Аналогичное стремление деформировать систему образования нашло отражение в соглашении о займе между Российской Федерацией и МБРР (ин-новационный проект развития образования) на 71 млн. долл. Весьма характер-но "трансформационное" соглашение (второй заем на структурную перестрой-ку экономики) на 800 млн. долл. [18;36].
Для России существенным был бы современный перечень товаров, экспортируемых в погашение внешней задолженности, но он ограничен ресу-рсной направленностью экспорта. Значение наукоемкого экспорта для страны возрастает, но интересы кредиторов лежат прежде всего в области сырьевых потоков. Остается актуальнейшей проблема активизации экспор-та оборудования, услуг, интеллектуальных продуктов. Только при этом условии возможны удержание традиционных рынков сбыта продукции, проникнове-ние на новые товарные рынки развивающихся и развитых стран. Тогда же реальной становится организация совместного (со странами-кредиторами) производства конкурентоспособных продуктов, пользующихся спросом на мировом рынке; решение проблем занятости, рост налоговых платежей в бюджеты, снижение долгового бремени. Придание экспорту хотя бы скромных признаков наукоемкого позволило бы при оплате кредитов повысить деловую активность на территории стран - импортеров, улучшить межгосударственные отношения. Пока этот резерв используется настолько же слабо, насколько бе-ден набор экспортируемых товаров.
С учетом долга бывшего СССР и суверенного долга России - внутреннего и внешнего - к началу нового века сформировался общий долг впечатляющих размеров, снижение которого стало заметным лишь в последние годы (табл.4).
Таблица4
Объём, структура и динамика государственного долга РФ
1993г.
1998г.
2000г.
2004г.
Государственный долг, млрд. руб.:
155,7
3991,7
4479,7
3884,1
внутренний
17,2
757,9
557,4
842,1
внешний
140,5
3233,8
3922,3
3042,0
% ВВП:
71,3
148,7
61,3
29,9
10,0
28,2
7,6
6,4
120,5
53,7
23,5
В нынешнем российском долге почти половина - обязательства по ценным бумагам в иностранной валюте. Сокращение его обусловлено существенным погашением в последние годы, списанием части советского долга в результате обмена обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на новые российские еврооблигации. Около 38% составляет задолженность членам Парижского клуба, порядка 9% - задолженность международным финансовым организациям, около 5% - задолженность перед Центральным банком в иностранной валюте, около 2% - гарантии правительства.
Очевидна тенденция постепенного роста доли внешней задолженности, оформленной в рыночных инструментах в виде ценных бумаг, обращающихся на европейском фондовом рынке, где Россия как правопреемница СССР присутствует более 15 лет. Первый облигационный заем был выпущен в февра-ле 1988г. на сумму 100 млн. шведских франков с фиксированным пятипроце-нтным купоном и сроком погашения 10 лет. Это была своеобразная форма экспериментальной проверки новых для СССР инструментов привлечения заемных средств в связи с рыночными преобразованиями. Всего в 1988-1992 гг. Внешэкономбанком выпущено восемь займов. В течение 1996-1997 гг. было размещено три займа, в 1998г. - шесть в форме внешних государственных заим-ствований Российской Федерации, причем внешний облигационный заем в 1998г. составил 2, 5 млрд. долл. с купоном 12,75% и сроком погашения 30 лет, т. е. на максимальный срок. Имелось в виду, что выпуск и размещение облигаций с фиксированной процентной ставкой позволят лучше планировать процентные расходы федерального бюджета [18;37].
Внешний госдолг России имеет следую-щую структуру (табл.5).
Таблица 5
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
( в млрд. долл.)
На 1 января
2003г.
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Россией) без учёта предельного объёма гарантий
124,4
121,0
%
97,9
97,8
По кредиторам правительств иностранных государств
52,3
54,0
41,1
43,65
В том числе задолженность: официальным кредиторам Парижского клуба
43,6
46,6
34,33
37,67
кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба
4,9
4,4
3,85
3,56
по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм
3,0
-
2,36
кредиторам Лондонского клуба
коммерческая
по кредитам международных финансовых организации
13,4
11,0
10,55
8,89
Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте
49,5
49,8
38,97
40,25
Из них: еврооблигациионные займы
39,9
42,5
31,4
34,35
ОВГВЗ
9,6
7.3
7,55
5,9
По кредитам ЦБ РФ
6,2
4,88
5,01
Предельный размер предоставления гарантий
2,6
2,3
2,04
1,86
Государственный внешний долг Российской Федерации с учётом предельного размера гарантий
127,0
123,4
100,0
Сложившаяся структура государственного внешнего долга Российской Федерации характеризуется: неоднородностью слагаемых внутренней и внешней задолженности, преобладанием нерыночных инструментов; неравномер-ным распределением сроков платежей по его обслуживанию и погашению, наличием "пиковых" нагрузок; изменением соотношения в структуре госдолга в пользу внутреннего; широким диапазоном применяемых процентных ставок; доминирующим положением доллара США в валютной структуре внешнего долга (54%); "привязкой" возможностей погашения госдолга в экспорту энергоносителей; относительной благопри-ятностью конъюнктурных обстоятельств для погашения внешнего долга в связи с сохранением достаточно высоких мировых цен на энергоресурсы; зави-симостью возможностей погашения долга от изменения мировых цен на энер-гоносители (особенно отчетливо это проявляется в создании, начиная с 2004г., стабилизационного фонда на случай снижения мировых цен, который факти-чески выдается за профицит); крайней напряженностью экономики страны в погашении внутреннего и внешнего долга. [18;38]. Значительная часть расходов бюджетов последних лет, называемых процентными, для национальной экономики была прямым вычетом (табл.6).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10