспечено и за счет целевого использования амортизационных отчислений. Часть амортизационных отчислений в расходуется по прямому назначению, т. е. на замену морально и физически изношенной строительной техники, остальная же их часть направляется предприятиями и организациями на пополнение оборотных средств, заработную плату, строительство местных дорог и прочие цели.

Вторым внутренним источником инвестирования является прибыль, доля которой в общем объеме инвестиций в основной капитал в последние годы колеблется в среднем от 15 до 23%. Одно из основных направлений её увеличения - совершенствование налоговой политики.

Важным источником инвестиций также является использование потенциала иностранных инвестиций. Для его привлечения необходима успешная конкуренция на мировых финансовых рынках иностранными потребителями инвестиций, улучшение внутренней инвестиционной среды с целью снижения рисков для иностранных инвесторов, проведение инвестиционной политики, способствующей росту привлекательности инвестиций в отечественную экономику. Кроме физического износа основные средства производства могут устаревать морально. Моральный износ основных средств - старение и обесценивание основных средств в связи с тем, что их технико-технологические показатели все более отстают от растущего мирового уровня.

Высокий амортизационный и моральный износ основного производственного оборудования на предприятиях ведет не только к их низкой производительности и неконкурентноспособности, но и обуславливает высокий уровень аварийности этого оборудования, низкую безопасность производства.

Активизация инвестиционной деятельности, рост чистых капитальных вложений, а следовательно, и будущего богатства страны являются одними из основных мерил успеха реформиро-вания экономики.

Секторы национальной экономики (т.е. отрасли и сферы материального и нематериального производства) с точки зрения перспективности вкладываемых в них инвестиций можно раз-делить на три группы:

- жизненно важные отрасли, за поддержание и развитие
которых в современных условиях несет ответственность госу-дарство (электроэнергетика, тяжелое машиностроение, транспорт);

- подразделения украинской экономики, которые, судя по соотношению затрат и результатов, способны «выжить» на существующей технологической и организационной основе при реальной либерализации внешнеэкономической деятельности и устранении основных диспропорций в структуре внутренних цен (черная и цветная металлургия, химическая промышленность);

- сферы деятельности, которые не способны обеспечивать без-убыточность производства при используемых ими технологиях, продукция которых неконкурентоспособна на мировом уровне (легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, производство пластмасс и химических волокон).

Отраслевая структура капитальных вложений - это соотношение капитальных вложений по различным отраслям народного хозяйства, выраженное в процентах. Она определяет направление, уровень и темпы развития отдельных отраслей и народного хозяйства в целом (Зусман, 1980). Такое состояние отраслевой структуры инвестиций в промышленность обусловлено двумя основными факторами: высоким спросом на продукцию первичной переработки на рубежных рынках и ограниченным конечным спросом внутреннем рынке, особенно на продукцию машиностроительной и легкой промышленности.

Поэтому оживление инвестиционной деятельности и соответствующие изменения в структуре промышленности зависят от тенденции макроэкономической стабилизации.

Отраслевую структуру формируют соответствующая государ-ственная политика и хозяйственная деятельность, используя со-временные методы управления воспроизводственным процессом, определяя источники инвестиций, необходимые объемы и направ-ления вложений в структурообразование производства и рынка.

Источники инвестирования делятся на:

собственные (нераспределенная прибыль, амортизационные

- отчисления;

- заемные (коммерческие кредиты, займы);

- привлеченные (расширение уставного фонда через эмиссию акций и облигаций).

Анализ тенденций в структурных преобразованиях эконо-мики Украины свидетельствует, что до последнего времени струк-тура инвестиций складывалась без надлежащей целенаправлен-ной политики со стороны как государства, так и систем хозяй-ственного управления. Определенные стратегией рыночных реформ приоритеты не подкрепляются конкретными источни-ками инвестирования. Только внутренние инвестиционные накопления являются действительно прочным фундаментом для нормального эконо-мического развития страны. Расчеты на приток крупного ино-странного капитала в значительной степени эфемерны. Долго-срочные кредиты, несмотря на их важность, могут сыграть лишь вспомогательную роль в структурной перестройке экономики, в переводе ее на современные рыночные рельсы, о чем свидетель-ствует мировой опыт многих развивающихся стран.

На уровень эффективности использования капитальных вло-жений и их результативность оказывают влияние разнообраз-ные организационно-экономические факторы. Без их учета в практике современного хозяйствования невозможно добиться максимальной прибыльности инвестиционной деятельности.

Наиболее значительное влияние на эффективность капитальных вложений оказывают:

- сокращение стадий инвестиционного цикла;

- улучшение структуры капитальных вложений;

- усовершенствование проектно-сметной работы;

- внедрение экономических методов управления инвестиционным процессом.

Государственную инвестиционную политику нужно направлять на первоочередную реализацию приоритетных программ, тем самым гарантируя стране экономическую безопасность в широком ее смысле.

Отраслевая структура производственных капитальных вложений в Украине уже несколько десятилетий остается почти неизменной: более половины их направляется в про-мышленность, третья часть - в агропромышленный комп-лекс, пятая - в транспортное хозяйство, связь, строитель-ство и сферу обслуживания. Почти не изменяется отрас-левая структура промышленных инвестиции: более 4/5 их объема направляется в тяжелую индустрию и менее 1/5 - в пищевую и легкую промышленность. Статистичний щорічник України, 2001

Сложная ситуация сохраняется потому, что предприниматели и руководители предприятий в сложных экономических условиях не могут обновлять фонды и одновременно вынуждены сокращать расходы. При отсутствии правовых ограничений они делают это в первую очередь за счет расходов на безопасность. Моральный и физический износ значительной части производственного оборудования, его ресурсорасточительность и используемые здесь устаревшие технологии в настоящее время являются главным препятствием для возможного вовлечения свободных мощностей для производства конкурентноспособной продукции. Все эти трудности и недостатки производств и экономики в целом, связанные с износом основных фондов, их моральным старением, низкими темпами обновления, высокой аварийностью, ведут кроме застоя или упадка производства к экономическому, технологическому и научно-техническому отставанию от развитых государств. Поэтому при общей заинтересованности в подъеме производства и уровня техногенной безопасности необходима нормализация процесса воспроизводства и обновления основных фондов. Финансово-экономические кризисы оказывают, как правило, негативное воздействие на потенциал промышленных предприятий: сокращаются (или вообще прекращаются) инвестиции в процессные и продуктовые инновации, стареет и изнашивается основной капитал, истощаются научно-технические заделы, уходят наиболее квалифицированные и молодые работники и т.д.

Проблемы собственной экономической безопасности возникают перед каждым предприятием не только в кризисные периоды, но и при работе в стабильной экономической среде, комплекс решаемых при этом целевых задач имеет существенное различие.

В режиме устойчивого функционирования предприятие при решении задач своей экономической безопасности акцентирует главное внимание на поддержании нормального ритма производства и сбыта продукции, на предотвращении материального и/или финансового ущерба, на недопущении несанкционированного доступа к служебной информации и разрушения компьютерных баз данных, на противодействии недобросовестной конкуренции и криминальным проявлениям. В кризисные периоды развития наибольшую опасность для предприятия представляет разрушение его потенциала (производственного, технологического, научно-технического и кадрового), как главного фактора жизнедеятельности предприятия, его возможностей. При этом условия хозяйствования таковы, что не обеспечивается способность потенциала к воспроизводству. Ресурсы для этого предприятие может приобретать только исходя из результатов своей деятельности (точнее -- амортизационных отчислений и прибыли), а также за счет заемных средств. Оба эти источника инвестиций в кризисной ситуации у предприятия, как правило, оказываются перекрыты.

Для промышленных предприятий оценка экономической безопасности важна, в первую очередь, потому, что их активно задействованный потенциал является определяющим стабилизирующим фактором антикризисного развития, гарантом экономического роста и поддержания экономической независимости и безопасности страны.

Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства. Реализация инвестиционной политики по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Вывод.

Объекты, имеющие надежные, неизношенные основные фонды, способны при чрезвычайных ситуациях значительно успешнее противостоять бедствиям и гораздо реже самим оказываться источником аварийной опасности, чем объекты с основными фондами, выработавшими свой ресурс. Поэтому капиталоемкая мера обновления основных производственных фондов наряду со своим основным экономическим назначением - количественным и качественным подъемом производства - является значимым экономическим механизмом управления рисками чрезвычайных ситуаций. Инвестиции являются важнейшим источником воспроизводства средств производства, в том числе расширенного. Без инвестиций в современной экономике практически невозможно развитие, в том числе в части повышения безопасности производства. Именно поддержка высокого уровня инвестиций позволяет провести реструктуризацию и модернизацию отечественной промышленности, повысить ее конкурентноспособность, сократить избыточную занятость, снизить число и масштабы аварий.

Список использованной литературы.

1. №5/2005 "Экономика строительства" 16.09.2005. О состоянии и обновлении производственно-технического аппарата строительного комплекса.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.