Рефераты. Государственный бюджет: структура, значение, особенности в переходной экономике

* увеличение его доходной базы;

* реструктуризация расходной части бюджета;

* упорядочение бюджетных процедур.

Несколько слов о тексте и структуре закона о федеральном бюджете 2001г. Проект закона о бюджете 2001г. ясно показывает основную проблему бюджетной реформы, связанной с принятием Бюджетного кодекса. Суть ее в том, что Кодекс не установил ясного описания объекта “бюджет”, не сформулированы и требования к содержанию закона о бюджете. В результате, текст закона состоит из сумм утверждаемых расходов и учтенных доходов (приводимых в тексте закона и приложениях к нему в соответствии со структурой названной бюджетной классификации), а также из набора недостаточно взаимоувязанных текстовых статей, содержащих самые разнообразные нормы, выходящие за пределы темы закона.

Наиболее существенным недостатком такой хаотической организации является то, что значительная часть бюджетных расходов и доходов оказывается выведенной за пределы законодательного регулирования и даже вообще за пределы бюджетного учета. Например, таковы неясные суммы (десятки миллиардов рублей) “передаваемые в собственность” и/или “в управление”. Такова и не контролируемая на регулярной основе кредиторская задолженность в пользу федерального бюджета (по выданным внутренним кредитам, что не учитывается в составе бюджетной классификации и создает условия для бюджетных потерь).

Желательно прояснение этих важных деталей в Бюджетном кодексе.

Впервые за более чем десятилетие, в 2001 году, предлагается бездефицитный бюджет: расходы равны доходам. Бездефицитность, то есть экономическая сбалансированность бюджета, - в принципе важный позитивный сигнал агентам рынка в стране и за рубежом, повышающий доверие к экономической и финансовой политике государства, снижающий Хотя ликвидация дефицита достигнута частично за счет заведомого занижения части процентных платежей по долговым обязательствам правительства. кредитные риски.

По проекту доходы и расходы федерального бюджета составят 1 трлн. 193,483 млрд. рублей. Налицо рост бюджета в реальном выражении (то есть даже с поправкой на инфляцию Оценка инфляции (декабрь к декабрю) составляет в проекте бюджета 12%. Дефлятор ВВП (показатель, позволяющий сопоставлять стоимость всего ВВП текущего года с предыдущим) прогнозируется на уровне 15,5%.) на 12%. Доля бюджета в ВВП растет По доходам проекта бюджета 2001 г. в сравнении с законом о бюджете 2000 г. с 14,24% до 15,40%, то есть вес бюджета в ВВП увеличивается на 8%. Этим бюджет-2001 укрепляет финансовую роль государства.

В то же время бюджетный маневр выглядит довольно осторожным: доходы по проекту-2001 всего на 3% больше, чем ожидаемое исполнение доходов в 2000г., скорректированное на инфляцию. Это можно объяснить двумя соображениями:

- очень сильное изменение общей структуры доходов (большее, чем структуры расходов) вызывает у Правительства желание “подстраховаться” на случай возможных сбоев;

- кроме того, при распоряжении дополнительными доходами, не учтенными в законе о бюджете, Правительство обладает гораздо большей самостоятельностью, что также делает его заинтересованным в как можно более скромной предварительной оценке бюджетных поступлений.

Однако столь осторожная оценка государственных доходов и, следовательно, расходов, обязательно вызовет требование увеличить размер бюджета. В свою очередь увеличение налоговой нагрузки создаст риск снижения темпов роста ВВП, что может поставить под угрозу начавшееся оживление в народном хозяйстве.

2.2. Доходы бюджета РФ.

На территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему РФ. Закон не предусматри-вает четких границ между названными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и безэквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи тракто-вать как налоги. Ниже под термином “налоги” мы будем подразу-мевать не только собственно налоги, но и сборы, и платежи.

В законодательстве реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории Российской Федерации. В то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Российской Федерации и ме-стный. Важно отметить, что отнесение налогов к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении нало-гового законодательства. На практике это означает, что независи-мо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставленные местным органам власти права распоряжаться частью федераль-ных налогов (НДС, налогом на прибыль, подоходным налогом с физических лиц и т.д.) не являются основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов. Следовательно, уровни налоговой системы не сов-падают с уровнями бюджетной системы: если доходы федераль-ного бюджета в части налоговых поступлений формируются толь-ко за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании доходов местных бюджетов. Кроме закрепленных за ними местных налогов они включают в себя соответствующую часть федеральных нало-гов и налогов субъектов РФ.

Итак, федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее террито-рии. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Пра-вительством РФ. Льготы по федеральным налогам могут устанав-ливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика.

Налоги субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образова-ний, городов федерального значения) устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправ-ления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административ-но-территориального образования.

Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

налоги на совокупный доход;

налоги на имущество;

платежи за пользование природными ресурсами;

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

доходы от реализации государственных запасов;

доходы от продажи земли и нематериальных активов;

поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

административные платежи и сборы;

штрафные санкции, возмещение ущерба;

доходы от внешнеэкономической деятельности.

Для предотвращения утаивания доходов от налогообложения налоговые органы будут иметь право в случае явного несоответст-вия между образом жизни налогоплательщика и его официально уплачиваемыми налогами применять метод определения величи-ны подоходного налога по внешним признакам богатства.

Важнейшее значение для стабилизации налоговой и бюджет-ной системы страны будет иметь пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль, подо-ходному налогу, НДС. В необходимых случаях (в частности, пред-приятиям обществ инвалидов) отмена льгот может быть компен-сирована прямыми ассигнованиями из бюджета.

Необходимо придать налоговому законодательству большую четкость и “прозрачность”, не оставляющую места для неодно-значного толкования налоговых норм. В этих целях для улучшения собираемости налогов и предотвращения уклонения от налогооб-ложения должны быть осуществлены меры по рационализации и упрощению бухгалтерского учета, определению экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость про-дукции.

Борьба с предоставлением незаконных льгот и с ведением не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности должна вестись через ужесточение контроля за движением налич-ных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в “теневой” сектор, за зарубежными банковскими счетами юри-дических и физических лиц (в том числе за оффшорными счета-ми), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созда-нию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных под-разделений и “третьих лиц”.

Для решения проблемы недоимки по налогам необходимо:

* законодательно обеспечить преимущество налоговых плате-жей при установлении порядка списания средств со счета пред-приятия-должника;

* наладить работу по обращению взыскания задолженности на имущество недоимщиков;

* осуществлять процедуру банкротства при наличии устойчивой задолженности по налогам;

* установить ответственность собственников и управляющих предприятий за неуплату налогов в бюджет;

* отказаться от использования зачетных схем уплаты налогов в бюджет, вызывающих рост отсроченных недоимок;

* наладить индивидуальную работу с крупными неплатель-щиками налогов путем установления налоговых постов, введения представителей налоговой администрации в аппарат управления;

* перевести счета крупных налогоплательщиков в ЦБ РФ и федеральное казначейство;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.