Рефераты. Иностранные инвестиции и их влияние на состояние государственных финансов

Таким образом, публичные финансы включают три основных элемента. Основой функционирования публичных финансов являются источники доходов бюджетной системы, целевых внебюджетных фондов и государственного кредита. Иностранные инвестиции оказывают существенное воздействие на доходную часть бюджетов и внебюджетных фондов, внешний долг страны, а следовательно, и на состояние публичных финансов.

ГЛАВА 2. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

2.1 Виды и формы иностранных инвестиций

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Существует множество различных классификаций инвестиций по отдельным признакам. Во-первых, по объектам вложения денежных средств выделяют реальные и финансовые инвестиции. Реальные инвестиции (капиталовложения) - авансирование денег в материальные и нематериальные активы (инновации). Капитальные вложения классифицируются по:

отраслевой структуре (промышленность, транспорт, сельское хозяйство и т.д.);

воспроизводственной структуре (новое строительство, расширение, реконструкция действующих предприятий);

технологической структуре (строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, прочие капитальные затраты).

Финансовые инвестиции - вложения средств в ценные бумаги: долевые (акции) и долговые (облигации).

Во-вторых, по характеру участия в инвестировании можно выделить прямые и косвенные инвестиции.

Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора в выборе объекта для вложения денежных средств. Косвенные инвестиции осуществляются через финансовых посредников - коммерческие банки, инвестиционные компании и фонды и др. Последние аккумулируют и размещают собранные средства по своему усмотрению, обеспечивая их эффективное использование.

В-третьих, по периоду инвестирования вложения делятся на краткосрочные (на срок до 1 года) и долгосрочные (на срок свыше 1 года). Последние служат источником воспроизводства капитала.

В-четвертых, по уровню инвестиционного риска выделяют следующие виды инвестиций. Безрисковые инвестиции характеризуют вложение средств в такие объекты инвестирования, по которым отсутствует реальный риск потери ожидаемого дохода или капитала и практически гарантировано получение реальной прибыли. Низко рисковые инвестиции характеризуют вложения капитала в объекты, риск по которым ниже среднерыночного уровня. Средне рисковые инвестиции выражают вложения капитала в объекты, риск по которым соответствует среднерыночному уровню. Высокорисковые инвестиции определяются тем, что уровень риска по объектам данной группы обычно выше среднерыночного. Наконец, спекулятивные инвестиции выражают вложение капитала в наиболее рисковые активы (например, в акции молодых компаний), где ожидается получение максимального дохода.

В-пятых, по форме собственности инвестиции подразделяются на частные, государственные, совместные и иностранные. В связи со спецификой данной курсовой работы, остановимся подробнее на иностранных инвестициях. В роли иностранных инвесторов могут выступать иностранные физические и юридические лица, государства и международные финансово-кредитные организации (Мировой Банк, Европейский Банк реконструкции и развития и т.д.).

По целям инвестирования выделяют стратегических и портфельных иностранных инвесторов. Основной целью стратегических инвесторов является приобретение контрольного пакета акций компании или большей доли в ее уставном капитале для осуществления реального управления фирмой. Они также осуществляют стратегию слияния и поглощения компаний. Портфельные инвесторы вкладывают свой капитал в различные финансовые инструменты с целью получения высокого текущего дохода или прироста капитала в будущем. Прямое влияние на состояние государственных финансов оказывают, в первую очередь, именно иностранные портфельные инвесторы.

Как уже отмечалось выше, иностранные инвестиции могут оказывать прямое воздействие на состояние государственных финансов. Это воздействие осуществляется, прежде всего, через систему государственных заимствований, а именно, через вложения иностранных инвесторов в государственные ценные бумаги и непосредственные кредиты, выдаваемые Российской Федерации иностранными государствами и международными организациями.

Существует значительное разнообразие инструментов еврорынка. Тем не менее, отечественные компании и государство до сих пор прибегали к выпускам на международном рынке капиталов только еврооблигаций. Еврооблигации - это облигации, эмитированные на международном фондовом рынке и деноминированные в евровалютах - иностранных валютах по отношению к стране-эмитенту. Если облигации размещаются одновременно на еврорынке и на национальном рынке (одном или нескольких), они называются глобальными. Облигации одной эмиссии, предлагаемые к продаже одновременно в нескольких государствах в национальных для них валютах, называются параллельными.

Еврооблигации размещаются среди зарубежных инвесторов и используются для долгосрочного кредитования. Они очень похожи на облигации, эмитируемые государством и компаниями на внутреннем рынке, так как характеризуются низкими процентными ставками и сохранением неизменными долей акционеров [21, c. 30-31].

После размещения еврооблигаций на первичном рынке, они могут котироваться и на вторичном. Чаще всего еврооблигации эмитируются в форме на предъявителя, что делает их более привлекательными для инвесторов. Еврооблигации могут приносить постоянный процент или эмитироваться в форме полисов с плавающим процентом.

Около 2/3 эмиссий еврооблигаций приходится на транснациональные корпорации. Правительство, правительственные организации международные организации эмитируют около 1/3 еврооблигаций. Если в качестве эмитентов выступают правительственные агентства или местные органы власти, необходимы гарантии центрального правительства.

В 1995-1996 гг. на рынок еврооблигаций начали выходить правительства стран Центральной и Восточной Европы, в том числе, правительство Российской Федерации. В 1997-1998 гг. к нему присоединились субъекты Федерации - Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Свердловская область, Татарстан.

Важной проблемой при выходе на рынок облигаций является оценка заемщика. Процент, уплачиваемый заемщиком на еврорынке, отчасти зависит от его положения. Для выпуска еврооблигаций эмитенту необходимо иметь высокий рейтинг. Наиболее высокой оценкой является рейтинг ААА - это самые надежные заемщики. Высокий рейтинг позволяет осуществить эмиссию дешевле. Наиболее известными в мире рейтинговыми агентствами являются крупнейшие компании - Standard and Poor's, Moody's, Fitch-IBCA. Рейтинговыми агентствами периодически проводится контрольная рейтинговая оценка эмитента. Так, после кризиса 1998 г. рейтинг России был значительно снижен, и весной 1999 года все еще составлял ССС. При таком рейтинге чрезмерно высокая стоимость заимствования приводит к нецелесообразности выпуска.

В 1996 году правительство РФ впервые эмитировало еврооблигации, что было связано с переговорами с коммерческими структурами зарубежных стран и реструктурированием государственного долга России (с начала года он подорожал в два раза и составлял 25 млрд. дол.).

Еврооблигации - эффективный источник перспективных погашений задолженности бюджета. Однако для их выпуска России необходимо было получить официальный рейтинг кредитоспособности Standard and Poor's. В сентябре 1996 года России был присвоен рейтинг ВВ+. Этот рейтинг поставил отечественные еврооблигации в категорию спекулятивных, предназначенных для включения в рисковый портфель западного инвестора. Данное событие способствовало успешной продаже российских еврооблигаций. Это был первый выход на международный фондовый рынок отечественных государственных ценных бумаг, увеличивающий возможности России по привлечению иностранного капитала и устойчивых инвесторов.

Второй еврооблигационный заем на сумму 2 млрд. нем. марок был осуществлен в марте 1997 года. Еврооблигации раскупались, прежде всего, потому, что они были выгоднее прямого кредитования. В основном, еврооблигации покупались частными инвесторами, заинтересованными в стабилизации положения в России.

Размещение двух эмиссий облигаций прошло вполне удачно. Перспективы дальнейшего выпуска еврооблигаций были благоприятными. Это объяснялось существованием на тот момент высокого доверия к правительству и положительных экономических показателей. Поэтому в июне 1997 года был выпущен третий еврозаем на сумму 2 млрд. дол. Со сроком обращения 10 лет. Размещение бумаг на длительный срок позволяло России реструктурировать внешний долг и способствовало выпускам новых займов. Цена заимствования у еврооблигаций несколько возросла по сравнению с предыдущими заемами. Доходность была в два раза ниже доходности внутренних облигаций, но у Министерства Финансов в то время не было возможности заимствования на внутреннем рынке на такой длительный срок, потому что в российских условиях даже 1 год считался долгосрочным периодом.

По мнению многих экспертов, в 1997 году еврооблигации сыграли значительную роль в финансировании дефицита бюджета. Общая сумма размещения этих ценных бумаг составила около 4 млрд. дол. Средства, полученные от размещения еврооблигаций, можно было считать чистой выручкой бюджета. Далее последовал целый ряд успешных размещений еврооблигаций в американских долларах, немецких марках и итальянских лирах.

В 1998 году были эмитированы еврооблигации на 5 млрд. дол. Параллельно выпуску облигаций, правительство уменьшало заимствование государства на внутреннем рынке, так как российские показатели роста экономики были положительные. Международный инвестиционный союз считал, что рентабельность рынка ценных бумаг больше рентабельности прямых инвестиций, особенно в промышленность.

В связи с успешными размещениями правительственных еврооблигаций, субъекты Федерации также приступили к выпуску этих ценных бумаг. Правительство Москвы выпустило облигации еврозайма, размещаемые на Западе. За ним последовали администрации Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и другие органы власти. Для предупреждения чрезмерного выпуска евробумаг Правительством РФ было принято постановление по ограничению эмиссии еврооблигаций: сумма выпуска не должна была превышать 30% собственных доходов субъекта Федерации, а расхода по обслуживанию долга - 15% доходов бюджета.

Финансовый кризис 1998 года подорвал доверие западных и отечественных инвесторов к инструментам российского рынка ценных бумаг. Размещения корпоративных и, в большей степени, государственных ценных бумаг на международном рынке капитала с целью финансирования бюджетного дефицита были приостановлены. Практика заимствований на международном фондовом рынке начала возрождаться только в конце 2001 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.