Рефераты. Государственный долг и его влияние на экономику

. По состоянию на 1 мая 1999 г. номинальная стоимость ОВВЗ, находящихся в обращении, составляла приблизительно 8,7 млрд долл. Совершенно очевидно, что правительство считает этот вид задолженности относительно низкоприоритетным. Поэтому его отказ от погашения облигаций третьего транша, срок которого наступал в мае 1999 г., не явился неожиданностью. Тем не менее все процентные выплаты по этим облигациям производились вовремя. Это на первый взгляд нелогичное поведение объясняется как минимум двумя причинами. Во-первых, правительство утверждает, что выплата процентов облегчит процесс реструктуризации с юридической точки зрения. Во-вторых, российские банки вложили в ОВВЗ изрядные средства, и, учитывая плачевное состояние банковской системы, наличность им совершенно не помешает. В мае 1999 г. официальные лица Министерства финансов выступили с заявлением, что владельцам ОВВЗ выпуска 1992 г. может быть предложена реструктуризация по образцу обмена ГКО.

6.2.2 Долг Российской Федерации

1. Кредиты, предоставленные международными организациями

В период с 1992 по 1995 г. Россия не имела выхода на международные рынки капитала и получала кредиты в основном из официальных источников. В 1993 г. МВФ и Всемирный банк стали предоставлять России кредиты при условии выполнения ею согласованной экономической программы. В отношениях России с МВФ значительную роль играли политические соображения. Вопреки общепринятой практике кредиты МВФ направлялись не только на поддержку платежного баланса, но и на финансирование дефицита государственного бюджета. В последний раз средства МВФ были выделены России в августе 1998 г., после чего общая сумма долга Российской Федерации международным финансовым организациям достигла 25,4 млрд долл. Правительство Е. Примакова было близко к подписанию программы, одобренной МВФ, когда переговоры прервались в результате отставки кабинета. Нынешнее правительство, по-видимому, вскоре подпишет указанную программу и будет добиваться принятия Думой законодательства, необходимого для реализации программы. Вероятнее всего, сумма кредита, который получит в этом случае Россия, будет примерно равна сумме очередной выплаты, которую предстоит осуществить в рамках погашения уже имеющейся задолженности перед МВФ.

Хотя новый кредит МВФ по существу будет представлять собой не что иное, как рефинансирование ранее выданного кредита, смысл его заключается в том влиянии, которое он окажет на других потенциальных и теперешних кредиторов. Члены Парижского клуба обычно требуют, чтобы страны, обращающиеся к ним с просьбой о списании долгов, располагали экономической программой, согласованной с МВФ. Японский «Эксимбанк» и Всемирный банк возобновят предоставление России кредитов только после того, как совет директоров МВФ одобрит выделение России новых кредитов. После августовского кризиса российское правительство продолжает своевременно производить выплаты по кредитам МВФ и Всемирного банка. Представляется сомнительным, что правительство откажется от исполнения обязательств перед международными финансовыми организациями даже при самых неблагоприятных обстоятельствах. По состоянию на 1 мая 1999 г. общая сумма долга перед международными финансовыми организациями равнялась 23,3 млрд долл55 http://www.veb.ru/.

2. Еврооблигации

Достижение соглашений с членами Парижского и Лондонского клубов, а также утверждение согласованной с МВФ программы кредитно-денежной стабилизации повысили кредитный рейтинг Российской Федерации, и в конце 1996 г. были выпущены первые российские еврооблигации. В период с 1996 по 1998 гг. состоялось девять выпусков еврооблигаций на номинальную сумму приблизительно 15,9 млрд долл. Стремление правительства снизить цену заимствований путем замены высокодоходных внутренних долговых обязательств на валютные облигации, размещаемые на внешнем рынке, было основано на оптимистических ожиданиях в отношении устойчивости валютного курса рубля. Девальвация рубля, происшедшая в августе 1998 г., резко повысила стоимость обслуживания задолженности по еврооблигациям, однако правительство продолжало своевременно производить по ним купонные выплаты. Согласно заявлениям представителей правительства, по приоритетности выплат владельцы еврооблигаций стоят на втором месте после международных организаций и при наличии ресурсов для обслуживания этой части внешнего долга выплаты по нему непременно будут производиться. Логика действий правительства заключается в том, что после реструктуризации советского долга оно надеется вновь выйти на международные рынки капитала. Другая возможная причина - это стремление избежать того унижения, которое испытает Россия, став первой страной, объявившей дефолт по государственному внешнему долгу. Следует также отметить, что владельцы еврооблигаций имеют более надежные правовые гарантии, чем другие кредиторы, и за дефолтом, вероятнее всего, последует иск, который поставит под угрозу зарубежные активы как государства, так и частных лиц.

Внешний долг Российской Федерации (млрд. долларов США)66 http://www.rbc.ru/statistics/credit_statistics/debt.htm/

1 января
2001 г.

1 апреля
2001 г.

1 июля
2001 г.

1 октября
2001 г.

Всего

161,4

157,1

156,9

156,5

Органы государственного управления

127,5

123,1

121,0

119,3

Федеральные органы управления

126,3

122,1

120,4

118,9

Новый российский долг

60,0

58,2

57,1

53,9

кредиты международных финансовых организаций

15,8

15,2

14,8

14,9

МВФ

8,8

8,2

7,9

7,9

МБРР

6,8

6,8

6,7

6,8

прочие

0,2

0,2

0,2

0,2

прочие кредиты

8,6

7,7

7,2

6,9

ценные бумаги в иностранной валюте

30,7

30,8

30,9

28,2

еврооблигации (включая выпущенные для реструктуризации ГКО и задолженности перед Лондонским клубом кредиторов)

29,9

30,0

30,1

27,3

ОВГВЗ - VI и VII транши и ОГВЗ 1999 г.

0,7

0,7

0,8

0,9

прочие ценные бумаги

0,0

0,0

0,0

0,0

ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ)

1,6

1,4

1,1

0,8

прочая задолженность

3,2

3,2

3,2

3,2

Долг бывшего СССР

66,3

63,9

63,3

64,9

Парижский клуб кредиторов

38,8

36,9

35,9

37,1

ОВГВЗ - III, IV, V транши

1,2

1,2

1,3

1,4

задолженность перед бывшими социалистическими странами

14,3

14,1

14,1

14,2

прочая задолженность

12,0

11,7

12,1

12,3

Местные органы управления

1,2

1,0

0,6

0,5

кредиты

0,6

0,4

0,4

0,3

еврооблигации

0,6

0,6

0,2

0,2

Банк России ( в части кредита МВФ)

2,8

2,7

2,7

2,1

Банковская система (без участия в капитале)*

9,3

9,8

11,6

12,8

кредиты

2,9

3,4

3,9

4,3

текущие счета и депозиты

4,3

4,6

5,6

5,8

долговые ценные бумаги

0,8

0,7

0,8

1,6

прочая задолженность

1,3

1,1

1,2

1,1

Нефинансовые предприятия (без участия в капитале)

21,8

21,5

21,6

22,3

кредиты, полученные предприятиями прямого инвестирования

5,4

5,7

6,1

6,4

задолженность по финансовому лизингу

1,5

1,4

1,4

1,4

прочие кредиты

14,9

14,4

14,1

14,5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.