Дефицит
Y
Рис. 4. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицитгосударственного бюджета
t - налоговая ставка; G - государственные расходы; T - налоговые поступления; Y - доход. В точке E - сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G
1.6. Регулирование бюджетных потоков.
Федеральный бюджет является вершиной бюджетной пирамиды. Он главный регулятор восходящих и нисходящих денежных потоков. Можно выделить два мощных нисходящих денежных потока: обеспечивающий финансирование предприятий и учреждений федеральной собственности, социальные программы, управление, оборону и т.п.; поток, поступающий в бюджеты субъектов Федерации в целях формирования их доходной базы. Разграничение их принципиально важно для эффективного управления централизованными финансовыми ресурсами и преодоления структурного кризиса в экономике России.
Денежный поток, направляемый в предприятия и учреждения федеральной собственности, зависит от масштабов этой собственности и темпов ее приватизации, рентабельности производства, накопления капитала, потребности в инвестициях. Минимизация его может отрицательно сказаться на будущих прибылях и приоритетах развития российской экономики, научных достижениях и интеграции в мировое экономическое сообщество. Тем не менее, необходима оптимизация такого потока путем стимулирования накоплений и инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности.
Весьма важным представляется разработка порядка, при котором выделение средств из федерального бюджета на безвозмездной основе на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию предприятий и организаций предусматривает увеличение (оформление) доли федеральной собственности на таких предприятиях и в организациях путем получения дополнительного пакета акций, подлежащего в дальнейшем обязательной продаже. Это, по сути, приравнивает бюджетные ассигнования к широко распространенному способу инвестирования частного капитала, сопровождающемуся соответствующим увеличением размеров уставного капитала и изменениями в составе собственников коммерческих организаций.
Денежный поток, обеспечивающий поступление финансовых ресурсов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации (без учета регулирующих налогов), должен быть обусловлен только необходимостью развития социальной сферы и финансирования целевых и долговременных программ, имеющих как региональное, так и общегосударственное значение. Аналогично должны строиться взаимоотношения между бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами, но с существенной оговоркой: местные бюджеты не должны иметь дефицит по статьям текущих расходов.
Самые негативные последствия связаны с несвоевременным выполнением обязательств перед бюджетом налогоплательщикам. Это имеет эффект блокировки бюджетных потоков. Рост дебиторской задолженности бюджетов всех уровней приводит к соответствующему росту кредиторской задолженности перед получателями бюджетных средств. Все факты оседания в денежном обороте предпринимательского сектора экономики средств, предназначенных для уплаты в бюджет, означают построение пирамид из неплатежеспособных предприятий. Рост бюджетной дебиторской задолженности ведет к наращиванию государственного долга.
В странах с рыночной экономикой несбалансированность доходной и расходной частей бюджета явление обычное. Связано это с тем, что существует рынок капиталов, на котором бюджет может выступить в роли заемщика и гаранта по привлекаемым денежным средствам. Но рынок капиталов функционирует по своим внутренним законам, один из которых - прибыльное размещение средств инвесторами и кредиторами. Таким образом, становясь участником рынка капиталов, бюджет подчиняется рыночным законам и способен оплатить стоимость привлекаемых ресурсов.
В процессе бюджетного регулирования появляются дополнительные нисходящий и восходящий денежные потоки. Возникает альтернатива в решении вопроса о том, какой из методов их регулирования более предпочтителен в складывающейся экономической ситуации, какой подход может быть реализован, безусловно, и с наименьшими потерями в будущем. Следствие функционирования дополнительного восходящего бюджетного потока - государственный долг, обслуживание которого становится частью дополнительного нисходящего бюджетного потока.
Обозначим совокупный восходящий денежный поток поступлений У Qij, а совокупный нисходящий поток финансирования У Zij.
Если У Qij - У Zij ? 0, то бюджет имеет дефицит или сбалансирован, У Qij - У Zij < 0 означает бюджетный дефицит, при У Qij - У Zij > 0 привлечение средств превышает погашение основной суммы задолженности.
Обобщая денежные потоки, модель становится сбалансированной и приобретает следующий вид:
У Qij + У Xij = У Zij + У Y ij
Таким образом, сбалансированность достигнута за счет наращивания государственного долга и выхода бюджета на рынок капиталов.
В yсловиях рынка отирают или, по крайней мере, сводятся к минимyмy методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", имеющей право yправлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов.Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11