Важнейшие задачи исполнения бюджета - обеспечение пол-ного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в тече-ние того финансового года, на который утвержден бюджет. При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному распределению всех видов плате-жей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов - основному опера-тивному плану распределения доходов и расходов по подразделе-ниям бюджетной классификации в форме поквартальной разбив-ки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.
Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате получения дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствую-щий бюджет и изъятию не подлежит. Такие суммы называются свободными бюджетными средствами. Решение об их использова-нии принимает соответствующий законодательный (представи-тельный) орган власти по предложению соответствующего испол-нительного органа власти. Свободные бюджетные средства могут быть израсходованы только при условии обеспечения финансиро-вания плановых расходов и зачисления средств, полученных от использования свободных бюджетных средств, в свой бюджет.
Свободные бюджетные средства по решению законодательно-го (представительного) органа власти могут быть: направлены на осуществление различных социально-экономических программ;
вложены в акции и другие ценные бумаги; предоставлены в виде процентных и беспроцентных бюджетных ссуд.
Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.
Одновременно с утверждением бюджета на очередной финан-совый год устанавливается размер оборотной кассовой наличности на начало следующего бюджетного года. Сумма оборотной кассо-вой наличности - своего рода резерв, предназначенный для фи-нансирования временных кассовых разрывов. В течение года обо-ротная кассовая наличность может быть израсходована на финансирование временных кассовых разрывов, однако она долж-на быть обязательно восстановлена к началу нового года в утвер-жденной сумме.
Основной принцип исполнения бюджета - принцип единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов и платежей с единого бюд-жетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется уч-реждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета.
В целях проведения государственной бюджетной политики, эф-фективного управления доходами и расходами в процессе испол-нения федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием госу-дарственных средств в соответствии с Указом Президента РФ от 08.12.92 г. № 1556 был в принципиальном, а Постановлением Пра-вительства России от 27.08.93 г. № 864 в организационном плане решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ.
Казначейская система исполнения бюджетов субъектов Рос-сийской Федерации и местных бюджетов - одно из важных на-правлений совершенствования бюджетного процесса. Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета обуслов-лен развитием рыночных процессов в российской экономике, со-провождавшихся образованием разрозненной массы коммерче-ских банков. Центральный банк РФ, сосредоточив усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ос-лаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие бан-ки на местах устранились от контроля за использованием бюджет-ных средств.
Наряду с этим законодательное закрепление самостоятельно-сти бюджетов в рамках единой бюджетной системы России осво-бодило местные финансовые органы от обязательного контроля за правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета. В области исполнения федерального бюд-жета по доходам существовавший порядок характеризовался не только низкой оперативностью зачисления доходов на счета фе-дерального бюджета, длительным запаздыванием, неполнотой и расхождениями в предоставляемой Центральным банком инфор-мации, но также разночтениями в порядке распределения посту-пающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.
В сфере расходов федерального бюджета до настоящего време-ни действующая система носила отпечаток предельно централи-зованной директивной экономики, поскольку допускала их фиксирование лишь на стадии платежа, т.е. когда возможность манев-рирования государственными финансовыми ресурсами уже прак-тически упущена. Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых рас-ходах и перечислении этих средств по назначению, а значит, эф-фективно контролировать данные операции. Вследствие раздель-ного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета.
Важнейший элемент бюджетного процесса -- экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса -- при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансо-вые и налоговые органы; ведомства; органы федерального казна-чейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансо-вые службы хозяйствующих структур и др.
Выводы.
Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюдже-та, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительст-вом РФ.
Правительство России исходит из того, что сохранение и укре-пление единого государства возможно только на основе самостоя-тельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, уча-стия всех территорий в финансировании расходов федерального правительства через применение единых подходов к формирова-нию доходной части федерального бюджета
Доходная часть бюджета формируется в основном из налоговых поступлений.
Распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за бюджетом определенного уровня обеспечивает не только самостоятельность бюджетов, но и активизирует их роль в проведении государственной региональной политики, составлении прогнозов социально-экономического развития регионов и создании системы доходов каждого уровня власти.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.
Анализ существования некоторых фондов выявил ряд сущест-венных недостатков, и прежде всего таких, как межведомствен-ное распыление государственных средств и ослабление государст-венного финансового контроля за их целевым использованием.
С развитием инструмента государственных ценных бумаг дефи-цит федерального бюджета начиная с 1995 г. перестал финансироваться путем увеличения денежной массы. Это позволило обеспе-чить независимость политики Центрального банка РФ от бюджетной политики, что явилось основным фактором снижения инфляции и стабилизации рубля.
Анализ причин бюджетного кризиса показывает, что до тех пор, пока в России не будет полномасштабной системы цивили-зованных бюджетных процедур, существует опасность воспроиз-водства бюджетного кризиса
Современное состояние межбюджетных отношений также тре-бует серьезного реформирования. Практика трансфертов из феде-рального бюджета в бюджета субъектов Российской Федерации не только не привела к выравниванию уровней социально-эконо-мического развития регионов, но и усугубила их различия. Зави-симость регионов от помощи федерального бюджета нарастает.
Важное условие нормального функционирования межбюджет-ных отношений - финансовый контроль со стороны федерально-го центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов.
3. Структура бюджета РФ и Астраханской области.
3.1. Бюджет РФ.
3.1.1. Структура доходов.
Рассмотрим структуру и объем доходов проекта федерального бюджета на 2001 год (см. таб. 1).
Налоговые доходы составляют 1115,32 млрд. руб. или 93,45% от всех доходов (1193,48 млрд. руб.).
В связи с данной структурой доходов могут быть высказаны следующие соображения.
1) Реально доход от НДС составляет 516,436 млрд. руб. (свыше 43% доходов бюджета!), но из этой суммы в 2001г. предполагается возвратить 91,86 млрд. руб. экспортерам для возмещения части налога, уплаченного поставщикам материалов. Таким образом, в распоряжении бюджета реально оказываются временно привлеченные чужие средства, подлежащие возврату, то есть в каком-то смысле он играет роль банкира. Однако играет эту роль бюджет плохо: вопрос об использовании этих временно привлеченных средств обходится, хотя здесь имеются огромные возможности и настоящие банки всю свою работу строят именно на эффективном распоряжении временно оказавшимися у них деньгами. Что еще хуже, не налажена даже надлежащая своевременная возвратность этих средств экспортерам, что наносит большой ущерб отечественному производству вообще и экспортным отраслям в особенности. Таким образом, вопрос о повышении эффективности использования подлежащих возврату сумм НДС, составляющих почти 8% доходов бюджета, заслуживает внимания законодателей и нуждается в правовом урегулировании.
№
Налоговый источник (2001г)
Доля в бюджете-2001г
Закон
Прогноз исполнения
1
НДС на производимые товары
191,3%
128,4%
32,38%
2
акцизы на производимые товары
137,3%
131,3%
15,43%
3
на прибыль (доход) предприятий
215,7%
100,1%
13,25%
4
вывозные пошлины (на ВЭД)
131,1%
86,6%
10,74%
5
НДС на ввозимые товары
103,2%
122,1%
10,24%
6
ввозные пошлины (на ВЭД)
58,1%
4,92%
7
за пользование природными ресурсами
289,7%
189,5%
3,12%
8
на доходы физических лиц
110,2%
104,0%
2,55%
9
акцизы на ввозимые товары
87,3%
96,9%
0,32%
92,95%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11