Рефераты. Государственный долг: понятие, структура, проблемы и пути их решения

Заключение.

России за 20 лет предстоит выплатить до $ 130 млрд. долга, при условии, что к новым заимствованиям мы прибегать не будем. Это значит, что государственный долг ещё долго будет острой проблемой для России. Что будет в будущем на рынке внешнего и внутреннего долга сейчас, пожалуй, предсказать никто не берётся. Есть, конечно, пессимистические и оптимистические прогнозы, но ответить на вопрос, сможет ли Россия расплатиться с долгами сейчас очень сложно.

На данный момент нашей стране исправно удаётся платить по долгам в основномё благодаря удачной мировой конъюнктуре. Но реструктурируя долги, правительство создало так называемые «пиковые годы», сможем ли мы отвечать по обязательствам в эти периоды, если вдруг сырьевые рынки ответят падением котировок? Ответить на все эти вопросы очень сложно. Во-первых, потому что наше государство переживает нелёгкий период в своей истории. Для того чтобы забыть о проблеме долгов, нужно прежде всего переориентировать экономику, снизить зависимость от спекуляции с ценой на нефть.

Известно, что государство способно платить по долгам, если ВВП данной страны растёт на 4-5% в год. Это безболезненный вариант, чем ниже показатель тем «больнее» для страны. Российская экономика последние годы показывает рост в 6-7% ВВП. Что ж будем надеяться, что данная позитивная ситуация закрепиться.

Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государствен-ным долгом. Нужен общий полный мониторинг, включая задолженность банков и по лизингу, ибо неуправляемо растут и заимствования на территории субъектов Фе-дерации. На начало 2004 г. они составляли около 218 млрд. руб., при доле ценных бумаг около 17%. Растут также заимствования муниципалитетов. На обслуживание муниципального долга в 2003 г. направлялось порядка 4 млрд. руб. Правда, их доля в расходах муниципальных бюджетов не превышает 0, 5%. Требуется также суще-ственная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмен-та. Имеется в виду принятый в бюджетном законодательстве довольно свободный режим лимитирования всех параметров долга, установления сроков заимствова-ний, особенно внутренних. Нужны механизмы ограничения соблазнов правитель-ства, отражаемых в программах внутренних и внешних заимствований. Ныне действующий публичный финансовый менеджмент, связанный с принятием реше-ний по управлению государственным долгом, к сожалению, не отражает стратеги-ческие национальные экономические интересы страны.

Опыт последнего десятилетия показал, что использование такого "встроенно-го стабилизатора", каким считается государственный долг, не подчинено улуч-шению инвестиционного обеспечения политики активизации качественного, структурного экономического роста и замедляет решение задач восстановления экономики. Самой существенной конструктивной мерой в области государствен-ного долга должно стать использование посильных для экономики заимствований для государственных капитальных вложений непосредственно в производство и в социальный комплекс.

Использование различных программ и инновационных механизмов, позволит правительству в разы сократить долг. Наряду с этим в целях соблюдения международных статистических стандартов и обеспечения аналитичес-кой информации, необходимой лицам, ответствен-ным за управление государственным долгом, было бы целесообразно рассмотреть некоторые изменения в бюджетном законодательстве и законодательстве о государственных ценных бумагах. Так, на мой взгляд, целесообразно представлять данные по государствен-ному долгу не только по принципу валют, но и по принципу резидентной принадлежности. Было бы по-лезно ввести наряду с номинальной оценкой долга его стоимостную оценку на рыночной основе. В це-лях учета и контроля необходимо отражать просро-ченную задолженность и просроченные проценты по долгу в качестве отдельной подкатегории соответству-ющей конкретной категории долга. Важно также про-водить отражение долговых обязательств, гаранти-рованных Правительством Российской Федерации, в учете как долг Правительства Российской Федера-ции только в том случае, когда гарантия приводится в действие и Правительство Российской Федерации как гарант принимает на себя обязанности по обслужива-нию долга.

Принятие соответствующих изменений и дополне-ний действующего законодательства позволит осуще-ствлять достоверный учет состояния государственного долга и операций по его обслуживанию, создать рабо-тоспособный механизм управления государственным долгом, повысить эффективность заемной и долговой политики, обеспечить действенный контроль над госу-дарственным долгом на основе прозрачности долговой политики для кредиторов и инвесторов, российского общества в целом.

Другой важный вопрос: как распорядиться привлеченными ресурсами. При их использовании на текущее государственное потребление и выплату заработной платы новая добавленная стоимость не создается, т.е. нет основы для возврата кре-дитов. Она возникает только в том случае, если заемные средства будут вложены в высокодоходные инвестиционные проекты.

Начиная с 2000 года, кредитные рейтинги России неуклонно завоёвывали всё новые и новые высоты. На данный момент вкладывание денег в российские ценные бумаги не сопряжено с теми огромными рисками, существовавшими в пост-девальвационный период. Всё это ведёт к удешевлению российского долга, что благоприятно сказывается на нашей экономике.

В кратчайшие сроки правительству необходимо решить следующие первостепенные задачи:

поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, недопущение пере-полнения рынка заемными обязательствами государ-ства и резкого колебания их котировки, минимизация стоимости долга для государства,

обеспечение своевременного исполнения и обслу-живания обязательств в полном объеме.

Это позволит избежать нежелательных последствий для российской экономики.

Но не будем забывать, что Россия является также крупнейшим кредитором. Объём задолженности перед Российской Федерацией сопоставим с объёмом её внешнего долга. Но в большинстве своём это просроченная и безнадёжная задолженность. Однако именно эти средства могут стать механизмом регулирования долгом. Списывая или реструктурируя задолженность перед нашими должниками, Россия может ждать ответных позитивных мер в отношении собственного долга. Лишь недавно в конце ноября мы списали 80% задолженности Ирака, но следует напомнить, что все 100% задолженности считались безнадёжными, но теперь оставшиеся 20% Россия может направить на выплату суверенного долга.

В общем и целом произошедшие изменения в области государственного долга носят позитивную окраску. Конечно же, существуют и негативные стороны, но главное, что никто не может отрицать, это реальное сокращение долгов. Ускорение данного процесса, на мой взгляд, позволит в долгосрочной перспективе избавить будущие поколения от наследия кризисных периодов начала 90-х.

Список использованной литературы.

1. Дробозина Л. А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: ЮНИТИ, 1997.

2. Вавилов А. П. Государственный долг. Уроки кризиса и принципы управления. - М.: Терра, 2003.

3. Шохин А. Н. Внешний долг России. - М.: Финстатинформ, 2003.

4. Головачёв Д. И. Государственный долг: теория, российская и мировая практика. - М.: ЮНИТИ, 2003.

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ.

6. ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ.

7. ПРЕСС-РЕЛИЗ Правительства Российской Федерации 15 июля 2004 г.

8. № 6-РЗ «О государственном долге Ка-бардино-Балкарской Республики»

9. Постановление Пра-вительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 395.

10. ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 458-ФЗ

11. ФЗ «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» от 4 мар-та 1997 г. № 245-ФЗ

12. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации 2000 г. № 12 (36)

13. Вавилов А. П. , Внутренние проблемы внешнего долга // КоммерсантЪ №59, 2000.

14. В неоправданном долгу // Деньги №17, 2000

15. Локтионов Н. Что нам стоит взять взаймы // Государственный финансовый
контроль. 2001. №2. С.7.

16. Илларионов А. Платить или не платить // Вопросы экономики. 2001. №10.

17. Никитин В. Сколько и кому мы все-таки должны // РФ сегодня. 2002. №1.

18. Кабашкин В. Кто и как контролирует долги // РФ сегодня. 2002. №1.

19. Госдолг платежом красен // Валютный спекулянт, сентябрь 2003. стр.16-17

20. А. Селезнёв. Государственный долг: иллюзии и реальность // Экономист №8, 2003. стр.31.

21. Н. Гаврилова. К вопросу о государственном долге // Экономист №9, 2003. стр.25.

22. Э.Х. Махмутова. Долговая политика и использование иностранных инвестиций // Финансы №7, 2003. стр.52

23. Э.Х. Махмутова. Законодательная база управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы №5, 2004. стр.20

24. Б.И. Златкис. Что ждать инвестору на рынке внутреннего долга в 2003 году. // Финансы №2, 2003.

25. Серия публикаций Департамента природоохранной политики и экспертизы Российского представительства WWF.

26. politeconomy.ng.ru - Интернет-версия газеты «Независимая газета»

27. Алхимия бюджета // Профиль, 13 октября 2003.

28. Материалы инвестиционной компании Файнэншл Бридж.

29. Материалы аналитической лаборатории "Веди".

30. Материалы Коммерсантъ-Daily.

31. Материалы Института экономики переходного периода.

32. www.minfin.ru - официальный сайт министерства финансов России.

33. www.government.gov.ru - официальный сайт правительства России.

34. www.cbr.ru - официальный сайт Банка России.

35. Rambler-Медиа

36. www.interfax.ru - официальный сайт Интерфакс.

37. www.hf.ru - Хеджевый фонд.

38. www.rcb.ru - РосБизнесКонсалтинг.

39. www.kommersant.ru - Интернет-версия газеты «Коммерсант».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.