Рефераты. Государственный долг Российской Федерации

Таким образом, государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процесса - мобилизация ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с потребностями государства.

Основные задачи государственного бюджета заключаются, прежде всего, в обеспечении обороноспособности страны, сохранении и восстановлении окружающей среды, и поддержке экономических субъектов. Кроме вышеперечисленных функций на бюджет ложится нагрузка, связанная с перераспределением ВВП между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики, поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности. К задачам государственного бюджета также можно отнести выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны и преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан. Кроме того, с помощью государственного бюджета правительство может стимулировать экономику на этапе экономического спада и сдерживать на этапе подъема.

Главным сторонником и основоположником активного использования государственного бюджета для воздействия на экономику в ХХ столетии стал английский экономист Дж. Кейнс. Кейнс также ввел понятие бюджетно-налоговой политики как реального инструмента регулирования экономики страны.

Исходя из взглядов сторонников кейнсианской теории, бюджетно-налоговая, или фискальная, политика является эффективным способом воздействия на совокупный спрос через изменение величины налогообложения, трансфертов и государственных расходов. В настоящее время экономисты, даже те из них, кто критикует позиции кейнсианцев, в основном также трактуют сущность фискальной политики. В современной экономической теории задачи фискальной политики заключаются в создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионам, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.

Бюджетно-налоговую политику в экономической литературе принято подразделять на два типа: дискреционную и недискреционную. Дискреционная бюджетно-налоговая политика подразумевает сознательное манипулирование государственными расходами и налогообложением, осуществляемое правительством с целью воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение. Недискреционная бюджетно-налоговая политика предполагает автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, возникающие в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Несомненно, что важной характеристикой государственного бюджета является соотношение его доходной и расходной частей. Выделяют три типа соотношения доходных и расходных статей бюджета. В первом случае для государственного бюджета характерно полное соответствие его доходной и расходной статей. Государственный бюджет, отвечающий данным условиям, в экономической литературе называется сбалансированным. Если же наблюдается несоответствие между доходной и расходной статьями государственного бюджета, то это говорит о наличии профицита, т.е. превышение доходов бюджета над его расходами, либо дефицита государственного бюджета, который выражается в недостатке доходной части. Естественно, наиболее предпочтительной будет ситуация, когда государственные доходы полностью соответствуют потребностям государства в денежных средствах. Однако, на практике сбалансированный бюджет имеет место крайне редко. Чаще всего государство сталкивается с ситуацией, когда расходная часть государственного бюджета превышает его доходную часть. В этом случае принято говорить о дефиците государственного бюджета.

Таким образом, под дефицитом государственного бюджета в современной экономической литературе понимается величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году.

Дефицит государственного бюджета классифицируется на общий и первичный дефицит. Под общим дефицитом подразумевают разницу между текущими доходами и расходами государственного бюджета, в то время как первичный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

Бюджетный дефицит связан с объемами производства, что позволяет различать фактический, циклический и структурный дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит отражает отрицательную разницу между фактическими доходами и расходами правительства. Циклический дефицит связан с автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности. От величины данного вида дефицита во многом зависит степень встроенной стабильности экономики.

В фазе циклического спада Y1<Y0, и поэтому налоги автоматически сокращаются, а трансферты населению растут. В результате действия встроенных стабилизаторов увеличивается дефицит государственного бюджета на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада (Рис.1).

Величина циклического дефицита определяется степенью наклона графиков налоговой и бюджетной функции. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона государственных расходов G - величиной г, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода.

72

Однако встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня. Они лишь ограничивают размах таких колебаний.

Основываясь только на данных о циклическом дефиците государственного бюджета, невозможно оценить эффективность бюджетно-налоговой политики. Это связано с тем, что наличие циклически не сбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов. Поэтому возникает необходимость использовать встроенные стабилизаторы экономики в совокупности с мерами дискреционной бюджетно-налоговой политики.

В результате совместного использования мер недискреционной и дискреционной бюджетно-налоговой политики возникает структурный дефицит, представляющий собой разность между расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующем уровне налогообложения. Там же. - С.277 Только с помощью структурного дефицита возможно рассматривать эффект воздействия на государственный бюджет изменений собственно бюджетно-налоговой политики и отделить его от всех прочих воздействий, например, со стороны изменения доходов.

Однако бюджетно-налоговая политика не всегда бывает эффективной в краткосрочном периоде. Это связано с тем, что действия, предпринимаемые Правительством, воздействуют на экономику не сразу, а через определенный промежуток времени. Поэтому в краткосрочном периоде необходимо наличие встроенных стабилизаторов в экономике, которые ?включаются? без непосредственного вмешательства парламента. В качестве таких стабилизаторов в экономике, как правило, выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях. Там же. - С.275.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что через государственный бюджет осуществляется мобилизация денежных средств и их распределение в соответствии с нуждами государства.

Государственный бюджет является одним из инструментов бюджетно-налоговой политики, проводимой Правительством для воздействия на экономику страны. Государство может сознательно манипулировать государственными расходами, а также величиной налогов и трансфертов. Однако необходимо помнить о неэффективности сознательных изменений госрасходов и налогов в краткосрочном периоде. Поэтому возникает необходимость в наличии встроенных стабилизаторов, которые оказывают влияние на экономику автоматически, без вмешательства Правительства. В результате манипулирования государственными расходами и величиной налогообложения возникает дефицит государственного бюджета, наличие которого приводит к увеличению совокупного спроса. А увеличение совокупного спроса позволяет ограничить глубину экономического спада.

1.2. Государственный долг РФ и его последствия

Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

· кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

· государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

· соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему---. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.