Источник: Госкомстат России
Значительно увеличились в 1999 году доли инвестиций в торговлю и общественное питание, транспорт и связь, в сферу управления (около 42% всех иностранных инвестиций в 1999 году, рис.3). Анализ отраслевой структуры зарубежных инвестиций свидетельствует о стремлении инвесторов вкладывать средства в отрасли, дающие либо быструю окупаемость, либо обслуживающие конкретные крупные “точечные” проекты.
В 1999 году из совокупного объема иностранных инвестиций в промышленность около 53,4 % приходилось на прямые инвестиции (в 1996 году - 58%, в 1997 и 1998 гг. - приблизительно 35%).
Рис.3
Изменение структуры инвестиций в сферу производства в 1999 году произошло за счет переориентации инвесторов с рынка капиталов на инвестиции в экспортные отрасли России и, прежде всего, в топливную промышленность, а также существенного увеличения вложений в пищевую промышленность (рис.4). Так, на топливную и пищевую промышленность в 1999 году пришлось 82,7% объема иностранных вложений от прямых инвесторов, направляемых в промышленность.
Рис.4
Увеличение доли прямых иностранных инвестиций свидетельствует о стремлении иностранных предпринимателей сформировать в России собственную производственную базу, что позволит существенно снизить стоимость их продукции и более гибко реагировать на ценовую ситуацию на рынке.
Структура иностранных инвестиций в 1999 году характеризовалась снижением уровня концентрации при сохранении лидирующей роли фирм США и сокращении поступлений из Германии. Вслед за США и Германией с долей вдвое меньше следует Великобритания, за ней: Нидерланды, Швейцария и Франция (рис.5) [2].
Иностранные инвесторы из других стран в большинстве случаев участвуют в создании совместных предприятий. При формировании небольшого уставного капитала иностранные инвесторы увеличивают долю своего участия за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыты продукции на мировом рынке, а также продвижения продукции на внутреннем рынке. В качестве приоритетного направления инвестирования европейские компании ориентируются на выбор предприятий обрабатывающей промышленности.
Рис.5
В 1999 году конгресс США принял решение о прекращении прямых инвестиций в российскую экономику из средств госбюджета США. Таким образом, инвестиционный фонд “США-Россия”, созданный в 1995 году и реализующий в России до 30 проектов (инвестиции осуществлялись в связь, торговлю, строительство, пищевую и деревообрабатывающую промышленность), общий объем капиталовложений в которые оценивается в 200 млн.долл., в течение ближайших лет намерен освоить оставшиеся 240 млн.долл, выделенные решением конгресса США на инвестиционные цели в России, и перейти на привлечение частных инвестиции.
Экономическое развитие российских регионов характеризуется углублением межрегиональных контрастов и продолжающейся концентрацией деятельности иностранных инвесторов в ограниченном числе наиболее динамично развивающихся и стабильных субъектов Российской Федерации. На региональной структуре иностранных инвестиций сказалось их преимущественное привлечение в предприятия ТЭК. Устойчиво сохраняется значимость Москвы, а также Санкт-Петербурга и Московской области как центров деловой активности. Третьим центром притяжения являются приграничные области, такие как Калининградская область, Приморский край (рис.6) [2].
Рис.6
Одной из основных причин низкой активности инвесторов является не боязнь финансовых катастроф, а ожидание новых льгот и гарантий. Определяющим фактором для иностранных инвесторов является наличие региональной политики привлечения иностранных инвестиций, прежде всего в аспектах гарантий безопасности инвестиций, залога и страхования, предоставления льгот по налогообложению в той части налоговых сборов и платежей, которые направляются в областной бюджет. В ряде регионов администрация берет на себя функцию основного гаранта по проектам, включенным в перечень республиканских нужд. На сегодняшний день более 30 субъектов имеют свои законы или иные законодательные акты с подробным перечнем инвестиционных проектов и мер их стимулирования и поддержки.
Важное значение имеет содействие реализации в России крупномасштабных проектов, которые создают помимо основных производств, необходимую инфраструктуру, способствуют социально-экономическому развитию регионов и оказывают влияние на имидж страны-реципиента.
Мировая практика привлечения иностранных инвесторов показывает, что правовые гарантии, предоставляемые иностранному инвестору, являются залогом эффективной работы инвестора и снижения приемлемого уровня доходности иностранного капитала.
1. Игошин Н.В. Инвестиции. -М.: Юнити-Дана, 2001. -542с.
2. Бард В.С. Инвестиционные проблемы российской экономики. -М.: Экзамен, 2000. -384с.
3. Бард В. С. Финансово-экономический комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. -М: Финансы и статистика, 1998. -304с.
4. Булатов А.С. Экономика. -М: Бек, 1998.
5. Реформы глазами российских и американских ученых/ Под. Ред. О. Т. Богомолова// Росс. Экон. Журнал. М.,1996.
6. Овсиенко Ю. В. Кризис и денежно-кредитная политика Российского государства// Экономика и мат. Методы 1995 . Т 31. Вып 4.
7. Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции”-М., Ж. “Экономист”, №7, 1998 г.
8. Кушлин В. Россия и экономический порядок XXI века // Экономист. №12, 1997.
9. Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 1998.
10. Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 1997 г.
11. Глазьев С. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы эко-
номики”, №1,1997 г.
12. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 1998.- № 4.
13. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 1998.- № 2.
14. Львов Д. С. Об оценке эффективности функционирования крупномас- штабных хозяйственных объектов // ЭММ. 1996 . Т. 32. Вып. 1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7